В этом году были изменены время проведения Собора (как правило, Соборы РПСЦ проводятся после Покрова, т.е. в ближайшие дни после 14 октября) и его статус (всегда бывает Освященный, т.е. Поместный, всеобщий Собор с широким представительством приходского духовенства и мирян). Состав "Архиерейского Собора" будет также необычен, помимо архиереев Русской Православной Cтарообрядческой Церкви на него приглашены архиепископ Софроний, окормляющий старообрядцев Австралии, Америки, Италии и Франции (т.е. за пределами непосредственно Румынии, в каноническом подчинении Белокриницкой Митрополии, в которой он официально и находится), но и "избранные духовные лица" из близких к семье митрополита священнослужителей. Т.е. Собор не Освященный, но и не только Архиерейский.
Архиепископ Софроний, а это его первый официальный визит в Москву, прибывает в столицу России утром 10 октября. После этого и должен открыться Собор. Вероятно, приглашение именно архиепископа Софрония связано с тем, что он является (или ему приписывается авторство) автором статьи, где на основании обвинений римо-католического проповедника Рокамболя "доказан сатанинский характер рок-музыки и отчасти современной культуры как таковой". Одним из главных на Соборе станет вопрос о масонском влиянии на государственную и общественную жизнь в РФ и даже некоторых клириков и мирян Московской митрополии РПСЦ. Подоплека этой постановки заключена в том, что известные своим исключительным влиянием на Алимпия (Гусева), митрополита Московского и всея Руси, протоиерей Леонид Гусев и мирянин А. Козлов недвусмысленно поддерживают в РПСЦ направление, связанное с радикально-патриотическими группами. Для этого направления (существует оно и в РПЦ МП) характерна борьба с "новыми паспортами", ИНН, Интернетом и т. н. "жидомасонством". Наш источник в РПСЦ прокомментировал причины возникновения "масонского вопроса" в РПСЦ следующим образом:
"Другой, наряду с о. Леонидом Гусевым, "серый кардинал" иерей Сергей Лесуренко известен скептичным отношением к "фашистским" воззрениям, но именно он является едва ли не главным действующим лицом "интриги", т.к. его отличает по мнению всех наблюдателей крайне неприязненное личное отношение к иерею Евгению Чунину, популярному священнику РПСЦ, известному также умеренным "государственничеством", по которому и предполагается нанести главный удар. Сам о. С. Лесуренко далек от "клинического фашизма", но поддерживает его по конъюнктурным соображениям, надеясь на расправу с рядом неугодных ему лиц. Среди таких, помимо о. Евгения Чунина, называют еп. Казанско-Вятского Андриана (Четвергова) и челябинского бизнесмена Звездина. Единственным "доказательством" масонства этих лиц является их связь с движением Евразия (его лидер, Дугин, по мнению черносотенного лобби в РПСЦ является масоном и сатанистом), но связь с ним и движением Евразия у о. Евгения Чунина и особенно еп. Андреяна (Четвергова) очевидно недостаточно значительная даже в глазах черносотенцев. Несколько сложнее вопрос со Звездиным, который был достаточно видным деятелем "Евразии", хотя и его трудно считать "одним из первых лиц" этого движения.
Одно время проявлял активность в этом движении и публицист А. Езеров, но вскоре он оказался как бы "на обочине" Евразийского движения и не участвовал в сколько-нибудь серьезных и значительных акциях. Да и нынешняя его роль в РПСЦ тоже не велика. Серьезно эти обвинения могут задеть разве что Звездина. Невозможно доказать и приверженность "сатанизму" А. Дугина, не устающего заявлять о своей приверженности к единоверию в рамках РПЦ МП. Тогда нужно доказать, что РПЦ МП в целом является масонским и сатанинским образованием, что слишком даже для нынешних вершителей судеб РПСЦ, несмотря на всю их антидержавническую риторику и антигосударственничество (справа). Да собственно сам А. Дугин должен мало интересовать антимасонскую партию. Помимо желания поколебать позиции некоторых из популярных церковных деятелей эта акция, очевидно, нужна еще и для устрашения. Дело в том, что наиболее активные и радикальные оппозиционеры типа иерея Елисеева или епископа Кишиневского Зосимы кажутся опасными, готовыми "пойти на всЈ". Поэтому для атаки на тайном междусобойчике было решено выбрать людей нелюбимых, но, в принципе, послушных и лояльных, популярных в народе церковном, но нерадикальных, от которых трудно ожидать каких-то решительных действий. Между тем других эти на первый взгляд бессмысленные обвинения и нападки могут деморализовать и привести в замешательство. Первым этот метод в РПСЦ стал широко применяться епископом Зосимой (Еремеевым), главным оппонентом Гусевых, в отношении недовольных в своей епархии, но теперь может быть использован противной стороной.
Необычность ситуации в том, что исторически старообрядцы никогда организационно не были связаны с черносотенными элементами и не брали на вооружение, даже в Харбине, русский фашизм. Больше того епископ Михаил (Семенов), известных религиозный и общественный деятель, кстати, еврейского происхождения, был идеологом "христианского коммунизма". Очевидно, подобные взгляды были близки С. Морозову. Правым (октябристом) был только Н. Бугров, нижегородский миллионер, но он был беглопоповцем, а не белокриницким старообрядцем. Рябушинские до революции отличались либерализмом. Во время гражданской войны и эмиграции епископ Иннокентий (Усов) и прочее беглое белокриницкое духовенство благословляло казачьи "сотни Иисуса" и прочих "белых крестоносцев", но их тоже нелегко записать в фашисты.
По словам известного духовного лица до последнего времени сохранявшего некоторую близость с "семьей", естественно пожелавшего быть не названным: "Если так пойдет и дальше, то мы превратимся в тоталитарную секту. Церковь, конечно, есть Церковь Христова, но в глазах властей и простых людей это будет секта.
Портал-Сredo.Ru