itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Можно ли кремировать умершего родственника?

Есть ли разница, как погребать усопшего? Рассказывает архимандрит Сильвестр (Стойчев)

0
561
Время на чтение 4 минуты

В мире много религий. И у каждой свои погребальные традиции. Один этнограф как-то заметил, что погребальные традиции сохраняются в народе дольше всего: даже когда происходит изменение религиозных практик или очевидна утрата религиозной идентификации.

У христиан и свое отношение к умершим, и своя практика погребения. Упокоенных мы погребаем в земле. Однако вполне распространенным явлением становится кремирование (то есть сожжение) тела усопшего. Нередко люди околоцерковные и даже церковные спрашивают, можно ли кремировать умершего родственника.

Казалось бы, какая разница, как его погребать. Все равно станем прахом и пеплом тем или иным способом... Станем... Но все же у христиан особое отношение к телу человека. Оно для нас не оболочка, не одежка и уж тем более не темница. Православная антропология исходит из определения, что человек есть соединение души и тела. «Душа сама по себе не есть уже полный человек», - пишет прп. Иоанн Дамаскин.

Душа так тесно соединена с телом, что они представляет собою одну цельную природу человеческую.

В этом союзе душа выступает активной и оживотворяющей, а тело участвует в формировании личностно уникальных особенностей конкретного человека. Разрыв связи души и тела, именуемый смертью, является неестественным. Он не создан Творцом: «Бог смерти не сотворил» (Прем. 1:13).

На высокое значение тела указывают слова святого апостола Павла, именующего тело храмом Св. Духа и храмом Божьим (1 Кор. 3:16; 1 Кор. 3:17; 1 Кор. 6:19).

Религии народов, в которых кремация - дело обычные, смотрят на тело в другом ракурсе. Тело не входит в уникальную связь с душой: будет другая жизнь - появится другое тело; оно является чем-то, не имеющим значения. Умер человек - и тело его навсегда разлучено с душой.

Церковный взгляд совершенно иной.

Христиане бережно относятся к умершему телу. Мертвое дело не должно стать причиной осквернения (см. Чис. 19:11-13). Православная служба погребения умершего рассматривает тело как красивое творение Божье: «Плачу и рыдаю, / когда себе представлю смерть, / и увижу в гробницах лежащую / по образу Божию созданную нашу красоту / безобразной, бесславной, не имеющей вида». Какие слова! В них вся суть отношения христиан к телу, даже умершего.

Кремация в христианских странах появилась относительно недавно: первый крематорий построен в 1876 году в Милане. Как правило, существуют медицинские, гигиенические и прочие аргументы в пользу этого способа погребения. Видимо, в эпоху, когда от холеры и тифа умирали целыми семьями, подобные доводы казались убедительными.

Следует заметить, что кремация, у народов издревле ее практиковавших, выглядит совершенно не так гигиенично, как это может показаться. Достаточно посмотреть современные видео кремации тел в Индии, чтобы понять, о чем идет речь.

Немалый интерес к сожжению умерших как форме погребения привлекла кремация известного английского поэта Перси Шелли, утонувшего у берегов Италии, прах которого ныне покоится в Риме.

Вообще, кремация среди творческой элиты пользовалась популярностью, так как ассоциировалось с древними временами, с могущественной силой природных стихий и т. п.

Итак, для христиан тело - храм Св. Духа. Оно освящено в Таинствах, прежде всего в Крещении, Миропомазании, Евхаристии.

Тело для нас не орудие, не инструмент и не машина. Тело - храм!

И даже после смерти оно не просто уходит в землю, а покоится до дня Воскресения всех умерших.

О вере в Воскресение апостол Павел говорит: «Если нет воскресения мертвых, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14).

Христиане хоронят свои тела в земле в ожидании дня Воскресения. Человек не должен был умирать. Телу не следовало возвращаться в прах. Смерть - последствие греха. И даже остатки тела являются ценными. Это осколки драгоценного сосуда. Он разрушен. Разбит. Как бережливая хозяйка складывает осколки любимой вазы в надежде их когда-то склеить, так и Церковь прячет в землю «богозданную красоту», веруя и ожидая гласа «"Кости сухие! слушайте слово Господне!" Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете... произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею... и вошел в них дух, и они ожили» (Иез. 37-я глава).

Венец христианского отношения к телу в особом, благоговейном почитании останков умерших святых - мощей.

Христиане не боятся, что их тело может быть сожжено. Мы верим, что даже если тело наше разложится на атомы, Бог все равно воскресит нас, каждого в его теле, в том, в котором пребываем в земной жизни.

Древний христианский апологет Минуций Феликс писал: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».

Христиан погребают в земле не из-за страха, что тело после сожжения не будет воскрешено, а из почтительного отношения к самому телу.

Позволим себе высказать еще один аргумент (не относящиеся к богословию и вообще к религии) в пользу захоронения умерших в земле.

Человечество существует не одну тысячу лет. Как изучить эту историю? Понятно, что есть письменность, артефакты, есть много еще чего. Но тела умерших для истории очень важны, так как могут дать информацию, которой больше нигде нет. Вот представьте себе, какого источника истории лишилось бы человечество, если б крематории начали повсеместно строиться, скажем, 5 и 6 тысяч лет назад.

Сторонники кремации нередко сожжение оправдывают увеличением населения: мол, не хватает кладбищ, под которые требуется все большие и большие территории.

Да, в некоторых местностях, особенно в мегаполисах, такая проблема есть. Мы не можем ее отрицать. Не вправе также не учитывать и экономической составляющей - дороговизна земли на кладбищах в большинстве стран.

Однако, полагаем, что верующим нужно искать возможности для традиционного погребения. Если это все же невозможно и есть непреодолимый фактор (экономический, например), то при христианском погребении в обязательном порядке следует настаивать на том, чтобы кремации предшествовало отпевание, а не наоборот. Ведь иначе текст погребальных молитвословий теряет всякое значение: не петь же «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему» перед горсткой пепла...

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

http://pravlife.org/content/mozhno-li-kremirovat-umershego-rodstvennika
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Белогородский Сильвестр (Стойчев)
Все статьи Епископ Белогородский Сильвестр (Стойчев)
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30