Конрад Райзер принял участие в дискуссии о перспективах экуменизма, которая прошла в ОВЦС

Новости Москвы  Религия 
0
89
Время на чтение 4 минуты
Дальнейшим перспективам диалога Русской Православной Церкви с западным христианством была посвящена дискуссия с участием генерального секретаря Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) Конрада Райзера, которая состоялась 8 июля в конференц-зале Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) в Москве. Свое мнение об основных препятствиях на пути этого диалога высказали православные священнослужители, богословы, публицисты, сотрудники ОВЦС МП и МИД РФ, представители российской лютеранской общины. В качестве модератора встречи выступил заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин.
Как отметил прот. Всеволод Чаплин, одно из серьезных препятствий на пути диалога между Русской Православной Церковью (РПЦ) и ВСЦ - стереотипы. Так, в православной среде бытует мнение, будто все экуменическое движение создано "узкой группой лиц на Западе", пытающейся подчинить себе мир, а для этого - стереть различия между религиями. Напротив, в штате ВСЦ многие считают, что на самом деле большинство православных положительно относится к экуменизму, а бюрократы из ОВЦС намеренно сгущают краски, чтобы пробить выгодные для них реформы в структуре Совета и получить дополнительные места в руководящих органах. Другая серьезная проблема, считает о. Всеволод, - это проблема языка. Оказываясь в Женеве (где находится штаб-квартира ВСЦ), признался православный священник, он часто испытывал ощущение, что "два социума, ВСЦ и Россия" не понимают друг друга.
Язык, причем в первую очередь, отсутствие общей для всех богословской терминологии, считает главной проблемой на пути диалога клирик московского храма Девяти мучеников Кизических диакон Владимир Соколов. О. Владимир подчеркнул, что различное восприятие одних и тех же слов разделяет не только православных с западными христианами, но и самих западных христиан. Так, во время одной из экуменических конференций выяснилось, что европейские и американские христиане совершенно по-разному воспринимают термин "надежда": первые в эсхатологическом смысле, а вторые - в социальном. Следует помнить, что разделение между христианскими исповеданиями произошло не по политическим причинам, а по ревности верующих, убежденных в своей правоте, отметил диакон Владимир. И невозможно вести диалог без учета этого фактора.
Проблему языка затронул в своем выступлении другой московский клирик - священник Георгий Чистяков. Рассказав о своей многолетней работе в правлении Российского библейского общества (РБО), объединяющего как православных, так и христиан других конфессий, о. Георгий отметил, что в настоящее время на повестке дня все острее стоит вопрос о новом переводе Священного Писания на современный русский язык. Сделанный около 150 лет назад Синодальный перевод, который до сих пор объединял всех российских христиан, постепенно становится всЈ менее понятен читателю. В то же время любые новые переводы, отметил священник, чреваты разделениями.
Комментируя эти тезисы, генсек ВСЦ согласился, что западные и восточные христиане - "два разных вида космоса", которым свойственна различная духовность. Но, осознавая существующие проблемы, ВСЦ делает многое, чтобы "разработать общую систему понимания", приемлемую для различных языковых систем.
Ряд выступавших отметил, что сегодня в России православная Церковь ведет гораздо более активный диалог с другими религиями - в частности с исламом и иудаизмом, - чем с другими христианскими конфессиями. По словам председателя Союза православных граждан, главного редактора журнала "Православная беседа" Валентина Лебедева, эти контакты, осуществляемые, по преимуществу, в социальной области, можно назвать своего рода "суперэкуменизмом". Совместные с мусульманами и иудеями акции, направленные на решение тех или иных социальных вопросов, подчеркнул Валентин Лебедев, не смущают никого из православных. Что же касается отношений с западным христианством и экуменическим движением, то оно "вызывает настороженность среди народа Божия - от генерала до работницы прядильной фабрики".
Со своей стороны, клирик Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии (ЕЛЦИ) пастор Андрей Резниченко отметил, что его деноминация, не входящая в ВСЦ, гораздо легче находит общий язык с Русской Православной Церковью, чем со многими единоверцами на Западе - причем не только в социальной, но даже в догматической сфере. Пастор выразил серьезную обеспокоенность в связи с продолжающейся либерализацией и секуляризацией западного протестантизма, призвав ВСЦ более внимательно "слушать" традиционные для России протестантские Церкви.
Оценивая нынешнюю ситуацию в Церкви и в российском обществе в целом, проректор Московской духовной академии, секретарь Синодальной богословской комиссии, консультант ОВЦС священник Владимир Шмалий охарактеризовал ее как состояние перехода. Куда придет общество, пока что неясно, в связи с чем нужен "спокойный прагматизм", которым следует руководствоваться и при построении новых отношений с экуменическим движением. Именно таким прагматизмом, считает внутри о. Владимир, пропитан текст основных принципов отношения РПЦ к инославию, принятых Архиерейским собором 2000 года.
Еще одним важным препятствием для контактов РПЦ с ВСЦ является чрезмерная бюрократизация последнего. Этот тезис выдвинул ответственный секретарь "Церковного вестника" Сергей Чапнин. По его свидетельству, общий вес печатных материалов, изданных за время одной лишь ассамблеи ВСЦ, составил 12 кг. Причем конкретных решений в этих бумагах было весьма немного. Кроме того, считает Сергей Чапнин, у православных россиян сегодня практически нет интереса к церковной жизни за пределами РПЦ, в связи с чем сам вопрос о дальнейших контактах с ВСЦ является здесь чем-то маргинальным.
Касаясь взаимодействия с западными христианами в социальной и политической области, прот. Всеволод Чаплин, отметив полное совпадение позиций РПЦ и ВСЦ по таким вопросам, как, например, война в Ираке и ближневосточное урегулирование, заявил, что за пределами этих общих тем также возникают противоречия. Их причина в том, считает зампред ОВЦС, что православные, воспитанные в значительной степени на аскетической литературе, являются "социальными пессимистами" - в отличии от большинства своих западных собеседников.
В то же время участники дискуссии отметили, что в период с 1998 года, когда состоялась ассамблея ВСЦ в Хараре и особенно с 1999-го, когда представители поместных православных Церквей, собравшиеся в Салониках, высказали свои общие претензии и пожелания к деятельности ВСЦ, в отношениях православных с экуменическим движением наметился определенный прогресс. Специальная комиссия, созданная в Хараре, подчеркнул Конрад Райзер, хотя и не решила всех проблем, оказалась способной "услышать голос православных".
Благовест-инфо
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07