Негативную реакцию Данилова монастыря и Киево-Печерской лавры (центра Украинской Православной Церкви) предсказать было нетрудно. Тем более что УГКЦ, пусть и не признанная Ватиканом в качестве Патриархата, давно использует "для внутреннего употребления" Патриарший титул своего главы. Если он к тому же будет называться "патриархом Киевским", греко-католики сочтут это своего рода символом своей преемственности от древней Киевской Церкви, от крестившего Русь в 988 году князя Владимира.
У православных - совсем другое понимание истории. С их точки зрения, Киевская Церковь продолжается именно в Московском Патриархате, поскольку ее Предстоятели, прекратившие общение с Римом после разделения Церквей в 1054 году, перебрались сначала во Владимир, а затем в Москву. Греко-католическая же церковь возникла под польским влиянием в 1596 году, во время Брестской унии, а затем долго насаждалась силой. Сегодня она доминирует не во всей Украине и даже не во всей ее западной части, а лишь в трех областях - Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской.
Однако успех оранжевой революции и охлаждение отношений между Киевом и Москвой, очевидно, побуждают греко-католиков и их сторонников в Ватикане "сорвать банк", добившись признания УГКЦ одной из главных церквей Украины, если не самой главной. Не случайно именно сейчас возобновились попытки кнутом и пряником отбить у православных Московского Патриархата храмовые здания, а заодно открыть как можно больше греко-католических приходов на юге и востоке Украины. Самое ближайшее будущее покажет, смогут ли православно-католические отношения пережить новый кризис, порожденный очередным наступлением католицизма на традиционную сферу влияния Православия.
Интерфакс