В России празднуется 180-летие со дня рождения Льва Толстого

Новости Москвы 
0
87
Время на чтение 3 минуты
Сегодня во всем мире празднуют 180 летний юбилей Льва Толстого. В разных городах мира пройдут Международные конференции и памятные вечера. В мемориальном музее Толстого в Москве отрыта выставка, посвящённая новым архивным материалам. Российские каналы телевидения транслируют фильмы - экранизации произведений гения русской литературы, а так же документальные передачи о нём. На сценах московских театров и театров других городов в этот день будут идти постановки по пьесам Толстого.

В юбилейный день мы воздаем должное Толстому, как великому русскому писателю, известному во всём мире. Но всё-таки вероятно настала пора говорить не только о гении Толстого, но и о его великих заблуждениях, о том вреде, который он принес русскому обществу. В своё время В.И. Ленин справедливо назвал Толстого «зеркалом русском революции» - это относится, прежде всего, к богоборческому учению Толстого, которое он неустанно проповедовал на протяжении двух последних десятилетий своей жизни. Проповедь толстовства действительно породила многих революционеров, многих она заставила отвернуться от Церкви, от веры отцов, проклясть государство и Помазанника Божия и вступить с ними в открытую борьбу.

Лев Толстой как глубоко антинациональное, и в то же время очень русское явление, действительно остается зеркалом, в котором Россия должна изучать свои недостатки, и опасности для своего существования. Это можно назвать уроками Льва Толстого.

К чему призывал Толстой русское общество, вспомнить об этом сейчас поучительно, его призывы - образец того, как благие пожелания, утопия, оторванная от реальных условий земного бытия, могут привести к огромным человеческим жертвам и разрушениям, когда её воплощают жизнь.

Главная суть толстовства - учение о царстве Божием на земле. Социальная утопия Толстого состоит из двух частей: критика современности и набор мер, которые следует принять, и детальная разработка «позитивного утопического идеала» - то есть проекта общества будущего.

Толстой учил, что христианской истине и царствию Божию на земле противостоит государство и его институты - суды, армия, полиция, собственность. Толстой видел в государстве и первопричину, и первоисточник всех человеческих бед. Государство не только ложно само по себе, как «богопротивная» форма жизни, - учил он, - но и всё, что исповедуется государством, вредно и неправильно, начиная от «суеверия отечества» и кончая «суеверием цивилизации», включая законодательство, защиту границ, присягу, промышленность, культуру.

Таким образом, мы имеем дело с парадоксом - являясь великим русским писателем, обладая титаническим даром изображения русской жизни в её историческом прошлом и настоящем, Толстой проповедовал отказ от Отечества, отказ от культуры, в том числе от классической словесности, отказ от религии, отказ от «власти придержащих», - в конечном итоге отказ от всех основ, на которых только и может строиться земное существование человека. Что же он предлагал взамен? Идеал толстовства - крестьянская община, то есть, как определил сам Толстой, - идеальное общежитие, основанное на взаимном соглашении. Толстого предлагал свой проект-регламент идеального общественного бытия.

День человека разумно делится на 4 части, которые Толстой назвал «упряжками»: от пробуждения до завтрака, между завтраком и обедом, от обеда до полдника и от полдника до вечера. Этим временным категориям соответствуют четыре рода трудовой деятельности человека: тяжелый мускульный труд, «от которого вспотеешь», деятельность «ловкости-мастерства» (пальцев и кисти рук, то есть ремесленный труд), «деятельность ума и воображения» (искусство), и «деятельность общения с другими людьми».

Все обозначенные виды труда производят четыре рода жизненных благ, получаемых от тяжелого труда (например, хлебопашество), ремесленного труда (одежда, обувь, утварь), а также произведения искусства и человеческое общение. Жизнь в толстовской общине должна проходить в «радостном чередовании» перечисленных видов труда: день устроен так, чтобы задействовать и упражнять все четыре природные способности человека, дабы производить все четыре рода жизненных благ. Таким образом, жизнь человека проходит в последовательных четырех «упряжках»: сначала грубого физического труда, затем ремесленного труда, затем умственного труда, и четвертая «упряжка» - общение с людьми. Далее следует полноценный и глубокий сон.

На этом принципе чередования у Толстого основано общественное разделение труда в будущем. Он повторял, что существует два признака полезности человеческой деятельности - желание принести пользу и признание пользы тем, кому она приносится.

При чтении толстовских утопических проектов вспоминаются слова Ивана Бунина о том, что Толстой был глупее своего таланта. Но ведь кому-то была интересна именно эта глупость гения, а не его литературные шедевры, и есть ли у нас гарантии, что это может не повториться? Увы, люди падки ко всякого рода сектантству в наше время более, чем когда либо.

Потому при разговоре о Толстом всё-таки стоит вспоминать не только его несомненные литературные достижения, но и трагические заблуждения. Ведь сам он боялся «забронзоветь», стать классиком. И недаром в конце жизни, окруженный почитателями-толстовцами, которые воплощали его идеи в жизнь, он сбежал от них в монастырь, в Оптину пустынь и пытался поговорить со старцами. Значит, не так уж он был уверен в своей правоте, мучился и умер со словами, обращенными к толстовцам: «Я пойду куда-нибудь, чтобы никто не мешал. Оставьте меня в покое».
Людмила Ильюнина
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии