В стенах московского Новодевичьего монастыря представлены произведения церковного католического искусства поздней готики (ХV - начало ХVI века) из собрания музея в бывшем монастыре Святой Екатерины в голландском городе Утрехте. Основанный в ХII веке, монастырь достиг расцвета четыре столетия спустя, когда перешел в собственность Ордена Св. Иоанна Иерусалимского. В годы Реформации обитель была разорена протестантами, а церковь Св. Екатерины осквернена и отдана под кузницу. Так продолжалось до середины ХIХ века, когда между католиками и протестантами наметилось примирение, а церковь Св. Екатерины приобрела статус главного католического кафедрального собора Нидерландов. В остальных зданиях монастыря располагается один из крупнейших в Европе музеев церковного искусства, сто экспонатов которого выставлены в Новодевичьем монастыре. Многие из этих скульптур, произведений живописи, священнических облачений, первопечатных книг и предметов церковной утвари несут на себе следы жестоких религиозных столкновений эпохи Реформации. Особенно сильно повреждены скульптуры: у некоторых, как у античных статуй, отбиты руки, другие лишены иконографических атрибутов, что существенно затрудняет идентификацию изображенных лиц. С тех времен в Голландии не сохранилось целиком ни одной скульптурной группы. Все статуи лишены традиционных для того времени окраски и позолоты - полностью обнажена их коричневая деревянная основа. Под предлогом борьбы с "идолопоклонством" шло разграбление церковных сокровищ. Например, на выставке целиком представлено лишь несколько церковных облачений, являющих собой превосходные образцы золотого шитья (которым, кстати, в то время занимались в основном мужчины). А большей частью это отреставрированные куски одежды, которую срывали со священников разъяренные реформаторы. В лучшей сохранности - небольшие произведения живописи, уникальные миниатюрные скульптуры из слоновой кости и часословы для домашнего пользования, которые бережно хранили, а часто и просто прятали. Один из самых редких экспонатов - голубая шелковая риза для Богородичных праздников (ок.1525 года). После Трентского собора (1545 - 1563) голубой цвет облачений в западной церковной традиции был заменен на белый, в то время как в православной церкви он используется для Богородичных праздников до настоящего времени. Во вводном зале экспозиции на большом экране показывается снятый голландцами видеофильм с видами Новодевичьего монастыря и интерьера его главной церкви - Успения Пресвятой Богородицы. В фильме запечатлены и фрагменты богослужения, которое ведет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. То есть осмотр католических реликвий идет под аккомпанемент православных песнопений. В Успенской церкви, расположенной вблизи от Ирининских палат, где устроена выставка, можно увидеть великолепное скульптурное Распятие из дерева, а существенной частью убранства церкви являются позолоченные скульптурные изображения. Поэтому впечатления от выставки становятся частью общего впечатления от Новодевичьего монастыря и позволяют говорить об общих чертах православного и католического церковного искусства. Московские новости
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева;
правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов;
Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет);
Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»;
Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России);
Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева;
Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич;
Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович;
Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна