itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Иерей Алексий Мороз: "Главное - воспитать человека"

Известный петербургский священник о достоинствах и недостатках современного школьного образования

Основы православной культуры 
0
93
Время на чтение 3 минуты
Отец Алексий Мороз "Главный недостаток нынешней школы - в отсутствии направленности на воспитание детей. Образование же чисто информационное без духовно-нравственной глубинной нагрузки, - это большой недостаток. Еще К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко и другие асы нашей педагогики говорили о том, что главное - воспитать человека, а потом уже сформировавшегося человека надо вооружить знаниями. А человек - это, прежде всего образ Божий, с его морально-нравственными качествами - любовью к ближнему, добротой, сострадательностью, искренностью в выражении чувств, правдивостью. Эти качества должны лечь в основу души ребенка и получать всяческое развитие", - заявил в интервью "Русской линии" известный петербургский священник, руководитель Епархиального амбулаторно-консультационного центра "Воскресение", кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз, отвечая на вопрос о достоинствах и недостатках современного российского школьного образования.

По словам отца Алексия, необходимо, чтобы в течение учебного процесса эти качества развивались и подавляли другие негативные качества, такие как лживость, обман, хитрость, лицемерие и прочее. "Чтобы рос Человек действительно с большой буквы. Такого человека можно образовывать, т. е. давать ему необходимые информационные знания и быть уверенным, что он полученные знания направит на благо Родины и общества. Мы знаем очень многих образованных людей, которые, по сути дела, являются негодяями - это разного рода разбойники, воры, предатели, шпионы, корыстолюбцы, которые работают не на благо общества и людей, а только на свои страсти. Чем такой человек умнее и чем более вооружен знаниями, тем более опасен. Поэтому сначала надо сформировать человеческую личность, а потом дать ей соответствующие знания. Это первое", - отметил священник.

"Второй неправильный момент, на мой взгляд, в неправильности и ошибочности установки нашего образования. Был такой известный психолог Эрих Фромм, который писал: "Быть или иметь?" Можно вооружиться знаниями и они будут в тебе, как картина в музее. Они есть, но они не меняют тебя, а правильное вооружение знаниями - это когда человек, воспринимая знания, становится несколько иным. Т. е. такой человек, получая знания, перерабатывает их, и они становятся частью его существа. Это очень важно, потому что тогда эти знания его обогащают и меняют его к лучшему. У нас, к сожалению, чаще распространено, когда знания носят музейный характер, т. е. знания есть в мозгу, как картина, но они не затрагивают сущность человека, не затрагивают его "я". Такое пассивное приобретение знаний - момент очень негативный. Третий отрицательный момент - стирание личности ученика, индивидуальности. Индивидуальность очень мешает учителям, т. к. легче работать с неким усредненным человеком, который ведет себя всегда предсказуемо, в определенных рамках. А люди всегда индивидуальны; это личности, из которых потом и вырастают гении и святые; они всегда имеют свои особенности, свое самовыражение, а ведь именно из всего этого и на основе духовного базиса может в итоге вырасти личность", - отметил отец Алексий.

Школьники "А в школе это мешает усредненному процессу, и индивидуальность стараются выбить из человека, потому что с учениками, имеющими свои собственные жизненные позиции и интересы трудно работать. Поэтому мы знаем, что в первый класс все идут с радостью и с желанием учиться, а после начальной школы, да и после первого класса, многие дети уже не хотят учиться. Воспринимают учение, как нудную работу; делают все из-под палки, а все потому, что в них не разбудили творческую жилку, задавили какие-то внутренние качества, не сумели найти индивидуальный подход, Необходимо их поднять на новый творческий уровень. Еще момент - дети в процессе учебы теряют здоровье. После первого класса 60 % детей имеют какие-то заболевания, а к окончанию школы - 90 % детей имеют физические, психические отклонения. У многих из них в итоге наблюдается отсутствие нравственного стержня, цели, понимания; зачем и для чего все это, непонимание смысла жизни, дальних перспектив. Для чего мы и настаиваем на введении "Основ православной культуры" (ОПК), чтобы люди имели осмысленность своего поведения и жизни в целом", - продолжил священник.

"А положительные моменты современной школы состоят в том, что осталась старая школа учителей, которые имеют старую закалку, морально-нравственные ценности. Они любят детей, а это очень важно, особенно в младших классах. Ну и уровень знаний, несмотря на разрушения, на ЕГЭ, который особенно разрушает наши гуманитарные предметы, все равно еще высок - прежде всего, у детей, которые хотят учиться. Сравнивая с американским уровнем образования, мы видим, что если выпускник американского техколледжа не в состоянии пересказать десять предложений литературного текста, написать его без ошибок, то у нас выпускники школ пока еще в состоянии это сделать, и слава Богу! И, конечно, то, что образование остается бесплатным, - это также важный положительный момент", - заключил иерей Алексий Мороз.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Основы православной культуры
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
«Настало время духовной мобилизации»
По словам Патриарха Кирилла, все мы вошли в тревожную полосу
05.02.2024
Бедные богатые!
Евангелие пятницы (Мк, 46 зач., 10, 23—32)
02.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии