Владыка ответил, что такой взгляд на мученическую смерть для верующего человека является совершенно неверным, пишет ИА Екатеринбургской епархии. "Все, что в своей жизни они накопили хорошего, мы увидели в последние дни их. Когда они в скорби находились, когда они были в узах, в очень тяжелых условиях, они проявили настоящее Христианство, настоящую жизнь во Христе и со Христом, так что мы все удивляемся. До этого мы как-то не замечали, не видели: они ходили, как все, в церковь, молились, делали добрые дела, постились - в общем-то обычная христианская жизнь. Но что в душе было, мы не видели. Это проявилось в последние дни жизни в Екатеринбурге. И читая их письма, обращенные к близким, друзьям, мы удивляемся их духу благочестия и святоотеческому мышлению. Как они смотрели на смерть, страдания, унижения, оскорбления, как они проявляли доброту по отношению к солдатам, которые их охраняли и издевались над ними, приносили им много неприятностей! Они с благородством, с любовью, кротостью смотрели на них - не с озлобленностью, а с добротой - так, что покоряли даже этих огрубевших, жестоковыйных, жестокосердных людей. Им делали зло, а они делали добро. Они побеждали добром зло. И говорили, что Россия через много испытаний добром избавится от зла. Сейчас видно, что эти пророческие слова они сказали нам, сегодняшним. Мы добро должны преумножать сейчас, добром победить зло, которое, к сожалению, присутствует в нашем обществе. Это очень важно - исполнить волю наших Страстотерпцев, Царя Николая", - подчеркнул владыка Викентий.
Архиепископ Викентий также назвал безосновательными расхожие обвинения о якобы виновности Государя в пролитии крови 9 января 1905 года: "Доказано документально, что виновности Царя в этом нет, не он дал приказ о расстреле - это была провокация со стороны организаторов восстания, чтобы специально спровоцировать людей на кровопролитие. И мы знаем из документов, что Император, когда узнал об этом случае, очень переживал, сострадал, он лично ходил к семьям, которые пострадали от этого ужасного кровопролития: утешал и материально помогал, все делал, чтобы хоть как-то возместить скорбь, которая постигла людей не по его вине. Это была спровоцированная акция; сейчас происходит много так называемых "цветных" революций - оранжевых, розовых, и в толпе протестующих чего только не творится, чтобы спровоцировать тяжелые последствия, чтобы потом кого-то обвинить: ту или иную партию, руководство страны и так далее. Так же спровоцировали и события 9 января, и "вину" Царя. Сами, кто кровь пролил, и обвинили невинного человека".
"Столько времени прошло, и никак люди от этой лжи не могут избавиться. Ведь всех обманули, и мы сейчас в обмане находимся по отношению к невинному Царю. Его обвинили, что он был зачинщиком, дал приказ стрелять, и эту ложь принял весь мир. Но изучение архивов открывает совсем другую картину. Если все объективно рассматривать, то видим, что Царя оклеветали. Все, в чем его обвиняли - что он пьяница, блудник, развратник, что он не управляет государством - грязная ложь, неправда, сильнейшая клевета, которой, к сожалению, народ русский поверил. Поверив клеветническим воззваниям, он ослабил любовь к Царю, потом получилась такая беда - из-за отступления от Помазанника Божия великие трудности испытали. Потом, конечно, люди каялись: что мы натворили, что мы наделали?! Как выражались некоторые люди того времени, "наклеветались и наговорились". В последнее время Российской империи основным занятием людей, особенно верхушки, интеллигенции было обсудить что-то новое о Царе - где он что сделал... И когда случилась беда, они говорят: "вот, досплетничались до такой степени, что просто развалилась вся страна". И не понимали, что своими же руками ломают механизм, который строился веками в России. Ломали чем? Клеветой, сплетнями, ложью, обманом и пересудами. Это для нас должно быть уроком: так скоро принимать обвинения в адрес любого человека очень опасно. Опасно для общества, государства, окружающих. Надо сначала исследовать, посмотреть, увидеть, убедиться, потом уже делать выводы - было или не было. А тут сказали, и все подхватили, весь мир твердит одно и то же. А когда немножко успокоятся, видят, что ошиблись. А человек уже оклеветан, страна уже потеряна, кровопролитие неминуемо. Вот чего добились. Поэтому происшедшее с нашей страной должно быть для нас большим уроком", - подчеркнул архипастырь.
"Клеветать, обманывать, подозревать - очень опасно и большой грех. И этот грех привел к катастрофе: погибло мощное государство, которое развивалось высокими темпами. Мировые державы удивлялись, что Россия становилась лидером во всех сферах жизни. Сейчас мы где-то на 70-100 месте - а тогда были на первом месте. А сейчас куда нас отодвинули..." - заключил архиепископ Викентий.