Главным событием конференции стало выступление епископа Диоклийского Каллиста (Уэра, Константинопольский патриархат), посвященное богословским проблемам церковного единства. По его словам, разделение Церквей есть результат невыполнения воли Спасителя о единстве. Глубинное внутреннее церковное единство основано на Евхаристии, которая является сердцевиной Церкви. Епископ Каллист - англичанин, принявший православие в зрелом возрасте, - подчеркнул, что церковные разделения не являются просто "административным неудобством", но противоречат самой сущности Церкви. "С церковной точки зрения они являются непонятным абсурдом, скандалом", - считает иерарх. Чтобы восстановить "единство по образу Святой Троицы", недостаточно внешних шагов. Нужны прежде всего внутренние усилия, направленные на покаяние, со стороны иерархии и мирян, которые "могут помочь своим иерархам преодолеть разногласия". Основанием для единства является святость Церкви, и большинство христиан едины в ее понимании.
Выступавший предложил и ряд практических шагов в перспективе достижения церковного единства. Церкви должны сотрудничать в делах милосердия, заботиться об установлении дружеских связей на личном уровне, особенно среди молодых своих прихожан, в чем большую роль может сыграть Содружество св. Албания, а также "перестать подозревать друг друга в миссионерской деятельности". Особое внимание в докладе было уделено участию православных Церквей во Всемирном Совете Церквей (ВСЦ). Епископ Каллист "не так оптимистично настроен" насчет участия православных Церквей в ВСЦ, но считает, что надо оставаться в этой организации, которая "вовсе не является дьявольским гнездом". По словам иерарха, участие в работе ВСЦ дает шанс свидетельствовать о православной вере. "Многие методы ВСЦ не подходят для православных, - сказал он, - но там много настоящих христиан, и мы должны поддерживать их жажду истины".
Генеральный секретарь Содружества св. Албания, православный священник из Великобритании Стефан Платт рассказал собравшимся об истории организации. Она возникла в Европе в конце 20-х гг. ХХ века по инициативе представителей Русского студенческого христианского движения (РСХД). Молодые православные, англикане, пресвитериане собирались вместе на конференции, чтобы обменяться богословскими взглядами и лучше понять церковное учение друг друга. По словам о.Стефана, "по мере дискуссии их участники открыли, что любовь и взаимопонимание могут преодолеть разделение между христианами". Так содружество стало "официальной экуменической организацией". В работе содружества принимали участие митрополит Сурожский Антоний (Блум), знаменитый богослов Владимир Лосский; в кругу членов содружества переводились и изучались труды оо. Георгия Флоровского и Сергия Булгакова. В настоящее время центр организации находится в Оксфорде, рядом с православной церковью, антиминс которой подписан тремя епископами: русским, константинопольским и сербским. Филиалы содружества созданы в Сербии, Болгарии, Германии и других странах. О. Стефан выразил надежду, что настоящая конференция поможет приблизиться к созданию филиала и в Москве. На втором заседании конференции о. Стефан сделал доклад о православных святых Британской земли, которые, по его словам, являются "действительно экуменистами", так как объединяются через Тело Христово.
Проблемам святости и канонизации посвятил свое выступление и ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Владимир Воробьев, доклад которого был посвящен канонизации новомучеников Российских, почитание которых, по его глубокому убеждению, должно стать общим для всех православных Церквей. О. Владимир указал на особенности этой канонизации: такого количества жертв безбожных гонений - от 500 тыс. до 1 млн. - Церковь еще не знала. В то же время, отметил ректор ПСТБИ, далеко не обо всех из них можно собрать документы. Поэтому в РПЦ были применены новые принципы канонизации: в отличие от обычной практики, когда официальная канонизация является "ответом" на народное почитание, в данном случае получилось наоборот - канонизация стала отправным моментом для почитания в церковном сообществе, которое не могло знать, запомнить и сохранить сведения о многих новомучениках. Кроме того, новомученики были прославлены как собор "явленных и неявленных" святых. Когда появляются новые исторические свидетельства и некоторые из имен "проявляются", решение об их причислении к лику святых принимается Священным Синодом без устроения специальной соборной канонизации.
Доклад об отношениях между православными и восточными православными (дохалкидонскими) Церквами представил преподаватель ПСТБИ священник Олег Давыденков. Диалог с этими Церквами и их изучение в России связано с именами таких деятелей, как епископ Порфирий (Успенский), профессор Василий Болотов, академик Борис Тураев. После революции 1917 г. все контакты с восточными Церквами прекратились и до сих пор не восстановлены. По словам докладчика, существуют огромные трудности установления диалога как на богословском уровне (нехалкидонские Церкви придерживаются "сирийского северианского монофизитства"), так и на научно-организационном, поскольку в РПЦ нет пока специалистов в данной области. В 2001 году по инициативе Богословской комиссии РПЦ состоялась "первая и пока последняя" встреча ее членов и представителей коптской, сирийской и армянской Церквей. О. Олег не разделил мнение епископа Каллиста о хороших перспективах диалога с "нехалкидонитами" и констатировал, что сам он является в этом отношении "черным пессимистом", так как, с его точки зрения, "диалог еще по-настоящему и не начинался".
На конференции также представили свои доклады директор Синодальной библиотеки протоиерей Борис Даниленко ("Епископы Русской Церкви, рукоположенные до восстановления Патриаршества в Зарубежье в ХХ в.") и православный священник из Великобритании Григорий Вулфенден ("Размышления относительно практики тайного чтения Евхаристической молитвы").
Благовест-инфо /Радонеж