В обсуждении проблем введения преподавания религиозных дисциплин в светских школах приняли участие российские и зарубежные эксперты, представители религиозных организаций и органов государственной власти. В их числе - руководитель Российского представительства Фонда им. К.Аденауэра Ингелат Маркус; заместитель Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви иеромонах Киприан (Ященко); ректор Свято-Тихоновского Богословского института, профессор протоиерей Владимир Воробьев; руководитель Евангелического школьного фонда Евангелической церкви Германии Екхардт Шверин; советник Министра культуры РФ Б.В.Иванов; начальник отдела по работе с общественными и религиозными объединениями аппарата полпреда Президента РФ в ЦФО М.Н.Белогубова, настоятель немецкоязычной евангелическо-лютеранской общины в Москве пастор Фридтьоф Амлинг и другие.
Участники Круглого стола рассмотрели следующие вопросы:
1. Правовая регламентация преподавания религиозных предметов в школе;
2. Опыт Германии и других европейских стран в преподавании религиозных дисциплин;
3. Проблемы практики преподавания религиозных дисциплин в российских школах.
С докладами о преподавании религиозных предметов в школах Германии выступили профессор Екхардт Шверин и пастор Фридтьоф Амлинг.
Опыт Германии демонстрирует нам, что нет непреодолимого конфликта между демократией и христианством. Профессор Екхардт Шверин рассказал об опыте преподавания религиозных дисциплин в школах Восточной Германии, менталитет жителей которой близок к сознанию граждан постсоветского пространства. Участники круглого стола узнали о том, что и в Восточной Германии введение религиозных дисциплин в школах сопровождалось широкими общественными дискуссиями. Вместе с тем преподавание религии в школе закреплено в немецком законодательстве. Преподавание религиозной дисциплин в общеобязательных школьных предметов. Вместе с тем у школьников и их родителей есть возможность выбора: посещать уроки религии или изучать религиоведческие и философские предметы. В немецкой традиции преподавание религиозных дисциплин не формализовано, а представляет собой синтез воспитания, образования и совместного поиска учеников и учителя ответов на актуальные жизненные проблемы. Опыт Германии, несомненно, может быть востребован в России, особенно, с учетом интеграции России в общееропейское политическое и образовательное пространство.
Участники встречи отметили актуальность оказания широкой общественной поддержки и освещения в СМИ деятельности Координационного совета Министерства образования и Московской Патриархии. В ходе дискуссии по проблемам практики преподавания религиозных дисциплин в российских школах было отмечено, что для организации занятий требуется более 70 тысяч сертифицированных преподавателей. На сегодня действует около 3% от необходимого количества преподавателей. Участники встречи подчеркнули, что подготовка преподавателей не может быть организована путем превращения бывших кафедры научного атеизма в кафедры религиоведения и теологии. Обсуждалась возможность создания учебно-методического центра подготовки преподавателей на базе Свято-Тихоновского Богословского института.
По итогам круглого стола было принято решение издать сборник наиболее важных материалов. Семинар явился первым в программе встреч, посвященных западноевропейскому и российскому опыту преподавания религии в школе.
Приветственное слово руководителя ЦНЦ "Православная Энциклопедия" С.Л.Кравца на открытии круглого стола
Мы сегодня собрались здесь, чтобы обсудить формы и правовые основы преподавания религиозных предметов в светских школах. Мы знаем о том, что в этом направлении в России и в Европе уже накоплен большой опыт, и нам важно выяснить, что из этого опыта нам будет полезно.
В качестве главного докладчика по опыту Германии наши коллеги из Фонда Аденауэра пригласили руководителя Евангелического школьного фонда господина Шверина, чья преподавательская деятельность проходит в Восточной Германии, где значительная часть учеников воспитана на мировоззренческих ценностях социалистической ГДР. Таким образом, господин Шверин осветит нам опыт организации преподавания религиозных дисциплин в условиях, приближенных к российским.
Мы бы очень хотели, чтобы наш сегодняшний круглый стол не был похож на обычные конференции, где люди сквозь полусон слушают докладчика. Хотелось бы, чтобы наше мероприятие послужило площадкой для диалога. Мы попытались собрать здесь только самых заинтересованных людей - тех, от кого зависит принятие или непринятие решений по интересующему нас вопросу, тех, кто по роду своей деятельности осуществляет внедрение новых инициатив в школьное образование, тех, кто посвящает себя процессу преподавания. За этим столом собрались не только представители власть имущих структур, но и священнослужители Русской Православной Церкви, разработчики правовых основ преподавания религиозных предметов в российских школах и т.д. Я думаю, что с таким составом участников, наша дискуссия будет интересной и полезной для всех.
Приветственная речь Ингелата Маркуса, руководителя Российского представительства Фонда им. К.Аденауэра
Я рад приветствовать российских и немецких экспертов по вопросам преподавания религиозных дисциплин в средних школах. Многие знают, что фонду Аденауэра близки идеи христианских демократов. Но, реально, наши задачи гораздо шире: мы отстаиваем политику христианского достоинства человека. Офисы Фонда находятся в 30 странах мира. Везде мы стараемся стимулировать диалог общественных и государственных институтов с Церковью в ходе решения различных социальных задач.
Сегодня мы представляем вашему вниманию опыт Германии, где Церковь отделена от государства, однако государство оказывает ей самую разнообразную поддержку, в том числе, и финансовую. Различные религиозные дисциплины в настоящее время преподаются во всех немецких школах.
Мы знаем, что аналогичный опыт имеется также во многих странах мира, в том числе, и в России. Исходя из своей практики, мы считаем, что религиозное образование является основой всякой образовательной культуры, закладывает основы гуманизма в обществе. При составлении учебных планов необходимо обеспечить баланс между научными и этико-религиозными дисциплинами. Если дети выйдут из стен средней школы без знания этических и религиозных основ, прежде всего - культуры и истории своей страны, они не смогут пройти последующую социальную адаптацию и найти свое место в обществе, не смогут ориентироваться в жизни собственной страны.
Совсем недавно Восточная Германия прошла через крупномасштабный социальный эксперимент, длившийся несколько десятилетий и приведший к господству эрзац-религии в форме марксизма-ленинизма. Это обстоятельство мы должны были учитывать при формировании учебных программ по религиозным дисциплинам для школ Восточных земель. Атеистическое наследие бывшей ГДР порождало и другие проблемы, решать которые нам надо было очень осторожно, чтобы не навредить.
Вообще, вопросы введения или не введения в программу средних школ изучения религии, поиска оптимальных механизмов согласования этих дисциплин с прочими предметами школьной программы, самих методов преподавания являются очень важными и серьезными. Я надеюсь, что сегодня мы получим возможность всесторонне их обсудить.
Заключительное выступление руководителя ЦНЦ "Православная Энциклопедия" С.Л.Кравца
Я глубоко благодарен профессору Шверину и пастору Амлингу за представленные доклады. Познакомившись с методами преподавания религии в государственных школах Германии, мы в какой-то степени увидели самих себя. Всегда сравнение с чем-то может быть уже более реализованным, уже состоявшимся позволяет трезво взглянуть на свои беды и на свои достижения. Должен сказать, что для меня как для человека не занимающегося профессионально религиозным образованием, а имеющего достаточно опосредованное отношение, опосредованное мнение, сформированное другими людьми - через средства массовой информации, через мнения моих коллег я судил о ситуации с религиозным образованием - положение оказалась лучше, чем я думал. Но проблемы, связанные с религиозным образованием в школе и масштабы задач, оказались гораздо больше и сложнее. Если к нашей встрече подходить творчески и созидательно, то любая часть нашего круглого стола дает очень много для нашего развития.
Мне особенно понравилось выступление нашего германского коллеги профессора Шверина. Он, в частности, сказал, что в Германии естественным образом ответственность за ценностное ориентацию народа берет на себя Церковь. Для Германии это естественное положение, но не для нас. Мы пока еще не привели общество в то состояние, когда преподавание религии в школах воспринимается как естественная необходимость. У нас оказывается противодействие социальным функциям Церкви. Некоторые воспринимает это негативно, так как им кажется, что им хотят что-то навязать. История о крестах и образах на поворотах, ставших символами проблем молодежи, которую рассказал профессор Шверин, выводит нас на понятие потребности общественного заказа. То есть огромная область учебной и воспитательной деятельности остается сегодня не реализованной. И может быть наши бюрократы просто еще внутренне не соединили проблемы, возникающие в молодежной среде - будь то наркомания, преступность, просто расхлябанность - с отсутствием воспитательной работы и не увидели Церковь как того партнера, который может помочь в решении этих задач. "Нет пророка в своем Отечестве", поэтому для нас важен ваш опыт еще и с точки зрения убеждения наших оппонентов в том, что мы им не предлагаем идти по неизведанному пути, а мы предлагаем сделать определенные уже апробированные шаги и получить ожидаемый результат. Вот этим наша с вами сегодняшняя встреча крайне важна. Я думаю, что вообще обмен знаниями возможно поможет и нам, и вам, потому что вы тоже смогли увидеть какие и вашего восточного соседа есть проблемы, как мы пытаемся их решать. В чем то мы уже находимся в ситуации, которая по всем прогнозам скоро будет у вас - ситуации исламизации общества. Исламизация Европы идет. И в конечном итоге я думаю, что не будет земли, где не встанет проблема: как жить христианам с мусульманами? Для нас есть мегаполисы, такие как Москва, и регионы, где эта проблема стоит очень остро, где в школах очень большое количество этнических мусульман. Их количество среди учеников школ нарастает - это русские школы в Москве. Более того в последнее время нарастает количество учителей этих национальностей в Москве. И для нас эта проблема будет скоро весьма актуальной. То как мы эту проблему будем решать здесь, может дать какой-то опыт и для Германии. Нам эту проблему придется решать в ближайшее время. Я еще раз хочу поблагодарить вас за то, что вы встретились со своими российскими коллегами, с нами. Хочу поблагодарить российских коллег ученых за участие в этом круглом столе. И, конечно, Фонд им. Конрада Аденауэра, который явился очень надежным партнером по организации такого весьма сложного мероприятия, ибо собрать вместе действительно заинтересованных людей и организовать их откровенный разговор и обмен мнениями - это достаточно сложная задача. Я надеюсь, что наше сотрудничество будет продолжено. Мы предлагаем, чтобы одним из результатов нашей работы стал сборник, в котором были бы представлены материалы, которые мы сегодня обсуждали - это федеральное и земельное образовательное законодательство Германии, религиозное и социальное обоснование преподавания религии в школе - немецкий опыт, примеры различных рамочных программ и методик преподавания - то есть те материалы, которые нам сегодня передали. Я думаю, что с помощью Игоря Владиславовича Понкина мы дадим обзор европейского законодательного обоснования и систем религиозного образования в Европе. Мы также обобщим российское законодательство, обозначив проблемы законодательного порядка, то есть где, на каком уровне не работают законы и какие разъяснительные документы необходимы. Я думаю, что мы все же выйдем на какой-то пример разъяснительного документа. И, самое главное, нам надо дать реальнрую картину ситуации с религиозным образованием в России - достижения и перспективы. Я думаю, что такой сборник будет крайне полезен в России для субъектов Федерации, для областных и районных управлений образования, ибо они страдают от отсутствия как положительных аргументов, так и официальных данных. Если человек постоянно сталкивается с той самой бюрократией, которая не хочет думать о ребенке, то у него в руках должно быть оружие, чтобы этот бюрократ все-таки начал думать. Такой инструмент мы должны дать. Думаю, что предложенный немецкими учеными лозунг, что ребенок не должен зависеть от воли бюрократа и должен сегодня получить то, что ему надо, очень правильный, ведь детям действительно нужна религия в школе.
Пресс-служба ЦНЦ "Православная Энциклопедия"