Сергей Бычков: Есть два подхода. Первый - с точки зрения экклезиологии. Сама практика переведения священника из прихода или епископа из епархии - глубоко порочна и была осуждена на Соборе 1917-18 гг. - единственном Поместном Соборе, который был проведен в прошлом столетии, потому что древнее понимание связи священника с приходом или епископа с его кафедрой всегда уподоблялось браку: как брак нерасторжим в христианской Церкви, так нерасторжима связь священника с его приходом и епископа с его епархией.
Если учесть, что митрополит Мефодий уже 20 лет находится на своей кафедре и 10 лет его служения выпали на атеистическое безбожие, когда ему приходилось буквально из руин поднимать монастыри и приходы, то надо отдать ему должное: за 20 лет ему удалось вчетверо увеличить количество приходов, он сумел поднять из руин Задонский монастырь, где находилась тракторная станция.
К сожалению, Священный Синод продолжает действовать порочно, следуя практике митрополита, а затем Патриарха Сергия (Старогордского), который беспрерывно перемещал епископов, следуя указаниям светских властей.
24 мая в Воронеже должны были пройти Дни славянской культуры, и теперь в результате перемещения митрополита Мефодия их проведение под вопросом.
Если мы посмотрим на происходящее в странах ближнего зарубежья, то мы увидим: в странах Прибалтики православные епархии получили статус автономных Православных Церквей. Более того, глава Молдавской Церкви митрополит Владимир стал постоянным членом Священного Синода. Ситуация в Казахстане, куда назначен митрополит Мефодий, очень тяжелая. Там долгие годы находился на кафедре архиепископ Алексей (Кутепов), перенесший два или три инсульта и сделавший все необходимое, чтобы развалить и так немногочисленные приходы в Казахстане: положение русскоязычной, в том числе и христианской общины, просто катастрофическое. И после принятия Госдумой дискриминационного закона о гражданстве РФ наши соотечественники в Казахстане практически никому не нужны. Я считаю, что назначение митрополита Мефодия - мудрый ход Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Он выбрал именно такую яркую и энергичную личность для того, чтобы митрополит Мефодий мог объединить русскоязычную общину вокруг себя. Зная хорошо митрополита Мефодия, я уверен в том, что года через два-три мы будем свидетелями того, как православие станет второй религией в Казахстане наряду с исламом. Я считаю, что решение Синода и Патриарха - глубокое и мудрое.
- А если сейчас православие не является второй религией в Казахстане, то кто же там второй?
- Православие не является государственной религией в Казахстане, каковым фактически является ислам. Мы сталкиваемся с постоянными фактами дискриминации русскоязычного населения и в том числе православия.
- Вы думаете, митрополит Мефодий может изменить эту ситуацию?
- Безусловно. Казахстан является самой динамично развивающейся республикой Центральной Азии, у нее огромный экономический потенциал, во главе этой республики стоит энергичный харизматический лидер - Нурсултан Назарбаев. Я думаю, что у Православной Церкви Казахстана есть все шансы стать автономной Церковью по примеру Православных церквей Прибалтики. Согласитесь, что и Украинская Церковь получила автономию, и Белорусская. Я думаю, что Казахстан сможет вокруг себя объединить республики Средней Азии, где православие просто чахнет, и поэтому считаю, что это просчитанный глубинный ход Патриарха.
- Многие, особенно те, кто недолюбливает митрополита Мефодия, комментируют эти перестановки так: Мефодию нанесли удар его противники, это приведет к ослаблению митрополита…
- Возможно, доля истины в этом есть: митрополиту Кириллу на этом Синоде удалось вытащить из Магадана печально известного епископа Феофана (Ашуркова) - последнее его деяние Вы знаете, когда он вместе с Талгатом Таджуддином во время Великого поста летал в Ирак, чтобы поддержать иракского лидера и авторитарный режим.
Будущий епископ Феофан был со скандалом изгнан из Горненского монастыря в Иерусалиме в середине 1980-х гг., когда забеременела от него монахиня. И после этого он пять лет находился на покаянии в Троице-Сергиевой лавре. Потом были махинации в Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС), связанные с паломничеством в Израиль. Этим ведал Феофан (Ашурков): все деньги поступали ему в карман и он единолично ими распоряжался, были выявлены факты присвоения крупных сумм. Это было в 1993-95 гг., когда он ведал отделом паломничества. То есть епископ Феофан - наиболее пререкаемся личность из всего окружения митрополита Кирилла.
- Вы думаете, что именно с подачи митрополита Кирилла епископа Феофана перевели в Ставрополь, а митрополита Мефодия в Казахстан?
- Я уверен в этом.
- Как Вы оцениваете позиции митрополита Сергия (Фомина) после этих перестановок?
- Митрополит Сергий укрепил свое положение: если Вы помните, на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. митрополитом Кириллом было внесено дополнение, хотя оно и не было принято всем Собором: на Патриарший престол может претендовать епископ, не менее двух лет прослуживший в епархии. И митрополит Сергий, ни года не служивший в епархии, автоматически бы выпадал, если бы этот пункт прошел. Теперь Сергий стал епархиальным епископом - значит, его шансы стать будущим Патриархом повышаются.
- Митрополит Сергий не является другом митрополита Кирилла...
- Да, это противодействующие стороны.
- А отношения митрополитов Сергия и Мефодия как бы Вы охарактеризовали?
- У них паритетные отношения.
- Не получается ли, что группировка митрополита Кирилла оказалась сильнее, чем все остальные?
- Нет, так нельзя сказать. Именно по настоянию Святейшего митрополит Сергий был возведен в постоянные члены Священного Синода. Патриарх укрепляет его позиции и поддерживает таким образом и митрополита Мефодия. Митрополит Кирилл ведь планировал сместить митрополита Владимира (Котлярова) накануне 300-летия Санкт-Петербурга, поскольку на будущий год митрополиту будет 75 лет и он все равно должен будет писать прошение об отставке. Митрополит Кирилл считает, что владыка Владимир не соответствует статусу второй столицы, поэтому он планировал сместить митрополита Владимира и посадить на его место архиепископа Климента - это Кириллу не удалось. Поэтому я не вижу перевеса на стороне митрополита Кирилла.
- А митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир к какой группе относится?
- Митрополит Владимир очень симпатизирует митрополиту Мефодию и гостил у него прошлым летом. Все эти разговоры о том, что Святейший вышел из строя после инсульта и всем рулит митрополит Кирилл как раз этот Синод не подтвердил. Я знаю, что Патриарх сам готовил этот Синод и, конечно, для него было очень тяжело производить все эти перемещения, потому что осенью 1999 г., когда Патриарх гостил у митрополита Мефодия, Алексий II признался, что он еще не видел в России епархии, которая находится в таком изумительном состоянии.
- Какие еще группы влияния или группы сторонников есть в Русской Православной Церкви, кроме групп митрополитов Кирилла, Мефодия и Сергия?
- Подрастает молодой епископат. Неожиданно перед этим Синодом появился союз митрополита Кирилла и архиепископа Арсения, викарного епископа Патриарха. Кирилл планировал наряду со смещением митрополита Владимира сместить митрополита Сергия и послать его в Казахстан. А на место Сергия поставить архиепископа Арсения, пользующегося поддержкой молодого епископата, особенно тех, кто вышел из московских викариев.
- А группа православно-патриотическая, олицетворяемая о. Тихоном (Шевкуновым), - на чьей стороне она здесь окажется?
- Мне кажется, что многие журналисты сгущают краски вокруг архимандрита Тихона (Шевкунова) - на самом деле он достаточно взвешенный и здравый церковный политик, несмотря на то, что он появляется в такой одиозной передаче, как "Русский дом" Крутова. Я думаю, что архимандрит Тихон делает все возможное, чтобы уравновесить и сбалансировать эту передачу. Тихон (Шевкунов) представляет как раз довольно здоровое, центристское ядро нашей Церкви, но он не епископ.
- Как можно сегодняшних епископов поделить на правых, левых и центристов?
- Сам Патриарх сдерживает крайние тенденции: с одной стороны ультрареформистское, а с другой - ультраконсервативное крылья. И вокруг Патриарха группируются люди с центристской позицией, которой как раз придерживаются митрополиты Сергий и Мефодий. Другую позицию занимает митрополит Кирилл. Например, благодаря его активности Макарьевский фонд сейчас передан архиепископу Викентию - фонд тем самым вообще прекращает свое существование. Фонд возник и действовал только благодаря митрополиту Мефодию. И не знаю, как будет существовать Церковно-историческая комиссия, которую также возглавлял митрополит Мефодий.
- А ЦНЦ "Православная энциклопедия" к какой группе примыкает - Кирилла или Мефодия?
- "Православная энциклопедия" - вы простите меня, это просто кузница, где куются деньги. Каждый том обходится в миллион долларов. Это просто уму непостижимо: куда идут эти деньги, на что расходуются, какой там штат.
Архиепископ Арсений и директор ЦНЦ "Православная энциклопедия" Кравец - они как раз в подготовке этого Синода и в угроблении Макарьевского фонда сыграли не последнюю роль. Там имущественный спор: они расположены в одном здании с теми помещениями, которые сумел отбить митрополит Мефодий, и Кравец теперь претендует и на помещения Макарьевского фонда.
- Вы говорите, что есть реформистское и консервативное крылья епископата. К какому крылу Церкви вы относите группу митрополита Кирилла?
- Молодой епископат - пермский, нижегородский епископы (Иринарх и Георгий), недавно назначенный саратовский епископ Лонгин - это реформистское крыло. А консервативное крыло - это тандем Кирилла, Арсения, Свято-Тихоновского богословского института и ЦНЦ "Православная энциклопедия". Митрополиты Мефодий и Сергий принадлежат к центристскому крылу, к которому близок и Патриарх - это золотая середина.
Беседовал Михаил Тульский, "Портал-Credo.Ru"