Секция "Церковное искусство" прошла в рамках Рождественских чтений

Новости Москвы 
0
69
Время на чтение 3 минуты
Секция "Церковное искусство" состоялась 26 января в рамках Рождественских образовательных чтений. Заседание, работу которого координировали декан факультета церковно-исторической живописи РПУ св. ап. Иоанна Богослова, доктор искусствоведения Михаил Соколов и преподаватель Библейско-богословского института св. ап. Андрея Первозванного и РПУ св. ап. Иоанна Богослова искусствовед Ирина Языкова, прошло в Государственном литературном музее в Москве.
С докладом "Проблема канона в древнерусской традиции" выступила сотрудник НИИ Российской академии художеств, кандидат искусствоведения И. Бусева-Давыдова. Рассказывая об истории появления иконописной традиции, докладчица отметила, что первоначально художники использовали в иконописи язык античной живописи, за что получали упреки от противников иконопочитания. В то время Церковь относилась к иконе прагматически: чтобы верующие могли читать на ней то, чего не могли прочесть в текстах. Канон же в области художественной формы и как кодифицированное постановление в иконописи никогда не существовал. Можно говорить о традиции, которая сформировалась за столетия развития церковной живописи и приобрела, особенно на Руси, силу "неписаного канона". Когда говорят "канон" - имеют ввиду прежде всего эту традицию, которая сохранилась в XVIII-XIX веках благодаря старообрядцам, подчеркнула И. Бусева-Давыдова. Во второй половине XIX - начале ХХ веков традиция приобрела особое значение для русской Церкви. В то же время продолжало существовать и академическое направление. В современной иконописи, по словам искусствоведа, "насаждается" стилистика древнерусской иконы. "Хотелось бы, чтобы художники осознавали, что этот путь не является единственным путем, который ведет к храму", - заключила докладчица.
Профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, кандидат искусствоведения Г. Колпакова выступила с докладом "К истории сложения алтарной преграды". Иконостас - квинтэссенция византийско-русской традиции, и в истории его появления докладчица выделила и продемонстрировала на слайдах несколько этапов. Один из них - средне-византийский - был особенно значим. "Отправной точкой" для любой алтарной преграды служит раннехристианская преграда, или пастигиум: в нем находились серебряные или позолоченные скульптуры Христа и апостолов. Пастигиумы появились, когда в Церковь "пришли массы неофитов и, в отличие от катакомбного периода Церкви, понадобилось отделить мир священнослужителей от мира предстоящих и верных". Другая причина появления пастигиума - репрезентативная: пастигиум представлял Христа и апостолов как действующую новую власть. Вторым этапом формирования конструкции, отделявшей алтарь от остального пространства, признается доиконоборческий период, время V-VI веков. Возникновение преграды следует связывать с архитектурными и литургическими изменениями, а также заменой процессионного раннехристианского богослужения на статичное, перенос литургической активности в центр храма. Ключевым моментом стало появление амвона, ставшего средоточием богослужения. Алтарная преграда исчерпала себя к концу VII века по мере развития драматургии литургии. В дальнейшем алтарная преграда становится плоским барьером, и обретает новый смысл: становится проекцией алтаря, престола. Представление о том, что алтарная преграда стала закрываться иконами, является ложным, утверждает искусствовед. Иконостас появился только в XVIII-XIX столетиях.
Преподаватель Общедоступного православного университета А. Меня Л. Ратнер представила доклад "Пространство как диалог в "Троице" Андрея Рублева". Докладчица отметила, что художник использовал "систему обратной перспективы", которая дает возможность зрителю ощутить себя "внутри иконы". Это позволяет молящимся "обретать иконное пространство"; икона становится "окном в вечность".
О традиции оформления рак святых мощей рассказала И. Соколова, сотрудник музеев Московского Кремля. В древней Руси, в отличие от античности и средневекового Запада, традиция скульптурного изображения умерших на надгробиях существовала только по отношению к святым, отметила И. Соколова. Этим подчеркивается важнейшее качество святых тел - их нетление. Таким образом, все сохранившиеся до нашего времени скульптуры позднего средневековья (XVI-XVII вв.) - рельефные фигуры - помещались на крышке саркофага. Скульптурное изображение, близкое к реальному, с устойчивыми чертами лица, свидетельствует о практике "приходить" к святому и обращаться к нему "как к живому". Святителя, как правило, изображали с Евангелием в левой руке, преподобного - со свитком. Существует мнение о связи русских надгробий с Византией, сообщила далее докладчица, отметив при этом, что по мнению известного искусствоведа Игоря Грабаря, российский опыт скорее связан с традицией погребения святых в открытых гробах (например, в Киево-Печерской лавре).
Драгоценный металл, из которого изготовлялись скульптурные надгробия, стал причиной гибели многих из них, и до нас дошли только деревянные скульптуры XVI-XVII веков. В XVII веке традиция угасает - предпочтение отдается ракам с гладкими крышками.
Ирина Языкова рассказала о творческом наследии иконописца инока Григория Круга. Изложив биографию художника (родившегося в России и состоявшегося как иконописец в эмиграции, принявшего монашество) докладчица продемонстрировала на слайдах копии его работ. Именно Григорий Круг открыл для Запада русскую икону, отметила И. Языкова. "Его работы отличаются индивидуальной манерой; как наследник модерна он уделяет внимание силуэту, эффекту красочного пятна", - подчеркнула искусствовед. В творчестве о. Григория воплощен исихастский опыт, но это может быть отдельной темой для исследования, сказала Ирина Языкова.
Благовест-инфо / Седмица.Ru
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
«Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо»
В общемосковском крестном ходе приняли участие не менее четырёхсот тысяч человек
12.09.2025
Любовью и единением спасёмся…
Заметки крестоходца о московском крестном ходе
12.09.2025
Очередное убийство русского парня
Когда же наступит конец миграционному беспределу?!
27.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Двойные стандарты Бориса Корчевникова
Новый комментарий от С. Югов
17.09.2025 23:00
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от С. Югов
17.09.2025 22:40
Россия на распутье
Новый комментарий от Vladislav
17.09.2025 22:32
Какие сионисты, какой Хабад?
Новый комментарий от Vladislav
17.09.2025 22:20
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от Vladislav
17.09.2025 22:12
«Я первый генерал, перед которым Бонапарте так бежит»
Новый комментарий от Русский Иван
17.09.2025 18:40
Почему суд над Юшковым, а не над «судьями»?
Новый комментарий от Человек
17.09.2025 18:33