Владыка (в миру Димитрий Филип) родился 20 октября 1913 г. в селе Нанково в Подкарпатской Руси. В то время это была территория Австро-Венгрии, а в настоящее время - Закарпатская область Украины. Его родители, скромные крестьяне, воспитывали сына в благочестии. Мать владыки умерла рано, отец вскоре погиб на первой мировой войне. В родном селе отрок Димитрий закончил начальную школу, а в районном центре Хуст получил среднее образование.
В возрасте 25 лет, в 1939 г. Димитрий Филип постригается в монахи с именем Дорофей в одном из закарпатских монастырей. Молодой инок был замечен наставниками и вскоре его рукополагают в иеромонахи.
Высшее церковное образование отец Дорофей получил в Ленинградской духовной академии. Там же он успешно защитил свои диссертации на степень кандидата, магистра и доктора богословия. Владыка всегда с большой любовью и душевной теплотой относился к Русской Православной Церкви, называя ее не иначе, как "наша мать".
История православной церкви в Чехословакии складывалась очень непросто. После провозглашения в 1918 г. независимости, в Чехословакии возникает несколько новых религиозных объединений, среди них - две православные церкви. Первая - под покровительством Сербской Церкви (во главе с епископом Гораздом), вторая - от Константинопольской Патриархии (епископ Савватий). Наряду с этим существовали русские приходы в Праге и Карловых Варах, которые подчинялись митрополиту Евлогию (Георгиевскому) из Парижа. Отношения между этими церквями были далеки от идеальных. В 1945 г. Чехословакия попадает в сферу влияния Советского Союза и на ее территории создается экзархат, охвативший все православные общины и подчинявшийся Московской Патриархии. В 1951 г. патриарх Московский и Всея Руси Алексий I провозгласил автокефалию (полную самостоятельность) Православной Церкви в Чехословакии.
В 1955 г. владыка Дорофей получает сан епископа Прешовского (Словакия), а с 1964 г. становится митрополитом - главой Православной церкви в Чехословакии. Это был непростой период борьбы за выживание - чехословацкие власти в борьбе с религией иногда даже превосходили своего "старшего брата". Церкви были пусты - часто даже на двунадесятые праздники в храме находились лишь владыка Дорофей, священник-настоятель и две эмигрантки-певчие.
После "бархатной революции" 1989 г. ситуация изменилась. Православная община выросла в несколько раз, в основном за счет приехавших из республик бывшего Советского Союза. Великую радость испытывал владыка каждый раз, когда видел в храмах многочисленных верующих.
1 января 1993 г. на карте Европы появились два новых государства - Чехия и Словакия. Однако Православная церковь сохранила свое единство, в решающей степени благодаря усилиям митрополита Дорофея. Он делал все возможное, а иногда и невозможное, чтобы сохранить мир и согласие в вверенной ему церкви, утвердить дух истинного Православия на земле Чехии и Словакии.
Во время недавней агрессии НАТО против Югославии владыка Дорофей и Православная Церковь четко и принципиально заявили свой протест против бомбардировок, хотя это шло вразрез с официальной позицией чешских властей. Владыку глубоко возмущали факты уничтожения храмов и монастырей на территории братского славянского государства.
Совсем недавно владыка посетил Москву, где открыл подворье Православной церкви в Чехии и Словакии. Во время этого визита патриарх Московский и Всея Руси Алексий II пригласил митрополита Дорофея принять участие в праздновании Рождества на Святой земле, в Вифлееме, куда направлялась представительная делегация. К большому сожалению, блаженнейший Дорофей так и не смог воспользоваться этим приглашением.
Владыка исполнил слова своего завещания, написанные им задолго до кончины - он служил Богу и людям действительно до последнего удара своего сердца. В среду 29 декабря им была отслужена литургия в храме св. Николая на Рузвельтовой ул. Прийдя домой, он почувствовал упадок сил и попросил его соборовать. Утром, 30 декабря, митрополит Дорофей скончался.
Старец-митрополит жил очень скромно. Его резиденция находилась в просторной вилле, но из многочисленных помещений он выбрал себе лишь небольшую келью. Любители делить материальное наследство будут явно разочарованы - кроме скромной мебели и личных икон там ничего нет. Зато те, кто унаследуют его чистое сердце, любовь к Богу и людям, усердную молитву, ревность об Истине, аскетизм, - уже на земле ощутят радость жизни во Христе.
Похороны владыки Дорофея проходили 4 января 2000 г. Накануне вечером гроб с телом усопшего был доставлен в кафедральный собор свв. Кирила и Мефодия, который посещают, в основном, чехи, болгары, румыны и греки. В присутствии членов Синода были прочитаны Евангелия.
4 января там же состоялись литургия и панихида. Присутствовали митрополиты, архиепископы, епископы, священники от всех православных церквей, послы православных государств, представители инославных конфессий и чешского парламента. Было солидно и торжественно, но - холодно, и не только по случаю зимы. Не хватало искренности, душевности, любви - именно того, что владыка всегда дарил людям. Единственное исключение - мужской хор духовной академии из Словакии. Думаю, владыка был бы тронут, услышав родной закарпатский распев.
Очень сильно разочаровал тот факт, что от имени православных церквей были зачитаны лишь два послания - от Синода и Константинопольского патриарха. Зато от инославных конфессий и разных экуменистских организаций выступило несколько человек. Как-то нелепо звучали из уст представителей чешского духовенства, в том числе и православного, пассажи об участии покойного владыки в экуменическом движении. Да, ради сохранения мира и единства церкви приходилось ему посещать все эти сомнительные собрания, однако никто не имеет оснований даже допустить мысли о том, что он разделял взгляды экуменистов. Только не имеющий уши не внимал его мудрым проповедям, в которых он обличал католиков, протестантов и других отступников от Истины! Несмотря на то, что большинство приходов в церкви служат по новому стилю, сам он строго придерживался старого юлианского календаря и предпочитал служить в русском приходе на церковно-славянском языке.
После службы в кафедральном соборе, катафалк с гробом усопшего отправился на Ольшанское кладбище - пантеон русской эмиграции. Именно здесь, рядом с любимой Успенской церковью, завещал владыка его похоронить. Чтобы не доставлять своей смертью лишних беспокойств, митрополит заранее, на свои собственные средства, купил место на кладбище и соорудил надгробный памятник - гранитный крест с надписью "Да будет воля твоя, Господи!".
После короткой панихиды в Успенской церкви, тело усопшего было предано земле. Многочисленные венки и живые цветы были возложены на могилу.
В нашей памяти навсегда останется образ митрополита Дорофея - седовласого старца, аскета и молитвенника с удивительно мудрым и добрым взглядом. Общение с ним, пусть даже краткое, надолго оставляло в душе ощущение света и радости.
Прихожане Успенского храма на Ольшанах в последний раз видели блаженнейшего владыку в воскресенье, 26 декабря. Он обратился с амвона к верующим с проникновенным словом, призывающим нас беречься от всякого зла и уповать на волю Божию. Эти слова станут поддержкой для нас в тяжелый момент, когда мы осиротели. Утешает лишь одно - лишившись заступника и усердного молитвенника здесь, на земле, мы вновь обретаем его на небе.
Дмитрий Быстров, Прага