Напомним, что группа депутатов Госдумы подготовила законопроект, предусматривающий введение уголовной ответственности для недобросовестных заемщиков. Документ предлагает сажать в тюрьму тех, кто при получении кредита предоставляет в банк недостоверную информацию о себе, и индивидуальных предпринимателей или руководителей предприятий, у которых просроченная задолженность по кредитам превышает 10 тыс. руб. Согласно действующему законодательству, уголовное дело может быть заведено на заемщика, просроченная задолженность которого превышает 250 тыс. руб.
Впрочем, у законопроекта нашлись и критики. Так, депутат от "Единой России", Павел Медведев заявил, что "этот проект никогда не будет принят Госдумой и, тем более, подписан Президентом России", сообщает ИА "Росбалт". По его словам, авторы проекта увидели только одну сторону медали, касающуюся введения наказания для недобросовестных заемщиков. "Но есть другая сторона, связанная с ответственность самих банков перед вкладчиками, которым отказывают в просьбе закрыть депозит, - сказал он. - Спрашивается, заслуживает ли такой банкир наказания? Если да, то в законе надо прописать ответственность и для них".
Как пояснил иеромонах Серапион (Митько), "в основе психологии кредитной мании, которой оказалась подвержена часть нашего общества, лежит утрата чувства перспективы и веры в будущее, а в конечном итоге - утрата ощущения вечности": "Человек живёт сегодняшним днём, он не доверяет Богу и, не беря в расчет изменения своей жизни в будущем, он желает получить всё "здесь и сейчас"".
"Конечно, - добавил отец Серапион, - нужно понимать, что некоторые крупные покупки сегодня практически невозможно сделать без привлечения кредита (например, приобретая недвижимость или автомобиль), но мы чаще всего сталкиваемся с ситуацией, когда люди берут кредит на покупку мебели, туристические поездки и другие несрочные вещи. А это свидетельствует об утрате чувства реальности многими нашими гражданами. Последние годы были чрезвычайно удачными в экономическом плане и благосостояние многих наших сограждан значительно выросло. Кредиты стали более доступны и люди начали тратить все свои материальные и духовные силы на улучшение собственного благосостояния, не думая о том, что за всё в свое время придётся платить".
Как заметил священник, "в каком-то смысле экономический кризис вызван тем, что время относительного экономического благополучия, данное нам Богом, не было использовано для самосовершенствования, духовного роста, помощи ближнему и актуальных социальных проектов. Полученные прибыли использовали исключительно для повышения собственного благосостояния, но и этого казалось мало, и люди набирали кредиты".
"С другой стороны большинство наших сограждан не только не знают, что ростовщичество является грехом перед Богом, но и не предполагали, какие трудности у них могут возникнуть после получения кредита. Ведь люди, взявшие кредит, оказываются самой незащищённой категорией населения. К тому же, у этих людей сегодня возникает справедливый вопрос: почему, банк, задолжавший миллионы рублей, получает поддержку от государства, а человек, взявший в кредит несколько тысяч, может подвергнуться уголовному преследованию? Поэтому, государство в сложившейся кризисной ситуации должно понять, что не только банковский сектор или рынок акций, но и отдельно взятый человек нуждается в его поддержке. Односторонняя же помощь государства крупным финансовым институтам вызывает у людей удивление и протестные настроения", - заключил иеромонах Серапион (Митько).
Русская линия