ЗАПИСКА ПО ПОВОДУ ВЫРАЖЕНИЯ 'ЦЕРКВИ-СіСТРЫ'"

0
69
Время на чтение 3 минуты
Выражение "Церкви-сЈстры" часто встречается при экуменическом диалоге, особенно во время диалога между Католиками и Православными, и постоянно уточняется обеими сторонами. В то время как это выражение стало общеупотребительным, в современных экуменических документах стало преобладать его
двусмысленное использование. В соответствии с правилами Второго Ватиканского собора и позднейшими Папскими посланиями, следует восстановить правильное использование этого словосочетания. Полезно начать с краткого исторического обзора.
I Возникновение выражения и развитие его использования
Выражение "Церкви-сЈстры" не встречается в Евангелии, тем не менее, имеется большое число указаний на сестринские отношения между местными Церквями во времена раннего христианства. Наиболее подходящей цитатой из Нового Завета следует признать отрывок из второго Послания Апостола Иоанна "Приветствуют
тебя дети сестры твоей избранной" (2 Иоан. 13). Здесь община, которая посылает приветствия другой общине, называет себя сестрой этой общины.
В христианской литературе выражение возникло на Востоке, когда, начиная с пятого века, приобрела законченный вид мысль о возглавлении Церкви пятью Патриархами, первым среди равных являлся епископ римский. В этой связи следует упомянуть, что ни один Римский понтифик не признал это уравнивание кафедр
и не подтвердил, что римской кафедре принадлежит только первенство по чести. Следует также отметить, что типичная для Востока патриархальная структура никогда не развивалась на Западе.
Как известно, разногласия между Римом и Константинополем позднее привели к взаимному отлучению.
Выражение снова появилось в двух письмах митрополита Никодимии Никетаса (1136) и патриарха Иоанна X (1198 - 1206), в которых они высказали негодование, что Рим, присвоив себе статус матери и учителя, аннулировал их авторитет. С их точки зрения, Рим является лишь первой среди равных Церквей-сестЈр.
Недавно Патриарх Константинопольский Афинагор I вновь употребил выражение "Церкви-сЈстры". В письмах, приветствуя братские поступки и призыв к единству, направленный патриарху Папой Иоанном XXIII, Афинагор часто упоминал, что он надеется в ближайшем будущем увидеть восстановленное единство
Церквей-сестЈр.
Второй Ватиканский собор одобрил использование выражение "Церкви-сЈстры" для описания отношений с "отделившимися": "на востоке преуспевают множество местных Церквей: среди них первенствуют Патриархальные (?) Церкви, среди которых многие основаны ещЈ самими апостолами. Поэтому, среди восточных
церквей преобладало и продолжает преобладать страстное желание навсегда сохранить общность веры и милосердия, которая свойственна местным Церквям, как сЈстрам".
Первым папским документом, в котором определение "сЈстры" применено по отношению к Церквям, является Апостольское послание "Anno ineunte" папы Павла VI к Патриарху Афинагору I. После заверений, что он сделает всЈ возможное, чтобы восстановить полное общение между Церковью Запада и Востока, папа
спросил: "Поскольку тайна Божественной любви присутствует в каждой местной Церкви, не является ли это аргументом для употребления слов "Церкви-сЈстры", которое использовали друг по отношению к другу Церкви, расположенные в разных местах? В течение столетий наши Церкви были как сЈстры, созывая
совместно Вселенские Соборы, которые защищали чистоту веры. Теперь, после долгого периода разделения и взаимного непонимания, Господь, несмотря на все препятствия, возникшие между нами в прошлом, даЈт нам возможность снова открыть друг во друге Церкви-сЈстры."
Это выражение часто использовалось Папой Иоанном Павлом II во множестве документов.
II. Инструкции к использованию выражения "Церкви-сЈстры"
Исторические ссылки, представленные в предыдущих параграфах, иллюстрируют важность, которое выражение "Церкви-сЈстры" принимает при использовании в рамках экуменического диалога. Указанные факты свидетельствуют о важности правильного использования данного термина с богословской точки зрения.
В действительности, в истинном значении этого слова, "Церкви-сЈстры" являются обособленными Церквями (или группами обособленных Церквей, примером чему служат Патриархаты или Митрополии). В то же время всегда должна присутствовать ясность, что Святая Католическая Апостольская Церковь является не
сестрой, но матерью всех обособленных Церквей.
Можно также употреблять выражение "Церкви-сЈстры" в истинном значении по отношению к обособленным Католической и некатолическим Церквям; таким образом, собственно Римская Церковь также может быть названа Церковью-сестрой других Церквей. Тем не менее, как было указано выше, по существу нельзя
говорить, что Католическая Церковь является сестрой обособленной Церкви или группы Церквей.
Это не просто вопрос о терминологии, но, прежде всего, отражение основ католического вероучения: а именно единственности Церкви Иисуса Христа. Действительно, существует одна Церковь, поэтому плюралистческий термин "Церкви" может употребляться только по отношению к поместным церквям.
Таким образом, следует избегать выражений типа "две наши Церкви", это может привести к непониманию и богословской путанице. Применение такого выражения по отношению к Католической Церкви и объединению Православных Церквей (или к одной Поместной Православной Церкви) не просто заключает в себе смысл
множественности поместных церквей, но также скрывает существование святой Католической и Апостольской Церкви, зафиксированное в Символе Веры.
Наконец, выражение "Церкви-сЈстры" в истинном значении, может быть использовано только по отношению к тем церковным организациям, которые сохранили епископское преемство и таинство Евхаристии, о чЈм свидетельствуют традиции как запада, так и востока.
+ Joseph Cardinal Ratzinger
Congregation for the Doctrine of the Faith
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04