Перед началом конференции в храме св. мученика Цесаревича Алексия была отслужена панихида по генералу Кондратенко, после которой к зданию Центра православной культуры с Порт-Артурской иконой Божией Матери прошел крестный ход. Панихиду и крестный ход отслужили настоятель храма свт. Николая пос. Саблино, руководитель Центра православной культуры протоиерей Николай Аксенов, настоятель храма св. ап. Иоанна Богослова и Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов, священник Николай Мочалкин и клирик храма святителя Николая в поселке Никольское священник Михаил Митюков. Открыл конференцию концерт детского хора православной школы им. Цесаревича Алексия с песнями, посвященными Русско-японской войне 1904-1905 гг.
Вел конференцию капитан 2 ранга О.Д.Грехов. Открывая форум, он привел слова командующего Тихоокеанским флотом, вице-адмирала С.О.Макарова, который как-то сказал генералу Кондратенко: "Я скоро перестану здесь с кем-либо говорить, кроме Вас. Какого вопроса ни коснись, все упирается в Кондратенко. Жаль, что вы не моряк". Показательно, по словам Грехова, и высказывание из дневника офицера, участвующего в обороне Порт-Артура: "Мы знали, что Порт-Артур держится исключительно одним Кондратенко... Так и свершилось. Смерть Кондратенко была гибелью Порт-Артура".
Затем протоиерей Геннадий Беловолов выступил с докладом "Явление Порт-Артурской иконы Божией Матери". Священник отметил, что ни одно значительное историческое событие в истории России не обходилось без помощи и покрова Матери Божией. "История России - это, по сути, история славы Матери Божией. По ее иконам можно изучать историю России, или, наоборот, по истории России можно изучать иконы Пречистой Божией Матери. Мы не можем представить Куликовскую битву без Донской иконы Божией Матери, как невозможно представить спасение и защиту Москвы от многих нашествий татаро-монгол без Владимирской иконы Божией Матери, освобождение Москвы от поляков без Казанской иконы Божией Матери. Наконец, Русско-японская война для нас, православных людей, также неразрывно соединилась с прославлением иконы Божией Матери - Порт-Артурской. К сожалению, будучи широко почитаемым образом, которому посвящен тропарь, акафист и дни празднования, он до сих пор не внесен в официальный список чудотворных икон. Хотя этот образ имеет более чем 100-летнюю историю, тем не менее, следует признать, пока что наш календарь отстает от живого народного почитания", - отметил в своем докладе отец Геннадий.
Затем священник рассказал об обстоятельствах явления иконы. "Явилась же она в декабре 1903 года простому матросу Федору, защитнику Севастополя. Матерь Божия открыла матросу, что будет война, и что она поможет русскому воинству, если будет написан ее образ и принесен в город Порт-Артур. Матрос отнесся к явлению трезво и аскетически, он не впал в восторженное состояние и не стал обращаться к СМИ. Он поехал к старцам Киево-Печерской лавры и рассказал им о видении, желая проверить, от Бога ли оно было или нет. Старцы молились, чтобы узнать от Бога сие явление или нет. И только тогда, когда японцы напали на Порт-Артур, ни у кого не осталось сомнений, что это явление было откровением", - заметил докладчик. "Матерь Божия явилась, держащей на воздетых руках плат с образом Спаса Нерукотворного. Порт-Артурская икона Божией Матери стала первым русским знаменем, символом русской симфонии, в ней неотделима икона и знамя, Церковь и государство. Как будто бы забытый русскими воинами стяг Матерь Божия подняла, возвысила и напомнила о нем. Образ, позже нареченный Порт-Артурским, стал откровением о том, что Матерь Божия, как и прежде, была и остается Взбранной Воеводе Русской земли", - рассказал священник.
К сожалению, Божия Матерь не смогла защитить своим омофором Русскую землю. "В Киеве после того, как стало известно о явлении Порт-Артурской иконы Божией Матери, был создан совет, который собрал пожертвования на написания образа. 28 марта 1904 г. икона была доставлена в Петербург. Именно с этого момента начинаются события, которые иначе, как искушением не назовешь. В Петербурге икону встретили восторженно, но на Дальний Восток отправлять не спешили. А тем временем погиб крейсер "Петропавловск" и на нем вице-адмирал С.О.Макаров. Возможно, смерть Макарова стала предупреждением о том, что эта икона написана не для Петербурга, а для Порт-Артура. Наконец, в мае икона прибыла во Владивосток, где была помещена в доме адмирала Скрыдлова, который не придавал ей большого значения. Только 2 августа по требованию верующих икона была перенесена в Кафедральный Успенский собор Владивостока, но время уже было уже потеряно. Как ждали в Порт-Артуре эту икону, как ждал ее лично генерал Кондратенко! Сейчас мы задаемся вопросом, почему Господь не поспособствовал победе русского оружия? Возможно, потому, что не была проявлена наша верность Матери Божией. Стяг, который подняла Матерь Божия на этой иконе, не был подхвачен. Поэтому Господь и допустил наше поражение, чтобы мы поняли, что без помощи Божией, без Покрова Божией Матери мы бессильны", - подытожил отец Геннадий.
Затем с докладом "Имперская политика России на Дальнем востоке. Причины Русско-японской войны 1904-1905 гг." выступил преподаватель русской истории православной школы пос. Саблино, капитан 2 ранга запаса, к.т.н. Г.И.Лямин. Он рассказал о предыстории Русско-японской войны, о ее причинах и духовном смысле. Военные историки давно заметили, что для России любая война становится духовной бранью. "Стремление англосаксов и американцев к мировой гегемонии, использовавших Японию в своих целях, воспринималось в тогдашней России как попытка построить царство антихриста. Поэтому русские воевали, чтобы отодвинуть конец истории, отдалить приход антихриста", - считает военный историк.
После этого старший научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, к.и.н. Е.И.Юркевич в докладе "Героическая оборона Порт-Артура и боевая деятельность ген.-лейт. Р.И.Кондратенко" рассказал о героической жизни генерала Кондратенко. "Надо сказать, что солдаты боготворили его. Он никогда не приказывал, он облекал свои приказы в форму просьбы. Он никогда не повышал голос на своих подчиненных, он вообще не принадлежал к числу людей, которые криком решают дела. Он всегда был там, где присутствует наибольшая опасность. Именно поэтому его беспрекословно слушались. Читая военные дневники того времени, складывается впечатление, что все делает один Кондратенко, хотя он был всего лишь начальником обороны Порт-Артура. Солдаты и офицеры очень любили генерала, мечтали получить из его рук награду. Уважали его и японцы: когда Кондратенко хоронили, то с вражеской стороны почти не стреляли. Японцы до сих пор с величайшим почтением относятся к нему и можно без преувеличения сказать, что каждый второй японец знает Кондратенко. Россия должна помнить этого скромного, талантливого, героического человека, который воплотил в жизнь один из главных заветов генерала М.Д.Скобелева: командир не должен посылать в бой солдат, он должен сам вести их в бой", - заключил историк.
С докладами также выступили старший преподаватель ВСОК ВМФ, капитан 1 ранга, к.т.н. А.П.Беляков "Святой праведный Иоанн Кронштадтский и адмирал С.О.Макаров" и начальник Санкт-Петербургского отдела Российского Имперского Союза-Ордена Б.С.Туровский "Государь Император Николай II и Русско-японская война".
Русская линия