деревянных церквей, 27 монастырей. В церквях служило более четырех с половиной тысяч священников, дьяконов и псаломщиков. Монашеские общины насчитывали 9 архимандритов, 6 игуменов, 11 игумений, 187 монахов и 1600 монахинь. Управлял епархией митрополит Казанский и Свияжский Иаков.
В восемнадцатом году духовенство еще не осознавало той опасности, что нависла над ним и над церковью, потому в Казани, например, состоялся многочисленный крестный ход и богослужение в знак поминовения убиенного митрополита Владимира, последний погиб в Киеве от рук большевиков. Богослужение в Казани
совершал сам митрополит Иаков. Естественно, что нормальная с точки зрения православных и излишне смелая с точки зрения большевиков акция повлекла ряд репрессий в отношении церкви.
Епископ Амвросий (Гудко) был человеком неординарным. С завидной прямотой он осуждал в своих проповедях все, что не соответствовало нормам христианской морали. В год революции его, пятидесятилетнего, поселили в Свияжском монастыре - на покой. Но, несмотря на ситуацию и новые порядки, он оставался
верным престолу и Государю, за которого призывал молиться свою паству, советуя так же и не поддаваться лукавству новой власти. Естественно, большевики не могли не знать об этом. "Теперь нет твердой власти, власть находится в руках каторжан и тюремщиков, было бы лучше, если власть находилась в руках
одного человека-самодержца", - очевидцы приводят эти слова популярного в народе епископа. Очевидно, в соответствующих органах было пухлое досье на Амвросия, и весной 1918 года новые власти, обвинив его в контрреволюционной деятельности, попросили священнослужителя явиться в трибунал Свияжска. Одним
из поводов послужила жалоба иеродиакона Феодосия, естественно, инспирированная новой властью. Требовательный и неподкупный пастырь был многим неугоден. Опуская некоторые подробности, скажем, что суд оправдал Амвросия. К радости верующих, он вернулся в монастырь, но через несколько месяцев, в июле,
был вновь арестован. Он давал много поводов для своих гонителей честной и непримиримой позицией. И на этот раз епископ был отпущен - рабочие некоторых казанских заводов пригрозили забастовкой. В заключении с епископом был его келейник, попросивший не разлучать его с владыкой Амвросием.
Третий арест епископа, последовавший через несколько недель, стал последним. Точных сведений о том, что произошло в монастыре, к сожалению, нет. Существует вполне правдоподобная версия, что Амвросий погиб от рук красноармейцев. Их отряд приехал в монастырь, чтобы захватить имеющийся здесь хлеб.
Епископ вышел к ним, начал протестовать, и был арестован. Его увезли на станцию Свияжск, где на другой день расстреляли. Пока для владыки рыли могилу, он стоял на коленях и молился...
Еще по одной версии епископ Амвросий был расстрелян по указанию Троцкого. Почти до последнего мгновения с епископом был его келейник Протопопов. Он знал место погребения священнослужителя и до тридцатого года давал деньги одному из крестьян, чтобы тот ухаживал за могилой. После закрытия монастыря в
Свияжске Протопопов уехал в Раифский монастырь, принял монашеский постриг. В 1930 году иеродиакон Иов был арестован вместе с еще пятью раифскими монахами и после длительных мучений расстрелян. Два года назад он был причислен к лику местночтимых святых. Могила епископа была утеряна.
В воскресенье на торжественном богослужении к лику местночтимых святых будет причислен и епископ Амвросий, который принял мученическую смерть за веру, не поступился своими убеждениями и не пошел на службу к воинствующим безбожникам.
Православие в России /