Проект, приуроченный к празднованию 1020-летия Крещения Руси, стартовал в Москве в стенах Третьяковской галереи ещё в мае. Затем экспозиция переехала в Киево-Печерский историко-культурный заповедник, а вчера открывалась в Минске. Самые древние иконы - из Ярославля, Суздаля, Великого Новгорода, Пскова, Москвы XIV - XVI столетий - сохранились в коллекции Третьяковской галереи: "Богоматерь Владимирская", "Богоматерь Одигитрия", "Богоматерь Ильинская Черниговская", "Успение". Киево-Печерский историко-культурный заповедник представляет самобытные иконы XVI - XIX веков от поствизантийского времени до эпохи барокко из Волыни, Галиции, Киева и Чернигова, из регионов, которые столетиями являлись ведущими центрами школы иконописи. Белорусские иконы на выставке - только небольшая часть духовного наследия, сохранившегося до наших дней. Они разнообразны по стилю: есть в них черты позднего Ренессанса и раннего барокко. Многие иконы писались адресно, для мелкой и средней шляхты, поэтому мастера стремились к созданию более жизненного изображения святых. Впрочем, и сами иконописцы зачастую были выходцами из народной среды, воспринимавшими духовный мир непосредственно, поэтически.
Во время проведения выставки вновь был поднят вопрос о месте нахождения святынь. Руководители ведущих художественных музеев Белоруссии, России и Украины не поддерживают идею возвращения особо ценных икон из музейных залов в храмы. Такую позицию выразили вчера на пресс-конференции директор Национального художественного музея Республики Беларусь Владимир Прокопцов, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Валентин Родионов и генеральный директор Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Сергей Кролевец.
Иконы и другие ценности "в музеях сохраняются лучше, чем в храмах", сказал Прокопцов. Он отметил, что в музеях организована надежная охрана, работают самые современные климатические установки. В то время как многие храмы, особенно сельские, вообще не охраняются. Нередко их грабят, а всегда поддерживать в храме один и тот же температурно-влажностный режим вообще невозможно. Вместе с тем Прокопцов высказался за то, чтобы для храмов создавались копии особо ценных икон.
В свою очередь Родионов заметил, что, например, самая главная святыня православной России - икона "Богоматерь Владимирская - хранится в Третьяковской галерее. Как это предусмотрено в музеях, она находится под надежной охраной, в специальной климатической капсуле, но на протяжении четырнадцати лет ежегодно под усиленной охраной на несколько дней перевозится для поклонения в Донской монастырь.
К сказанному коллегами Кролевец добавил, что "практически все ценные иконы, которые сейчас есть на территории Белоруссии, России и Украины, сохранились благодаря тому, что находились в музеях".
Удивляет то, что, говоря о чудотворной иконе Владимирской Божьей Матери, директор Третьяковской галереи опустил тот факт, что икона находится не в музее, а в действующем храме при музее, и, если бы и другие музеи, хранящие святыни, пошли бы такому же пути, - наверное, это и было бы наилучшим выходом из спорной ситуации. А делать копии с чудотворных икон, как предлагают музейщики, не имеет смысла, их и так на протяжении веков было создано немало.
Выставка "Православная икона России, Украины, Белоруссии" будет работать в Минске до конца октября, в ходе запланированного в октябре визита в Белоруссию Патриарха Алексея II, планируется посещение выставки Его Святейшеством и проведение молебна, на котором смогут присутствовать верующие. Это намечающееся событие можно назвать ещё одним миротворческим шагом и в деле сближения трёх славянских народов, и в деле взаимопонимания между музейными работниками и Церковью.
На иконы можно любоваться, воспринимать их эстетически, но создавались-то они в первую очередь для того, чтобы перед ними молились. Молились о "мире всего мира", о преодолении вражды и единстве.
Л.Ильюнина