В апреле 2008 года делегация КЕЦ посетила Эстонию и встретилась митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием, а также с духовенством Московского Патриархата. В ходе этих встреч было установлено соответствие Эстонской Православной Церкви критериям членства в КЕЦ и дана рекомендация о ее принятии в число членов конференции. Несмотря на это, в ходе последнего заседания ЦК КЕЦ президентом КЕЦ пастором Жаном-Арнольдом де Клермоном при поддержке представителей Константинопольского Патриархата были предприняты неоднократные попытки затянуть рассмотрение заявки. Подобные действия, в частности, обосновывались неурегулированностью вопроса о статусе православных юрисдикций в Эстонии между Московским и Константинопольским Патриархатами. В итоге, заявка так и не была рассмотрена.
Таким образом, присутствие Русской Православной Церкви в организации, открыто проповедующей экуменические ценности и сотрудничающей с Всемирным Советом Церквей и национальными экуменическими советами в разных странах Европы, теперь невозможно. И надо сказать, это не может не радовать. Единственным оправданием присутствия Русской Церкви в подобного рода структурах можно было считать проповедь православного вероучения среди инославных, а также сотрудничество в делах милосердия и миротворчества. Однако, как показывает опыт, руководство КЕЦ не склонно прислушиваться к голосу Москвы даже в таких формальных вещах, как рассмотрение заявки на членство в этой организации. Тем более, вряд ли, они станут прислушиваться к голосу русских архипастырей и в таких сложных вопросах, как догматические отклонения протестантов и католиков от православного вероучения.
В Русской Церкви уже давно звучат голоса (и с каждым годом они становятся все сильнее) о необходимости выхода Московского Патриархата не только из КЕЦ, но и из Всемирного Совета Церквей, работа в которых на практике не приносит никаких положительных плодов. Примечательно в этом смысле, что решение о приостановке членства Москвы в Конференции европейских Церквей, принимал лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который в то же самое время ради сохранения православного единства не стал отказываться от участия в работе Всеправославного совещания, которое прошло на днях в Стамбуле. Еще одной любопытной чертой этого решения можно считать то, что в свое время именно Алексий II, будучи еще только митрополитом, принимал активное участие в работе КЕЦ, теперь он же приостановил членство Русской Церкви в этой организации. Как говорится, все возвращается на круги своя.
А.Колышкин