Иеромонах Мефодий (Зинковский): Реформы проводились слишком жестоко

На конференции в Александро-Невской Лавре говорили о проблемах раскола русского Православия в XVII веке

0
230
Время на чтение 4 минуты
миссионерская богословская конференция "Раскол: догмат и обряд"Вчера, 30 октября, в Свято-Духовском корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры прошла миссионерская богословская конференция "Раскол: догмат и обряд". Организовал форум по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира Миссионерский отдел епархии. Конференция проходила в рамках Дней Старообрядчества в Санкт-Петербурге.

Председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Будников, открывая конференцию, заметил, что расколы, трагические разъединения единого тела Церкви осуществляются легко и быстро, а для того, чтобы их потом залечить требуется много времени, терпения и любви. По его мнению, для того чтобы в перспективе можно было восстановить в полной мере литургическое и молитвенное общение старообрядцев и православных необходимо сперва найти общий язык, найти то общее, что нас объединяет.

Затем с докладом "Святоотеческое учение о догмате и ереси" выступил ассистент профессора СПбДАиС по кафедре Догматического богословия, кандидат богословия иеромонах Мефодий (Зинковский). Он проанализировал различие между понятиями "догмат" и "канон", отметив, что разделение между этими понятиями произошло только в IV веке. Суть различия, по слову о. Мефодия, состоит в том, что догмат - это вероучительная истина, а канон, или правило - это дисциплинарная или нравственная норма. Догмат обладает четырьмя отличительными признаками: вероучительность, богооткровенность, церковность и законообязательность (истина, не обладающая хотя бы одним из этих признаков, не может быть признана догматом). Из догмата не может быть что-то убавлено или что-то прибавлено. Напротив, дисциплинарные нормы, если они не нарушают апостольские постановления и Священное писание, могут быть изменены, отменены.

Иеромонах Мефодий (Зинковский)Далее священник, ссылаясь на определения святых отцов и известных богословов, растолковал понятие "ересь". Отец Мефодий отметил, что всякий раскол, ересь и схизма всегда есть ересь против догмата о Церкви. Говоря о расколе Русской Православной Церкви в XVII веке, докладчик заметил, что для большинства членов Церкви того времени было характерно неразличение содержания веры и формы ее выражения. Они не делали никакого различия между догматическими и дисциплинарными вопросами. Тем не менее, при неизменности догматов, отметил отец Мефодий, Церкви известен "плюрализм форм выражения веры и ее практики".

Патриарх Никон, по словам докладчика, проводя церковные реформы, исходил из ошибочного взгляда на то, что различия в богослужебной литературе греков и русских могут привести к растлению нашей веры. Увидев в двуперстии ересь, он произвел, по словам священника, "единоличную, неоправданную и немотивированную замену двуперстия на трехперстие". В целом, подчеркнул иеромонах Мефодий, как для сторонников Патриарха Никона, так и для его противников, было характерно абсолютное неразличение канонических, дисциплинарных и догматических вопросов. Из этого неразличения, по словам докладчика, следовало богословское непонимание сути церковной реформы, сильная привязанность русских людей к обрядам и требование к их неизменяемости. Метод проведения реформы был неправильный и жестокий, главным образом, из-за участия в реформе греческих иерархов, которые после Флорентийской унии, за любой раскол стремились наказывать отлучением от Церкви.

С докладом "Старообрядческий вопрос на Поместном Соборе 1917-1918 гг." выступила старший научный сотрудник Института Российской истории РАН, преподаватель истории РПЦ на кафедре истории Церкви МГУ к.и.н. Е.В.Белякова. Она рассказала о положении старообрядчества в начале XX века. По ее словам, многие архиереи того времени считали, что восстановление на Руси Патриаршества вернет в Русскую Церковь многих староверов. Это обстоятельство было для них весомым аргументом в пользу восстановления в Русской Церкви Патриаршей власти. Главным препятствием для воссоединения старообрядцев с Русской Церковью были клятвы Поместных Соборов Русской Православной Церкви: Московского 1656 года и Большого Московского 1667 года на старые русские обряды и употребляющих их. В то время, отметила Белякова, в Русской Церкви спорили о том, были ли эти клятвы наложены на сами старые обряды, либо только на тех, кто сопротивлялся никоновским реформам, не желая отказываться от старых обрядов.

Докладчица отметила, что на Поместном Соборе 1917-1918 гг. вопрос о воссоединении старообрядцев с Русской Церковью свелся в основном к двум вопросам: об отмене клятв и создании особого епископата для единоверцев. Некоторые миссионеры и архиереи Русской Церкви были против отмены клятв Соборов, которая будет свидетельствовать, по их мнению, о том, что Русская Церковь, наложившая на старообрядцев эти клятвы, заблуждалась. Многие православные люди, клир и епископат того времени воспринимали старообрядчество как раскол, как "болезнь, которую следует излечить". "До сих пор в Русской Церкви наблюдается такое отношение", - считает историк. Многие архиереи также были против введения единоверческих епископов, поскольку это могло привести к разделению русского православия и созданию еще одной автокефалии в России. В конечном счете, на Соборе было принято решение о введении в единоверческой церкви викарных епископов в рамках епархий Русской Православной Церкви.

Иерей Константин КостроминС докладом "Догматическая разность Символа веры" на конференции выступил клирик Свято-Исидоровского храма иерей Константин Костромин. Священник отметил, что книжное исправление богослужебных книг стало важнейшим вопросом, разделившим русских людей в XVII веке. Он проанализировал тексты Символа веры старообрядцев и новообрядцев и пришел к выводу, что между этими текстами не существует принципиальных различий, а те текстологические расхождения, которые существуют, не искажают содержание Никео-Цареградского Символа веры, принятого на Втором Вселенском Соборе.

На конференции с докладами также выступили: священноиерей единоверческого храма Архистратига Михаила (с. Михайловская Слобода, Московская область) Евгений Саранча "Проблема догмата и обряда в трудах первого единоверческого епископа Симона (Шлеева)", настоятель общины Русской Православной Старообрядческой Церкви в Великом Новгороде священноиерей Александр Панкратов "Современное отношение РПЦ МП к проблеме старого и нового "обрядов" по материалам официального исторического путеводителя по Соловецкому монастырю - взгляд старообрядца", настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы (Санкт-Петербург) Русской Православной Старообрядческой Церкви священноиерей Геннадий Чунин "Старый и новый обряд в Православии" и другие.

Большинство докладов были очень интересными. В целом конференцию отличал высокий научно-богословский уровень. И весьма прискорбно, что проходила она в полупустом зале.
Александр Тимофеев, Русская линия
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 10:22
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44