По словам отца Алексия, необходимо, чтобы в течение учебного процесса эти качества развивались и подавляли другие негативные качества, такие как лживость, обман, хитрость, лицемерие и прочее. "Чтобы рос Человек действительно с большой буквы. Такого человека можно образовывать, т. е. давать ему необходимые информационные знания и быть уверенным, что он полученные знания направит на благо Родины и общества. Мы знаем очень многих образованных людей, которые, по сути дела, являются негодяями - это разного рода разбойники, воры, предатели, шпионы, корыстолюбцы, которые работают не на благо общества и людей, а только на свои страсти. Чем такой человек умнее и чем более вооружен знаниями, тем более опасен. Поэтому сначала надо сформировать человеческую личность, а потом дать ей соответствующие знания. Это первое", - отметил священник.
"Второй неправильный момент, на мой взгляд, в неправильности и ошибочности установки нашего образования. Был такой известный психолог Эрих Фромм, который писал: "Быть или иметь?" Можно вооружиться знаниями и они будут в тебе, как картина в музее. Они есть, но они не меняют тебя, а правильное вооружение знаниями - это когда человек, воспринимая знания, становится несколько иным. Т. е. такой человек, получая знания, перерабатывает их, и они становятся частью его существа. Это очень важно, потому что тогда эти знания его обогащают и меняют его к лучшему. У нас, к сожалению, чаще распространено, когда знания носят музейный характер, т. е. знания есть в мозгу, как картина, но они не затрагивают сущность человека, не затрагивают его "я". Такое пассивное приобретение знаний - момент очень негативный. Третий отрицательный момент - стирание личности ученика, индивидуальности. Индивидуальность очень мешает учителям, т. к. легче работать с неким усредненным человеком, который ведет себя всегда предсказуемо, в определенных рамках. А люди всегда индивидуальны; это личности, из которых потом и вырастают гении и святые; они всегда имеют свои особенности, свое самовыражение, а ведь именно из всего этого и на основе духовного базиса может в итоге вырасти личность", - отметил отец Алексий.
"А в школе это мешает усредненному процессу, и индивидуальность стараются выбить из человека, потому что с учениками, имеющими свои собственные жизненные позиции и интересы трудно работать. Поэтому мы знаем, что в первый класс все идут с радостью и с желанием учиться, а после начальной школы, да и после первого класса, многие дети уже не хотят учиться. Воспринимают учение, как нудную работу; делают все из-под палки, а все потому, что в них не разбудили творческую жилку, задавили какие-то внутренние качества, не сумели найти индивидуальный подход, Необходимо их поднять на новый творческий уровень. Еще момент - дети в процессе учебы теряют здоровье. После первого класса 60 % детей имеют какие-то заболевания, а к окончанию школы - 90 % детей имеют физические, психические отклонения. У многих из них в итоге наблюдается отсутствие нравственного стержня, цели, понимания; зачем и для чего все это, непонимание смысла жизни, дальних перспектив. Для чего мы и настаиваем на введении "Основ православной культуры" (ОПК), чтобы люди имели осмысленность своего поведения и жизни в целом", - продолжил священник.
"А положительные моменты современной школы состоят в том, что осталась старая школа учителей, которые имеют старую закалку, морально-нравственные ценности. Они любят детей, а это очень важно, особенно в младших классах. Ну и уровень знаний, несмотря на разрушения, на ЕГЭ, который особенно разрушает наши гуманитарные предметы, все равно еще высок - прежде всего, у детей, которые хотят учиться. Сравнивая с американским уровнем образования, мы видим, что если выпускник американского техколледжа не в состоянии пересказать десять предложений литературного текста, написать его без ошибок, то у нас выпускники школ пока еще в состоянии это сделать, и слава Богу! И, конечно, то, что образование остается бесплатным, - это также важный положительный момент", - заключил иерей Алексий Мороз.