Здание церкви спроектировал известный архитектор Х.К. Васильев, по проектам которого построен ряд церквей в Алупке, Перекопе, Гурзуфе, Янчокраке. Выбор места для сооружения новой церкви в центре самого многолюдного района селения был предопределен и построенной в 1894 г. колокольней, к которой нужно было "привязать" объем храма, объединив колокольню и церковь идентичным рисунком. За подрядную работу по сооружению церкви взялся добросовестный и опытный инженер-строитель Я.А. Рыков, строивший Дворянский театр, здание офицерского собрания в Симферополе и другие крупные сооружения.
Храм был задуман зодчим как внушительное по размерам здание длиной 16 саженей, шириной 11. Конструктивная схема церкви крестовокупольная. В основу архитектурного образа церкви легли мотивы русско-византийского зодчества.
2 (15 по н. ст.) октября 1903 г. на центральной, бывшей Базарной площади села Саки при многочисленном стечении народа в торжественной обстановке была освящена церковь в честь Святого Ильи. Об этом событии в жизни Таврической епархии сообщали местные газеты и журнал "Зодчий". Долгое храм был единственным крупным сооружением центра селения и доныне привлекает всеобщее внимание своим величественным архитектурно-художественным обликом.
В годы богоборчества "по ходатайству трудящихся Сак и окрестных деревень" Свято-Ильинский храм под предлогом, что здание дало тещины и требует капитального ремонта, на который у церкви средств не было, решили переоборудовать под клуб. Когда в апреле 1930 года стали снимать купола, иконостас и "другие культовые признаки", прихожане из Сак, Михайловки, Ново-Дмитриевки и других деревень окружили церковь и принудили прекратить ее разорение. Инцидент стал известен в Москве, откуда по распоряжению М.И. Калинина в Крымский ЦИК была направлена телеграмма с указанием "передать церковь верующим". Но несмотря на это, с 1930 г. "капитально перестроенная" церковь использовалась как клуб. Храм понес значительные утраты архитектурно-конструктивных и декоративных элементов интерьера. Но и через 87 лет после строительства храма комплексно-научные изыскания отметили его вполне удовлетворительное техническое состояние. Здание в основном сохранило свою компактную планово-пространственную и образную структуру.
В годы Великой Отечественной войны храм был возвращен Церкви, в нем были возобновлены богослужения, не прекращающиеся с тех пор до наших дней. После 1990 года постепенно были восстановлены утраченный купол и 4 декоративные главки храма, его резной иконостас, росписи и внутреннее убранство.
Пресс-служба УПЦ МП