На заседании обсуждалось, насколько знания о религии и религиозной культуре представлены в содержании современного светского образования. Достаточны ли они для реализации задач образовательной деятельности светской школы, воспитание гражданственности, нравственности и уважения к представителям разных конфессий, а также, на каком уровне находится содержательная и методическая разработанность практики преподавания знаний о религиозной культуре в светской школе.
Открыли конференцию управляющий делами Московской Патриархии архиепископ Калужский и Боровский Климент и заместитель министра образования Гребнев. На конференции выступили ученые, педагоги, директора школ из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Смоленской, Курской, Екатеринбургской, Нижегородской, Самарской и других областей.
Участники конференции признали актуальность и значимость происходящего духовно-нравственного обновления российской школы, восстановления воспитательных функций национальной системы образования. Завершилось заседание принятием итогового документа, сообщает ОВЦС.
Как говорится в итоговом документе конференции, "еще не вполне обеспечена возможность приобщения учащихся к знаниям о традициях и ценностях Православия, других культурообразующих религий народов России при получении дошкольного, общего и профессионального образования". Сложившееся положение затрудняет освоение учащимися базовых ценностей национальной культуры, формирование компетентных, нравственных, ответственных граждан России.
В связи с этим участниками конференции было предложено "доработать содержание государственных образовательных стандартов с целью включения в них знаний о ценностях и традициях отечественной духовной культуры, в том числе истории и культуре Православия". По мнению выступавших, программы по литературе и русскому языку, истории, обществознанию и изобразительному искусству должны включать "разделы о православном христианстве, его значении в мировой культуре, в истории и культуре русского народа, российского общества и государства в целом".
Кроме того, было предложено активизировать разработку учебных и методических пособий для изучения православной культуры с учетом принятого в 2002 году Примерного содержания образования по учебному предмету "Православная культура". По мнению участников, "включение в образование предмета религиозно-культурологической направленности будет способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся и противодействию пропаганде насилия, половой распущенности, социальной безответственности, что угрожает существованию и будущему российского общества и государства".
На конференции было решено усовершенствовать российское законодательство об образовании (следует внести изменения в обсуждаемый в настоящее время проект Кодекса Российской Федерации об образовании или в действующий Закон Российской Федерации "Об образовании"), закрепив, в частности, положения, устанавливающие соответствие содержания образования современному уровню культурного развития, культурным и нравственным традициям, ценностям и особенностям российского общества, направленности образования на приобщение учащихся к ценностям российской и мировой культуры и на интеграцию личности в российскую национальную и мировую культуру, на сохранение и воспроизводство исторической преемственности поколений и связей образования с историческими и национально-культурными традициями и ценностями российской культуры, историческим и культурным наследием народов Российской Федерации.
Русская линия