Понятие "иеротопия" (священное пространство) в научный оборот ввел в 2001 г. искусствовед-византинист Алексей Лидов, директор Центра восточно-христианской культуры. Он сам так объясняет этот термин: "Иеротопия - это создание сакральных пространств, рассмотренное как особый вид творчества, и одновременно область исторических исследований, в которой выявляются и анализируются конкретные примеры данного творчества". По мнению ученого, создание сакральных пространств, как предмет исследования, еще не получило своего места в сложившейся системе гуманитарного знания, структура которого была предопределена "предметоцентричной моделью" описания мира. "Однако сейчас становится все более ясно, что центром универсума в умах создателей древней и средневековой религиозных традиций было нематериальное и одновременно реально существующее пространство, вокруг которого выстраивался мир предметов, звуков, запахов и иных эффектов. Иеротопия позволяет открыть пока еще не востребованный источник информации, который заложен в интересующих нас художественных объектах", - утверждает Алексей Лидов.
Герхард Вольф, директор Института истории искусств (Флоренция), в своих научных исследованиях сделал акцент на различии между понятиями "святое место" и "сакральное пространство". Последнее, по его словам, возникает только в результате целенаправленной деятельности человека. Когда человек совершает священнодействие, будь то служение литургии или возведение храма, тогда на святом месте и образуется священное пространство. Человеческий фактор является основополагающим и по мнению Франческо Пеллицци, главного редактора журнала "Антропология и эстетика" (Гарвард). Он считает, что сакральное искусство во всех его проявлениях возникло из осознания человеком своей смертности. "Осознание смерти - вот, что составляет наше человеческое существо", - утверждает ученый. В докладе "От Гробницы к Музею" Пеллицци дает краткий обзор отношения человека к погребальному обряду, к предметам, используемым в захоронениях, от древности до наших дней. По словам ученого, в этой области мы видим, как со временем некогда сакральный предмет превращается в объект искусства, затем в предмет быта, и, наконец, в современном мире любой человек по своему вкусу и желанию наделяет смыслом некогда сакральный предмет.
На симпозиуме, который продлится до 2 июля, прозвучат доклады о византийской и древнерусской архитектуре, иконе, о реликвиях и святых.
Данный симпозиум является продолжением научной программы Центра восточно-христианской культуры, в рамках которой уже были проведены международные конференции: "Иерусалим в русской культуре" (1991), "Восточно-христианский храм: литургия и искусство" (1993), "Чудотворная икона в Византии и Древней Руси" (1994), "Иконостас: происхождение - развитие - символика" (1996), "Восточно-христианские реликвии" (2000). Во всех этих научных проектах так или иначе затрагивалась проблематика сакрального пространства.
Благовест-инфо / Седмица.Ru