"Альтернативное православие" объединилось 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Альтернативное православие" объединилось

17.07.2003

Объединительный Архиерейский Собор Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) в России состоялся накануне в помещении частной клиники св. Иоанна на улице Радио в Москве. В нем приняли участие 11 архиереев, представляющих пять "ветвей" ИПЦ. Собор прошел по инициативе митрополита Московского Рафаила (Прокопьева) - директора клиники св. Иоанна и председателя Священного Синода Русской Соборной Истинно-Православной Церкви (РСИПЦ).
С докладом на соборе выступил митрополит Рафаил, изложивший вероучение ИПЦ и ее социальную доктрину. Касаясь вопросов литургической жизни Церкви, он призвал сделать "более обильным" чтение Священного Писания, а также поощрять народное пение за богослужением. Митрополит призвал избавить от "исторической недостоверности" жития святых. Основой объединения ИПЦ, происходящего на Соборе, глава РСИПЦ назвал уважение и признание "многообразия литургических обрядов и даже богословских изысканий" Церквей-членов. Говоря о диалоге с иными Церквами (в том числе, неправославными), митрополит Рафаил призвал поставить в центр этого диалога "учение о Вечере Господней". Докладчик особо выделил свою готовность к диалогу с Русской Православной Церковью (РПЦ) и со старообрядческими Церквами.
Касаясь социальной проблематики в представлении ИПЦ, митрополит Рафаил призвал каждого православного христианина брать на воспитание брошенных детей, церковные общины организовывать по образу трудовых коммун, а миссионерскую деятельность вести по образцу "Свидетелей Иеговы" - "от дома к дому, от двери к двери". Основной принцип отношений ИПЦ с государственной властью глава ИПЦ определил так: "Свобода Церкви - основа ее отношений со всяким гражданским строем". В заключение митрополит подверг критике священноначалие РПЦ за внедрение в общественное сознание понятия "каноническая территория". На взгляд митрополита, в своих крайних формах оно претендует на то, чтобы лишить человека Богоданной свободы религиозного выбора.
С докладом о насущных задачах церковной жизни объединенной ИПЦ выступил управляющий делами Российской Истинно-Православной Церкви (РИПЦ) архиепископ Татарстанский и Марийский Александр (Миронов). Он привел два основных аргумента в пользу объединения церковных "ветвей", собравшихся на Собор: необходимость взаимодействия с органами государственной власти и налаживание контактов с поместными православными Церквами. Однако иерарх признал, что подобное объединение таит в себе и определенные опасности, связанные с перераспределением церковной власти, а также с конфликтом между либералами и консерваторами, представляющими разные Церкви, входящие в новое объединение.
Архиепископ Александр призвал участников Собора "очистить свои ряды от тех, кто забылся, кто бравирует своими недостатками", и с сожалением признал, что "у большинства наших священнослужителей благоговения вообще нет, либо оно в зачаточном состоянии". Двумя наиболее насущными задачами учреждаемого центрального церковного управления докладчик считает решение проблемы церковной собственности, на которую претендует ИПЦ (потенциально, это вся церковная собственность, созданная до 1917 года), и создание духовного учебного заведения "для выращивания своих кадров".
Митрополит Пятигорский и Северокавказский Кириак (Тимирциди) посвятил свой доклад изложению богословских и церковно-исторических оснований церковной соборности и предложил целую программу либеральных церковных реформ: "Когда мы говорим, что только мы одни истинные, а остальные еретики, мы очень погрешаем. Дух дышит, где хочет, - заявил он. - Мы не должны с пренебрежением относиться к западным христианам: Проповедь должна быть чужда аскетической односторонности, которая неприемлема в обычной мирской жизни: Служить и читать Священное Писание нужно на живом языке".
После дискуссии участники Собора утвердили "Основные принципы" объединения "ветвей" ИПЦ в единую Церковь и создали органы нового высшего церковного управления. Митрополит Рафаил был избран местоблюстителем патриаршего престола, архиепископ Александр (Миронов) - управляющим делами ИПЦ, а митрополиты Епифаний (Каминский), Кириак (Тимирциди) и Виталий (Кужеватов) - постоянными членами Священного Синода. Митрополит Рафаил заявил, что указ Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего церковного совета ? 362 от 20 ноября 1920 года о самоуправлении епархий прекращает свое действие, поскольку "в Российской Церкви вновь появилась центральная церковная власть". Все участники Собора подписали архиерейскую и иерейскую присяги.
В заключение был рассмотрен вопрос о дате созыва Поместного Собора ИПЦ, который должен утвердить все решения Архиерейского Собора. Его созыв предварительно намечен на февраль будущего года.
Комментарий
Помимо председателя Священного Синода Русской Соборной Истинно-Православной Церкви (РСИПЦ) митрополита Рафаила, в Соборе приняли участие: митрополит Пятигорский и Северокавказский Кириак (Тимирциди) (Апостольская Православная Церковь - АПЦ), митрополит Минский и Светлогорский Епифаний (Каминский) ("секачевская ветвь" Катакомбной Церкви), митрополит Коломенский и Русский Виталий (Кужеватов) (АПЦ), митрополит Царицынский и Николаевский Венедикт (Молчанов) (АПЦ), архиепископ Татарстанский и Марийский Александр (Миронов) (Российская Истинно-Православная Церковь - РИПЦ), архиепископ Царскосельский Сергий (Саркисов) (АПЦ), архиепископ Воронежский и Саратовский Иоанникий (Шендрик) (РСИПЦ), архиепископ Херсонесский и Готский Дамиан (Акимов) (АПЦ), архиепископ Санкт-Петербургский и Дивенский Антоний (Кобрат), епископ Потинский и Причерноморский Николай (Модебадзе) (Грузинская ИПЦ), епископ Пензенский и Симбирский Тихон (Киселев) (РИПЦ), епископ Бронницкий Евгений (Старостин) (РСИПЦ).
Из всех участников Архиерейского Собора только митрополит Епифаний (Каминский) представляет аутентичную Катакомбную Церковь, иерархия которой возникла, по меньшей мере, в 1971 году, когда ее основатель, митрополит Геннадий (Секач), официально объявил о своем архиерействе и начал совершать хиротонии катакомбных епископов. РИПЦ, АПЦ и РСИПЦ восходят к церковному новообразованию, возникшему в 1996 году, после того, как по благословению главы Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) Патриарха Димитрия (Яремы), иерархи этой Церкви совершили две епископские хиротонии "с целью восстановления иерархии Истинно-Православной Церкви в России". Один из рукоположенных тогда в УАПЦ иерархов, митрополит Стефан (Линицкий), бывший клирик Русской Православной Церкви Заграницей, является старейшим епископом АПЦ (на Соборе 13 июля он отсутствовал по болезни).
В 1997-98 гг. в РИПЦ произошло несколько церковных разделений, в результате которых возникли АПЦ, РСИПЦ и еще несколько групп. В Архиерейском Соборе 13 июля не приняли участие две из этих групп - РИПЦ во главе с митрополитом Амвросием (Катамадзе) и ИПЦ (Московская митрополия) во главе с архиепископом Вячеславом (Лисовым). От участия в Соборе также категорически отказались представители других групп "альтернативного православия" в России - Русской Православной Церкви Заграницей и Российской Православной Автономной Церкви.
Благовест-инфо



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме