Между тем, Президент добавил, что условия вхождения России в организацию будут согласованы с другими представителями Таможенного союза - Казахстаном и Белоруссией, сообщает Lenta.ru. "Можно, согласовав некие общие стандарты и позиции внутри тройки Таможенного союза, вступать раздельно, что, на мой взгляд, является более простым и более реалистичным, но при соблюдении, конечно, прав и интересов других участников", - сказал Д.Медведев.
В четверг 9 июля схожую позицию озвучил помощник Президента России Аркадий Дворкович. Он сослался на мнение экспертов, которые считают вариант вступления в организацию в рамках Таможенного союза "проблемой". В то же время Дворкович подчеркнул, что Россия не отказывается от создания Таможенного союза. Он также заявил, что решение, каким именно образом России присоединяться к ВТО, пока не принято.
Сценарий вступления России, Белоруссии и Казахстана в ВТО вместе был разработан в июне 2009 года. Однако затем он подвергся критике как в России, так и за рубежом. В Белоруссии вступление в организацию решили перенести на 2020 год. В свою очередь, министр торговли США Гэри Лок назвал предложение России присоединиться к Всемирной торговой организации Таможенным союзом "невыполнимым". В то же время гендиректор ВТО Паскаль Лами не сумел вспомнить ни единого случая, когда государства вступали бы в ВТО блоками.
"Можно, конечно, увидеть в этом какое-то давление со стороны США, - продолжил свой комментарий Андрей Кобяков, - но, по-моему, пока основания для этого имеется не так уж и много, потому что в целом непонятно, какие могли бы быть соображения, которые служили бы препятствием для вступления и других членов Таможенного союза в ВТО. У меня нет априорной информации, почему это решение было озвучено в таком виде и озвучено, насколько я понимаю, без консультаций с ВТО, потому что иначе мы не услышали бы выступление Паскаля Лами, который фактически говорит, что процедуры коллективного вступления в ВТО не существует".
"Таким образом, получается, что решение ЕврАЗэС о коллективном вступлении в ВТО было, как минимум, поспешным, иначе как это можно еще было бы трактовать. В противном случае приходится тогда признать, что это вообще некая игра, в которой никакого содержательного начала вообще не присутствует, но вряд ли это так, потому что интеграционные приоритеты России теперь обозначены, и я думаю, что свои обязательства по Таможенному союзу пересматривать Россия вряд ли будет, а что касается вступления в ВТО, то вспомним, как в прошлом году после того, как Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, нам пытались пригрозить, что наше вступление в ВТО тем самым затормозится, и вспомним, какой оперативный ответ был озвучен и Путиным, и Шуваловым, что России не так уж и хотелось вступать в ВТО и что мы сами приостанавливаем процесс присоединения к ВТО. После чего можно сделать вывод: по-видимому, уже на тот момент было осознание, что торопиться со вступлением в ВТО не следует. В целом если эти решения рассматривать как некий единый процесс, то мы увидим все более и более реалистический взгляд на проблему членства России в ВТО. Я думаю, что в этом смысле вроде никто не был заинтересован в спешке. Наверное, этот пробный шар, связанный с тем, чтобы вступать коллективно, был нарочитым шагом, который должен был спровоцировать руководство ВТО на очередной демарш. Вопрос в другом: а что поменялось после визита Обамы в Россию? Может, здесь решили сторговать более решительное наше движение в сторону ВТО в рамках некоей многосторонней договоренности. Но пока это всего лишь спекулятивные рассуждения, не имеющие под собой твердого основания"
"Я думаю, что решение о коллективном вступлении в ВТО было не ошибкой, а провоцирующим шагом. Возможно, это проверка того, если мы будем вступать в ВТО индивидуально, то означает ли это ускорение процесса. Поживем - увидим. Посмотрим, какие будут следующие шаги. Честно сказать, решение о коллективном вступлении в ВТО сразу вызвало у меня некоторое недоумение потому, что само по себе наличие Таможенного союза между членами ВТО не противоречит ни духу, ни букве ВТО, тому пример - Европейский Союз, но, тем не менее, страны Европейского Союза вступали в ВТО каждый индивидуально, не входя, например, в виде Европейского Союза коллективо. Прецедентов коллективного вступления в ВТО действительно нет, поэтому, наверное, это решение было сделано, в том числе в расчете на то, чтобы вызвать какую-то реакцию со стороны ВТО. Как может быть иначе? Или надо предположить абсолютно полную, несусветную безответственность людей, которые принимали подобное решение, что вообще кажется маловероятным, тем более учитывая то, что теперь в управляющих структурах ЕврАЗэС работают люди вполне компетентные в этих вопросах, тот же Сергей Глазьев, который в свое время был министром внешнеэкономических связей, человек, который давным-давно этой темой занимается. Поэтому он не мог не знать про то, что подобного прецедента вообще не существует", - подчеркивает аналитик.
"Здесь, правда, может оказаться более запутанная интрига. Вполне возможно, что в разных структурах ЕврАЗэС есть различные интересы, может быть, действительно подобное решение было принято для того, чтобы затормозить вступление России и ее партнеров по Таможенному союзу в ВТО. По большему счету, такая логика просматривается. Когда России сказали, что ее быстро в ВТО не пустят, мы тут же под шумок, чтобы снять с себя ответственность первого шага, говорим, что мы на самом деле не торопимся в ВТО. После чего мы принимаем решение о коллективном вступлении, явно намереваясь вызвать встречную негативную реакцию. Поэтому можно предположить, что среди людей, которые в этой сфере в России принимают решения, есть лоббисты подобной идеи. Почему бы и нет? Некоторая логика в этом есть", - заключил Андрей Кобяков.
Русская линия