Состоялось заседание рабочего президиума Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви

Религия 
0
69
Время на чтение 7 минут
24 марта в конференц-зале ЦНЦ "Православная энциклопедия" состоялось заседание рабочего президиума Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви под руководством ее председателя Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.
В ходе заседания обсуждались программа развития научно-богословской деятельности Русской Православной Церкви, проект "Концепции участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работы с ВИЧ-инфицированными", а также вопросы деятельности Синодальной Богословской комиссии в 2004 году, в том числе, разработка церковной целевой программы "Богословие и церковные науки", координатором которой призвана выступить Синодальная Богословская комиссия.
В рамках этой программы должны осуществляться координация и взаимодействие различных синодальных структур с привлечением заинтересованных общественных и государственных организаций, министерств, ведомств.
Важнейшими направлениями программы "Богословие и церковные науки" станут: 1) церковно-научные и богословские исследования; 2) диалог со светской наукой, гуманитарной общественностью, с зарубежными научно-богословскими центрами; 3) научно-издательская деятельность. В рамках каждого из направлений предусмотрено осуществление ряда проектов, некоторые из которых обсуждались на заседании Рабочего Президиума, в частности, научно-издательский проект "Христианское богословие XX века", инициированный Синодальной Богословской комиссией и поддержанный священноначалием Русской Православной Церкви.
Как подчеркнул митрополит Филарет, "в целом смысл обсуждаемой программы заключается именно в объединении усилий ради достижения общих целей. А цели эти должны быть долгосрочными. Потому что мы должны думать о будущем нашей Церкви, о том, как она будет осуществлять свое служение в современном обществе с учетом динамики исторического развития".
На заседании было принято решение об образовании рабочей группы для детальной разработки церковной целевой программы по развитию богословия и церковной науки с целью ее представления для утверждения Священному Синоду.
Состоявшаяся дискуссия по проекту "Концепции участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работы с ВИЧ-инфицированными" показала не только актуальность социальной миссии Церкви в борьбе с пандемией XX-XXI веков, но и необходимость концептуального богословского формулирования позиции Церкви по сложнейшим этическим, социально-политическим и пасторологическим проблемам современности, передает пресс-служба Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви.
Из выступления митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви на заседании рабочего президиума Синодальной Богословской комиссии
Информация о Патриаршем совещании
На состоявшемся 23 января с.г. Патриаршем совещании руководителей Синодальных учреждений, посвященном развитию богословия, церковной науки и образования, Святейший Патриарх высказал идею о необходимости создания и реализации церковных целевых программ.
Это обусловлено, как сказал Святейший Патриарх (цитирую), требованием "мобилизации всех церковных сил", "необходимостью налаживания системного взаимодействия между существующими синодальными структурами" и "недопустимостью того, чтобы корпоративные интересы представителей отдельных церковных структур препятствовали исполнению общего церковного дела".
В своем докладе Святейший Патриарх отметил, что "конкретной формой взаимодействия синодальных отделов и комиссий по тем или иным направлениям могли бы стать многолетние целевые программы, подобные тем, какие существуют на государственном уровне в России и других странах. Такие целевые программы должны иметь свою стратегию и задачи, сроки и этапы, надежные источники финансирования. Такие программы могут быть реализованы только при существовании эффективного взаимодействия между различными Синодальными учреждениями, а также при реализации их взаимодействия с обществом и государством".
Таким образом, мы должны продемонстрировать государству и обществу, в каком направлении они могут развивать взаимно полезное социальное партнерство с Русской Православной Церковью.
Среди предложенных Святейшим Патриархом конкретных церковных целевых программ была названа программа "Богословие и церковная наука". В ее рамках свое взаимодействие могли бы осуществлять Синодальная Богословская комиссия, Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", Библейская комиссия, Синодальная библиотека, Историко-правовая комиссия. В рамках этой программы возможно осуществлять взаимодействие Церкви нашей с Российской Академией Наук, Министерством культуры, Росархивом, Министерством образования и другими государственными, а также общественными структурами, заинтересованными в развитии православного богословия и церковной науки.
Синодальной Богословской комиссии поручено предложить концепцию целевой программы "Богословие и церковная наука".
Что такое церковная целевая программа
Во-первых, это системное взаимодействие синодальных структур в рамках определенного направления деятельности, актуального и для Церкви, и для общества (поэтому программы и называются целевыми, или иначе - тематическими). При этом следует обратить внимание на то, что взаимодействие и согласование деятельности по данному направлению, конечно, не означает подчинения какой-то одной синодальной структуре других синодальных учреждений. Смысл общецерковной целевой программы в том, что через взаимодействие устраняется существующая, подчас, несогласованность деятельности различных синодальных структур, работающих в близких областях, и одновременно происходит объединение усилий, мобилизация ресурсов и возможностей синодальных подразделений для решения общей задачи. В данном случае - это развитие богословия и церковной науки.
Во-вторых, это стратегическое, то есть рассчитанное на длительный срок, планирование, что позволяет привлекать ресурсы со стороны государства и общества, осуществлять долговременные проекты и т.д. Такое планирование позволяет наравне с общественными организациями участвовать в получении государственного финансирования на цели и задачи программы. То есть рамках программы имеет место сотрудничество с заинтересованными государственными и общественными структурами, министерствами и ведомствами.
В-третьих, это определение (1) этапов и сроков осуществления программы, (2) форм и способов взаимодействия различных синодальных структур и (3) оценки результатов совместной работы.
Сегодня, в рамках повестки дня нашего заседания, мы должны обсудить предложение Святейшего Патриарха и обменяться мнениями относительно содержания программы совместных действий различных церковных учреждений в области богословия и церковной науки, и, образовать рабочую группу для детальной разработки программы с целью ее представления для утверждения Священному Синоду и, возможно, грядущему Архиерейскому собору.
Церковная целевая программа "Богословие и церковная наука"
Задача СБК в данном случае именно в координации единой, общецерковной перспективной программы, в которой можно выделить три основные направления (или подпрограммы):
1. Церковно-научные и богословские исследования
2. Диалог со светской наукой, с гуманитарной общественностью, с зарубежными научно-богословскими центрами (в том числе богословская составляющая межконфессиональных диалогов)
3. Научно-издательская деятельность
Мы должны снова выявить наиболее актуальные богословские темы и проблемы, приоритеты богословских исследований и определить формы работы.
Это конференции и тематические семинары, что уже стало традиционной формой нашей работы. Следующая общецерковная богословская конференция (в 2005 году) будет посвящена теме эсхатологии, но к ней надо готовиться. Кроме того, Священный Синод поручил нашей комиссии исследовать вопрос о служении и роли мирян в Церкви. Также в адрес Богословской комиссии поступили письма и обращения от ученых, озабоченных вопросом о совместимости естественнонаучных и богословских представлений о творении мира (это тема истолкования Шестоднева и соотношения креационизма и эволюционизма).
В рамках обсуждаемой программы необходимо координировать ту исследовательскую работу, которая ведется в духовных академиях и богословских институтах (о чем мы уже давно говорим), то есть согласовывать темы кандидатских и иных диссертаций.
Вопрос, однако, не только в темах, но и в качестве этих исследований. Необходимо выявлять наиболее способных и талантливых студентов, поощрять исследовательскую работу преподавателей. Нам нужно озаботиться воспитанием и подготовкой научно-богословских кадров, то есть таких людей, которые могли бы работать не только на ниве духовного образования и церковной науки, но и в общенаучной, общегуманитарной среде, вести диалог с обществом.
В данном случае в рамках целевой программы следует наметить формы сотрудничества Церкви со светской наукой и образованием, тем более что в настоящее время происходит становление и развитие так называемой светской теологии, то есть теологических отделений и факультетов в светских вузах. Это значит, что надо взаимодействовать с Учебно-методическим объединением по теологии, различными институтами системы Академии Наук, общественными организациями.
Возможно, стоит подумать о проведении конкурса на лучшее богословское исследование в определенной области с вручением премий и опубликованием лучших работ в общецерковном сборнике "Богословские труды". Вообще "Богословские труды" должны вновь стать тем фундаментальным изданием, в котором находили бы отражение результаты актуальных богословских исследований, проводимых в рамках целевой программы.
Что касается научно-издательской деятельности, то в настоящее время в стадии разработки находится долгосрочный проект по изданию наиболее значимых богословских произведений XX века, как православных, так и инославных авторов, прежде всего в области патристики, апологетики, экклезиологии, литургического богословия. В рамках этого проекта планируется подготовить издания, которые дадут возможность русскому читателю познакомиться с историей христианской богословской мысли XX века. Перевод и научное издание произведений крупнейших христианских мыслителей и ученых - это дореволюционная традиция, которая прервалась и должна быть восстановлена, чтобы современные русские православные богословы могли формулировать свою позицию в интеллектуальном диалоге с представителями других Поместных Православных Церквей, а также других христианских исповеданий.
В целом смысл обсуждаемой программы заключается именно в объединении усилий ради достижения общих целей. А цели эти должны быть долгосрочными. Потому что мы должны думать о будущем нашей Церкви, о том, как она будет осуществлять свое служение в современном обществе с учетом динамики исторического развития. И мы должны двигаться к достижению этих целей постепенно, шаг за шагом, но вместе с тем системно, хорошо продумывая наши действия и добиваясь реальных результатов. И при этом взаимодействуя с теми общественными и государственными организациями, которые готовы сотрудничать с Церковью на общее благо нашей культуры, нашей страны и, в конечном счете, нашего народа.
Седмица.Ru
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
26.04.2024 17:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:53
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 16:49
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59