Серафим Ган: свидетельствуем о той России, которую никто не знает на Западе

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
518
Время на чтение 9 минут
Настоятель храма Серафима Саровского в Си-Клифе (Нью-Йорк) протоиерей Серафим Ган

© Фото : фото из личного архива протоиерея Серафима Гана

Ровно 10 лет назад произошло поистине историческое событие для всего Русского мира - воссоединение Русской православной церкви и Русской православной церкви заграницей. Делегация высшего духовенства РПЦЗ во вторник прилетает в Москву, которая 25 мая станет главным центром торжеств. Корреспондент РИА Новости Сергей Стефанов поговорил с управляющим делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ, настоятелем храма Серафима Саровского в Си-Клифе (Нью-Йорк) протоиереем Серафимом Ганом об итогах этих лет для православных.

- Отец Серафим, как изменилась жизнь Русской зарубежной церкви за прошедшие 10 лет, после подписания Акта о каноническом общении с Русской православной церковью?

- Я бы сказал, что жизнь Русской зарубежной церкви во многих отношениях укрепилась. В нашей церковной жизни участвуют очень многие из новых эмигрантов и их потомки, они пополняют наши ряды. Происходит такое явление: люди переезжают на чужбину, им тяжело жить и работать в новых условиях, преодолевать какие-то испытания, они начинают тосковать по родине, - и в наших храмах они ее находят, находят свое Отечество, утешение и помощь. 

По мере наших сил мы работаем с людьми, помогаем им воспитывать детей в русском православном духе и вообще - в несении тех тяжестей эмигрантской жизни, которые пережили и наши родители, и наши дедушки и бабушки. В целом, русскоязычная православная община в США увеличивается, и мы этому радуемся.

- Как проявляется взаимодействие с Церковью в Отечестве? Есть ли какие-либо сложности?

- Я могу сказать, что в совместной работе с подрастающим поколением мы достигли немалых успехов. Молодежные делегации со всех концов света приезжают в Россию, чтобы почувствовать свои корни, посмотреть на свою родину. Для некоторых это историческая родина, а другие родились здесь, но уже ничего не помнят, потому что выехали в очень раннем возрасте.

Мы собираем на это средства, и организуем эти поездки совместно с Церковью в Отечестве. И потом наша молодежь, да и вообще наши прихожане, наше духовенство, свидетельствуют о правде жизни на родине. О той России, которую никто не знает на Западе, - об ее истории, православной вере, о нашем языке и культуре. Они делятся всем этим духовным, культурным богатством, находясь на чужбине. Здесь люди не слышат всей правды о жизни в России, не слышат о положительных явлениях в ее жизни. Мы восполняем этот пробел своим свидетельством и братским общением с рядовыми американцами, французами и так далее.

- Что сегодня можно сказать по вопросу параллельных епархий и приходов РПЦ и РПЦЗ?

- Да, продолжают существовать параллельные приходы и епархии, есть даже параллельная Духовная миссия в Иерусалиме, но они все мирно сосуществуют и помогают друг другу. Если и возникают проблемы, то они решаются на уровне священноначалия в духе братолюбия и заботы о людях. В Германии вот уже много лет духовенство обеих епархий Русской православной церкви встречается, обсуждает какие-то вопросы, представляющие взаимный интерес, и решает проблемы вместе. Говорят, эти встречи проходят с большим успехом и приносят пользу. В Нью-Йорке у нас прекрасные отношения с представительством Русской православной церкви и патриаршими приходами в США. Так что, в этом отношении мы особых проблем, слава Богу, не испытываем.

- Есть ли данные, сколько человек, приходов остаются сейчас в расколе - те, кто не приняли воссоединение двух Церквей? Есть ли случаи возвращения отколовшихся представителей духовенства и мирян?

- Те, кто не принял Акт о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской зарубежной церковью - это незначительная часть клира и паствы. Со времени подписания этого исторического документа 10 лет назад они еще больше раздробились на другие раскольничьи образования и между собой совершенно не имеют единомыслия. Так что мы, конечно, сожалеем о том, что так произошло, и готовы всячески способствовать возвращению людей в Церковь.

И мы как раз этим и занимаемся на бытовом уровне. Встречаемся неформально с прихожанами и духовенством, общаемся, поздравляем друг друга с праздниками. Ведь разделение, к сожалению, затронуло и многие семейства. И действительно, некоторые представители расколов готовы вернуться в Русскую церковь. Я думаю, что люди видят эти плоды единства, они видят, что никто не собирается ни отбирать имущество, ни лишать людей должностей, ни вмешиваться в церковную жизнь. Они видят, что каноническая Церковь не проповедует никакой ереси. Люди все это видят, и они хотят вернуться, чтобы быть вместе. Но по тем или иным причинам они еще этого не сделали. Я думаю, что это вопрос времени.

К сожалению, некоторые духовные лица уж слишком далеко ушли, что затрудняет их возвращение. Правда, подлинное покаяние всегда широко открывает двери милости Божией.

- Как будет отмечаться 10-летие восстановления общения между Московским Патриархатом и Русской зарубежной церковью?

- Эта знаменательная дата будет отмечена в московском Сретенском монастыре в четверг, 25 мая, на великом освящении нового большого соборного храма в честь святых новомучеников и исповедников Российских, построенного на территории этой обители.

- Как вы можете прокомментировать тот факт, что эти два события так совпали, есть ли в этом некоторый символизм?

- Как мне кажется, никто не подгонял под эти торжества празднование этой знаменательной даты. Но вижу в этом промысел Божий. Потому что действительно: когда шел переговорный процесс между Русской зарубежной церковью и Московским Патриархатом, то мы обращались к трудам, сочинениям или высказываниям новомучеников и исповедников Российских. И я лично считаю, что именно их  труды, их страдания, их жизнь помогли нам найти правильные церковные пути к решению всех вопросов, которые ранее препятствовали восстановлению единства между обеими частями Русской церкви.

Когда я узнал об этом, это меня просто ударило в душу. Очень сильно. Потому что новомученики нас объединили, и, по всей видимости, новомученики продолжают поддерживать это великое дело - наше единство.

- Недавно в Вашингтоне состоялся саммит, посвященный защите гонимых христиан Ближнего Востока и Африки. Как освещается трагедия этих людей в западных СМИ?

- Как мне кажется, этот вопрос, к сожалению, игнорируется, и только совсем недавно кое-кто в информационном пространстве заговорил об этом. И это нас очень печалит. Мы хотели бы видеть больше активности в решении вопросов, связанных с гонением христиан. Мы хотели бы видеть больше активности со стороны государств пребывания Зарубежной церкви.

- А непростые российско-американские отношения как-то сказываются на жизни православных верующих - выходцев из России?

- Это очень сложный вопрос. Некоторые жалуются на всякого рода неприятности, но в основном нашу религиозную свободу, конечно, никто не трогает. И, в общем-то, того давления, на которое жалуются представители некоторых христианских организаций, мы не испытываем.

Мы пользуемся своей религиозной свободой, мы живем своей жизнью, окормляем свою паству на чужбине. И не только русских, украинцев, белорусов и других выходцев из бывших советских республик, но и американцев, французов, австралийцев, которые тянутся к нам. Не столько к нам, конечно, сколько к наследию Русской православной церкви, к русской святости. Местных жителей тянет к этому русскому благочестию. Их приводят к православию такие люди, как равноапостольный князь Владимир, преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский, Федор Михайлович Достоевский, Александр Невский. И они тянутся к нам.

И, как я уже говорил, мы здесь спокойно, не поднимая никакого шума, свидетельствуем о своей вере, о своей культуре, о своих исторических корнях, и никто нам в этом не препятствует. Хотя и сообщается в СМИ о каких-то инцидентах, когда якобы нарушается религиозная свобода американцев, нас это пока совершенно не касается.

- Судя по вашему опыту, с какими основными вызовами встречаются сегодня православные христиане?

- Если честно, самый главный вызов - это отход общества от своих христианских корней, его секуляризация. Это, наверное, самая главная проблема, на которую многие верующие жалуются и которая волнует наших людей повсеместно. Люди отходят от веры и нравственных ценностей, уводят от веры и наших детей, нашу молодежь. Но мы не должны этого бояться, наоборот - мы должны принять это со смирением, как урок, как призыв к тому, чтобы стать по-настоящему христианами. Если люди вокруг нас отходят от своих христианских корней, то не следует винить ни их, ни сильных мира сего, ни кого-нибудь еще, а только самих себя.

Значит, в наших глазах, в нашей жизни не видят вот этого торжества жизни, победы Воскресения Христова, которую мы проповедуем и продолжаем в эти дни праздновать. Значит, люди не видят святости и красоты Божией в наших делах. А если мы хотим повлиять на ситуацию, то лучше не только говорить о том, какими все должны быть, но и постоянно трудиться над тем, чтобы в своей жизни воплощать евангельские заветы. Если мы будем стараться работать над собой, то люди, живущие вокруг нас, не смогут не обратить внимание на благоухание нашей веры и доброй жизни.

- Каким вы видите будущее христианства в Европе в связи с новым "переселением народов" - массовой миграцией из мусульманских стран?

- Будущее в наших руках и в руках Божиих. Есть, конечно, вещи, которые человек не может остановить своей немощной рукой. Но если мы верим в Бога и доверяем Ему, Его водительству, и если мы будем строить свое будущее на камне доброй христианской жизни, то благодать Божия будет содействовать нам и укреплять нас. В это я глубоко верю.

- В эти дни в жизни Русской православной церкви просходит беспрецедентное событие - принесение мощей святителя Николая Чудотворца из Бари. Какое значение это имеет для православного мира? Как часто христианские святыни приносят в пределы Русской зарубежной церкви?

- Мы радуемся за наших соотечественников и надеемся, что этот привоз святыни - мощей святителя Николая - принесет духовную пользу тем людям, которые ищут помощи и молитв этого святого.

Я неоднократно сопровождал главную святыню Русской зарубежной церкви, Курскую Коренную икону Божией Матери, не только по России, но и по зарубежью. И нахожу, что такого рода поездки со святынями приносят колоссальную пользу, о чем свидетельствуют те же письма, которые мы получаем после возвращения в Нью-Йорк. Одни пишут, что нашли спутника жизни, другие - что получили работу, третьи - о том, что удостоились исцеления или какой-то помощи...

Я думаю, что всякий привоз святыни и в Отечество, и в разные уголки зарубежья всегда приносит пользу и благословение, совершается некий духовный подъем. Святыня объединяет. Люди приходят к ней со своими радостями и скорбями, со всем тем, что у них на душе, и удостаиваются помощи. И нас это может только радовать. Так что все приветствуют такое принесение святыни в Россию.

- В последние годы в Русской зарубежной церкви особенно почитается мироточащая Иверско-Гавайская икона Божией Матери. Этот образ тоже часто привозят в разные приходы и разные страны. С чем связано такое особое почитание?

- Интересно, что эта икона стала источать миро в год восстановления единства Русской церкви. И я думаю, что ее почитание связано, в первую очередь именно с тем, что это произошло именно в 2007 году, когда совершилось это чудо восстановления единства... Ведь куда легче разделяться, а здесь люди решили объединиться. В любом случае это чудо - что люди пришли к единству.

А во-вторых, думаю, такое почитание связано с тем, что эта Гавайская икона - копия Иверской Монреальской иконы Божией Матери, которая была написана на Афоне и источала миро сразу после канонизации Русской зарубежной церковью святых новомучеников и исповедников Российских. Это прославление было совершено в 1981 году. И это чудо мироточения начало происходить именно у ковчега с мощами великой княгини преподобномученицы Елизаветы Федоровны, сестры последней российской императрицы.

К сожалению, Иверская Монреальская икона исчезла после убийства в 1997 году в Греции ее хранителя, Иосифа Муньоса-Кортеса. Но через 10 лет, когда было восстановлено единство Русской церкви, копия этой иконы на Гавайских островах в нашем приходе стала источать миро. И некоторые воспринимают это как благоволение Божие к тому, что произошло 10 лет тому назад.

https://ria.ru/religion/20170523/1494899297.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Серафим Ган
Все статьи Протоиерей Серафим Ган
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Синод РПЦЗ наступает на те же грабли?
Зарубежные архиереи приняли резкое заявление о ситуации в России
06.06.2025
Для чистых и честных людей переход в Православие становится неизбежным
Движение западной церкви навстречу человеческим слабостям и грехам, модным нововведениям и «свободе» приводит к тому, что она сама себя лишает смыслов
05.06.2025
Почему антисоветизм опасен для Церкви?
За сусально-процерковной маской...
28.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Кто же такие русские?
Новый комментарий от С. Югов
02.07.2025 21:55
Фильм «Мумия»: впечатления от просмотра
Новый комментарий от Русский Иван
02.07.2025 21:35
Агония режима Зеленского
Новый комментарий от prot
02.07.2025 21:28
«Сожжены или сокрыты?»
Новый комментарий от Русский Иван
02.07.2025 20:50
Кто породил Ленина, тот и разрешил вынести его из мавзолея
Новый комментарий от Русский Иван
02.07.2025 20:44
Фильм «Мумия»: просвещение или провокация?
Новый комментарий от Кирилл Д.
02.07.2025 20:20
Заберите наших с полей сражений, Ленин может полежать ещё
Новый комментарий от Человек
02.07.2025 19:34