Святейший Патриарх отметил, что формирование единого информационно-экономического пространства, переживаемое мировым сообществом, сопряжено с неминуемым изменением ряда ключевых мировоззренческих ориентиров современного человека. "К наиболее ярким явлениям подобного рода следует отнести, с одной стороны, широкое распространение в общественной среде формы бытового мировосприятия, опирающегося на принцип интеллектуальной всеядности, при котором в сознании человека сосуществуют совершенно разные, иногда взаимоисключающие идеи, а с другой - набирающие все большее влияние унификационные тенденции", - приводит слова Алексия II сайт Патриархия.Ru.
По словам Его Святейшества, в настоящее время можно говорить о постепенном формировании некоторой общей антропологической концепции, в которой мерой всех вещей становятся потребности человеческой природы, искаженной грехом.
"Именно на основании такого отношения к окружающему миру и к себе самому происходит постепенная секуляризация сознания современного общества, из жизни которого вытесняются традиционные религиозные ценности. Одним из прямых порождений такого взгляда является релятивистский подход к оценке действительности, что приводит к активному размыванию представлений современного человека о фундаментальных нравственных ценностях", - так оценил Святейший Патриарх процессы, происходящие в массовом сознании.
Отсутствие твердых нравственных принципов ведет к ложному восприятию окружающей действительности и своего места в мире, к социальному инфантилизму, отметил Патриарх.
В качестве мер противодействия этим процессам он назвал расширение социальной деятельности: "Особенно актуально социальное служение Церкви в нынешнюю эпоху торжества прагматизма, когда забота о благе ближних, социума, родины с легкостью уступает место попечению о собственных эгоистических интересах".
На Епархиальном собрании Святейший Патриарх Алексий II, отметил изменение характера основных трудностей, с которыми сегодня приходится сталкиваться монастырям. Наместникам, настоятельницам и духовникам монастырей следует, по словам Его Святейшества, все свои усилия приложить к оздоровлению внутренней, духовной ситуации в своих обителях, а также к развитию позитивных тенденций, появившихся в процессе становления монашеской жизни.
Предстоятель Русской Церкви с сожалением отметил, что в монастырях приходится сталкиваться с явлениями, не присущими монашеской жизни. Первоочередной причиной этого он назвал привнесение в монастыри мирского духа с его разрушающим воздействием.
Патриарх указал на то, что многие современные иноки и инокини, приходя в монастырь на все готовое, воспринимают благополучные условия как единственно возможный для себя образ монашеской жизни. Когда подобные настроения охватывают значительную часть насельников монастыря, создается определенная среда, попадая в которую молодое поколение будущих иноков и инокинь перенимает отнюдь не монашеский опыт.
Подчеркнув, что монастырь - это место подвига, в котором нужно не искать упокоения своей плоти и радостной жизни, а бороться с грехом, Святейший Патриарх отметил пагубность создания в монастырях "удобного, по образу мирских жилищ, места безбедного пребывания, где и сытно накормят, и оденут, и решат все проблемы".
Патриарх Алексий обратил внимание московского духовенства также и на то, что московские храмы являются хранителями уникальных реликвий - чудотворных икон, мощей угодников Божиих, других православных святынь, но многие жители столицы не знают об этом.
Его Святейшество призвал духовенство продумать способы оповещения москвичей обо всех святынях, хранящихся в храмах столицы, сделать доступными для всех верующих иконы и ковчеги со святыми мощами. Возможно, для этого будет необходимо издать буклеты, справочники и путеводители по святыням Москвы.