"Наше молодое поколение должно, наконец, получить доступ к неисчерпаемому кладезю православного духовного и нравственного наследия, которого нас пытались лишить в годы тоталитарного атеизма"; "Изучение детьми истории и традиций своей религии рассматривается верующими россиянами в качестве обязательного элемента их этнической и культурной самоидентификации, а также мощного средства нравственного развития и формирования личности ребенка", - подчеркивается в резолюции ВРНС.
Отметив, что особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры закреплена в преамбуле закона "O свободе совести и о религиозных объединениях", авторы резолюции выразили недоумение в связи с тем, что "об этой роли почему-то молчит школьная программа".
Участники Собора выражают уверенность в необходимости конкретных мер по воспитанию "у детей уважительного отношения к Отечеству и его истории, к институту семьи, к высоким духовно-нравственным ценностям". "Без широкого внедрения в систему среднего образования соответствующих предметов достижение этой цели видится невозможным", - отмечается в тексте документа.
В резолюции также указано, что "культурологическое преподавание знаний о религии не несет никакой угрозы светскому характеру образования". "Светское" - не значит атеистическое. Необходим диалог власти и общества для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия материалистического видения мира, наконец, прекратилась в российской образовательной системе".
Обращаясь к Министерству образования и науки, ВРНС выразил надежду, что реформа государственного образовательного стандарта не приведет к исключению ОПК из образовательного процесса: "Мы надеемся, что эта реформа не разрушит приверженности школы "мировоззренческому плюрализму", не лишит родителей права на выбор мировоззрения, преподаваемого в школе их детям, а регионы возможности учитывать свою специфику при определении содержания образования", - подчеркивается в заявлении Собора. В противном случае, предупреждают участники Собора, будет иметь место дискриминация, нарушающая основные права и свободы человека.
Между тем, как заявил глава союза "Христианское возрождение", Владимир Осипов, ОПК уже преподаются во многих российских школах. По его словам, в пятнадцати регионах России ОПК уже преподаются в большинстве общеобразовательных школах. Лидируют в данной группе Курская и Белгородская области, где православные дисциплины в той или иной форме преподаются с 1 по 11 классы во всех школах. Следующая группа регионов, по данным союза, уделяет преподаванию ОПК хотя и меньшее, но все же ощутимое внимание. Сюда входят Рязанская область, Брянская, Смоленская, Тюменская, республика Марий-Эл, Курганская область.
Регионы третьей группы, по словам В.Осипова, "менее активны в преподавании "Основ православной культуры", но все же движутся в духовно-патриотическом направлении". Сюда относятся Ульяновская, Орловская, Архангельская, Сахалинская, Томская, Кировская, Вологодская, Ленинградская, Пензенская, Новгородская, Калужская, Ивановская области, Хакасия. К этой же группе "осторожных и колеблющихся" относится и Москва.
Наконец, регионы четвертой группы, ответившие на запрос "Христианского возрождения", по словам В.Осипова, "не желают реализовывать права верующих родителей, согласно Конституции РФ и международному законодательству", в плане религиозно-нравственного воспитания детей. Республика Коми "практически бойкотирует" курс "ОПК": в Сыктывкаре только одна школа изучает предмет "Христианская этика". Аналогичным образом к введению курса относится Татарстан, сообщает Интерфакс-Религия.