Напомним, что после высылки Силберштейна еврейские организации России (ФЕОР, еврейская община Владивостока, Еврейская национальная культурная автономия Владивостока, Евро-Азиатский еврейский конгресс) выразили возмущение решением местных властей, отметивших что высланный раввин хотя и нарушал закон, но нарушение было "легко устранимым" и не требующим депортации.
В свою очередь старший священник Свято-Иннокентьевского женского монастыря в селе Раздольное Еврейского Автономного Округа иерей Димитрий Каплун, назвал печальным факт подмены правовых норм вопросами антисемитизма, исламофобии и прочей религиозной вражды. "Перед законом, как и перед Богом, все граждане должны быть равны - священнослужители любых конфессий тут не исключение. Печально, что тему равенства перед законом священнослужителей авторы некоторых заявлений пытаются подменить в таких случаях темой межрелигиозных отношений, вопросами антисемитизма или русофобии, антиисламизма и прочими", - сказал он.
"Гонения за веру, за убеждения - неприемлемы в любом государстве. Но так же неприемлемо, чтобы сан христианского священника, раввина или муфтия - осенял нас, священнослужителей, чуть ли не депутатской юридической неприкосновенностью", - отметил священник. "По конкретному случаю приморского раввина Силберштейна не могу сказать ничего определенного - не знаю, насколько серьезны были нарушения им законов России и насколько они могли подлежать снисхождению суда. Думаю, впрочем, что у пострадавшего остается право аппеляции к более высоким судебным инстанциям. И пусть свершится над ним Божия воля", - заключил священник.
Насельник Свято-Введенского монастыря в Иванове, известный православный публицист и миссионер иеромонах Макарий (Маркиш) считает, что нарушение законов недопустимо ни для кого, если мы хотим быть правовым государством. "Законы интерпретирует судебная власть. И решениям, которые она принимает, мы должны подчиняться, если мы хотим быть правовым государством. Если же начать искать оправданий, то начинаются обвинения в антисемитизме и прочих "-измах", которых можно выдумать очень много - десятки, если не сотни. Этак, знаете, можно украсть у человека кошелек, а потом оправдываться нехваткой денег на опохмелку или репрессированной при Сталине бабушкой", - заключил он.
А известный православный публицист диакон Андрей Кураев обратил внимание на то, что в иудаизме нет официальных управляющих органов: над раввином, строго говоря, нет начальства. Я не представляю, возможно ли в таких случаях внутриконфессиональное разбирательства этого дела. Но если иудеи не могут справиться с этим сами, то они не должны удивляться тому, что общество, в том числе и государственная власть, обратит внимание на нарушения закона", - сказал он. "Закон обязателен для всех, вне зависимости от занимаемой должности или принадлежности к той или иной конфессии. Если закон нарушен, то, конечно, человек должен отвечать", - отметил отец диакон.
"Еврейские публицисты, вне зависимости от того, религиозны они или нет, часто говорят, что трагедия холокоста была возможна только из-за того, что в европейской культуре существовал принцип коллективной ответственности - в грехе одного человека оказываются повинны и все его единоверцы или родственники. В данном случае сами иудеи демонстрируют тот же принцип: "Удар по одному из нас - это удар по всем по нам и повод говорить о государственном антисемитизме в России". Это называется "двойные стандарты". То есть я понимаю, что можно требовать доказательств нарушения закона, предъявления аргументов. Эти вопросы уместно ставить. А крики "Наших бьют!" - это признак родоплеменного мышления", - заключил отец Андрей.
Между прочим, осудил позицию хасидских организаций и руководитель Департамента общественных связей Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России Владимир Плисс. Отметив, что никакого антисемитизма в решении УФМС по Приморскому краю о депортации раввина Сильберштейна нет, Плисс сказал: "Думаю, что это первые сигналы реакции на проект "Берл Лазар - духовный лидер российского еврейства". Искусственно навязать лидера религиозной общине - изначально бесперспективная идея. Хочется надеяться, что родилась она в свое время в результате чистосердечной ошибки, а не с целью скомпрометировать еврейскую общину, как это в результате происходит", - сказал он.