itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Не меняй Христа на «лайки»!

Пастыри о виртуальном и сокровенном

0
715
Время на чтение 7 минут



Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь, став для некоторых чуть ли не важнейшей ее частью. Уже считается нормой рассказывать всему миру о каждом, даже самом незначительном или же очень личном, сокровенном событии своей жизни. Мы уже не живем, а выбалтываем свою жизнь в соцсетях. Запутываются в этих тенетах и православные. Как христианину не утонуть в в этом море уже обесцененных слов? Что поможет сконцентрироваться на жизни души, на сокровенном, на «внутреннем христианстве»? Свои советы дают пастыри.

Поставляй себя перед правдой Евангелия каждый день

Протоиерей Максим Козлов

Протоиерей Максим Козлов Протоиерей Максим Козлов:

- В духовной жизни для того, чтобы достигнуть определенной цели, нужно хотеть достигнуть этой цели. У святителя Игнатия Кавказского есть прекрасные слова: «Произволяющий - способен»; кто хочет - тот сможет, в переводе на русский язык.

Рассеянность современного сознания, в том числе и нас, православных людей, христиан XXI столетия, проистекает из того, что этой цели - сокровенной жизни во Христе - мы часто перед собой не ставим, внутренне с готовностью принимая стандарты поведения, навязываемые нам современным миром, который всегда во зле лежит и всегда устремляет человека, желающего жить благочестиво, в противоположную сторону. Одним из очевидных путей такого рода устремлений является то, что я бы назвал виртуальным эксгибиционизмом: побуждение людей выворачивать свою жизнь наружу, не сокрывать в сердце свои переживания, а через социальные сети добровольно, без всякого понуждения спецслужб и кого бы то ни было, выкладывать информацию о себе, своих близких, своих умонастроениях, своих впечатлениях.

Святые отцы предостерегали: веяния благодати, которые ты переживаешь в своей жизни, не должны расточаться в слове

Между тем в святоотеческих творениях говорится о том, что и веяния благодати, которые ты переживаешь в своей жизни, не должны расточаться в слове. Чем чаще ты пересказываешь, как Господь коснулся твоего сердца или как чудо Божие произошло в твоей жизни, тем больше ты от него отдаляешься, тем более оно объективируется для тебя. Да, можно рассказать о каком-то событии, если оно конкретному собеседнику может принести духовную пользу здесь и сейчас, удержать от уныния, от греха, направить его на путь благочестивой жизни. Но если рассказ о произошедшем с тобой становится некоей рекламой, способом стяжания лайков в социальных сетях, то скоро у тебя ничего и не останется, кроме этих самых лайков и публикации в интернете. Выйди из соцсетей или по крайней мере пользуйся ими, если это необходимо для твоей профессиональной жизни или для информационной коммуникации, но не более того.

А второй способ избежать рассеяния - выключить телевизор! Не впадая в ненужный ригоризм, скажу: человек, который проведет час перед телевизором вечером, с трудом сможет сосредоточиться на молитве, как и тот, кто проведет в интернете час-полтора. Есть чисто технические, ограничительные внешние способы, которыми можно себя поддержать.

Есть и третий способ сохранить белое в своей жизни белым, а черное черным, - способ древний, не связанный с нашей эпохой: чтение Священного Писания, ежедневное и регулярное. Если ты поставляешь себя перед правдой Евангелия каждый день, здесь и сейчас, то тогда компромиссность воззрений современного мира коснется тебя в значительно меньшей степени.

Вспомним и известное апостольское слово: дурные сообщества развращают добрые нравы - в том числе дурные виртуальные сообщества. Не смотри того, что христианину не должно смотреть, не читай того, что не должно читать, и тебе значительно проще будет собрать своего внутреннего человека для молитвы и сознательной христианской жизни.

Человек предназначен прежде всего к общению с Богом

Священник Валерий Духанин

Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин:

- Социальные сети вызвали своего рода зависимость. Современный человек спешит в виртуальный мир общения, где он всегда в онлайне, в контакте, и это создает иллюзию общения, помогает скрыть одиночество. Это, конечно же, самообман, потому что сидение в соцсетях имитирует наполненность жизни, когда ты всё время узнаешь от друзей что-то новое и сам тут же выкладываешь всё, что думаешь или что у тебя произошло. На самом деле никаких друзей в виртуальном смысле быть не может, это только поверхностное знакомство, а душа оказывается расплескана на бесконечные пустые смс.

Человеческая душа не может без общения. Так сотворен человек - открытым для общения. Только предназначен он был прежде всего к общению с Богом, а затем уже и с подобными себе и со всем окружающим миром. Блаженный Августин говорил: «Ты, Боже, создал нас для Себя, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе». Ничто не заменит этого. Из-за греха внутри пустота, хочется насытиться общением, но без Бога так и будет пусто. А в интернете душа обольщается, рассеивается, расплескивается.

Можно заметить печальную закономерность: сидение в соцсетях не оставляет человеку и минуты свободного времени для молитвы. Чтобы избежать такого обольщения, необходимо трезвение. Взвешенно посмотреть на то, что происходит, и сказать: «Всё, я не хочу быть управляемым. Если и выхожу в интернет, то только для чтения полезных статей на православных сайтах, а не для сплетней в социальной сети».

Учись никого не осуждать. Осуждение - это привязка к объектам греховного мира

Еще предложу, наверное, необычный совет. Чтобы сосредоточить душу на жизни духовной, не отвлекаясь на мирское пустословие, надо научиться никого не осуждать. Осуждение - это привязка к объектам греховного мира, постоянное копание в них и застревание. Такой человек живет постоянными пересудами, мусолит в соцсетях всевозможные нестроения, чьи-то грехи, несправедливости. Жизнь превращается в постоянное ворчание. Христианину необходимо раз и навсегда отказаться от этого. Неосуждающий человек свободен и мирен, а мир и свобода души - самое величайшее сокровище. Если и делиться в сети, то только чем-то добрым, поучительным. Но, по большому счету, со временем ты видишь, что сидение в соцсети твоей душе ничего не дает.

Самым радостным для христианина временем должно быть время молитвы, чтения молитвенного правила, Евангелия и творений святых отцов. Потому что это чистый источник, это то, что питает душу, дает нам жизнь и подлинную радость.

«Уклонись от зла и сотвори благо»

Священник Димитрий Шишкин

Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин:

- Тому, как сконцентрироваться на Христе, в первую очередь учит нас Сам Господь и посредством слова (во Святом Евангелии), и Духом Своим, Которым Он пребывает с нами, если только мы Ему послушны. И весь многовековой опыт церковной жизни, то, что мы называем Священным Преданием, учит нас правильному усвоению этой науки из наук. Так что главное - это действительно желать от всего сердца быть со Христом и прилагать к этому усилия, согласные с опытом Церкви.

Если же говорить о мире, который лежит во зле и влечет нас ко злу, то сознательное противление ему с терпеливым созиданием добра и составляет содержание нашей земной христианской жизни. Как и в Псалтири Давидовой сказано: «Уклонись от зла и сотвори благо». Многие сферы человеческой жизни, в том числе и общение в интернете, предоставляют человеку возможность для такой деятельности. И если мир учит нас не таить ничего в себе и рассказывать «всё» в соцсетях, то что нам мешает с помощью Божией «хранить свое сердце» и рассказывать только то, что сообразно с этим хранением и служит делу благовествования Христова? Если же меру благоразумия не удается найти и страсть пустословия, споров и развлечения увлекает нас посредством соцсетей, то лучше, конечно, эти сети оставить. Как полезно оставлять источник соблазна для человека, сугубо подверженного той или иной страсти. Чтобы было понятнее, о чем я говорю, приведу простой пример: один человек зашел после работы в гастроном, купил хлебушка, колбаски, сыра для семьи и радостный пошел домой, даже не заметив, что в гастрономе этом есть еще отдел со спиртным. А для другого именно этот гастроном и этот отдел есть предмет страшного преткновения и соблазна, связанный с прошлым опытом горьких падений, так что лучше этому человеку держаться от гастронома подальше. Так и с соцсетями. Если с Божией помощью удается обрести добрую меру благоразумия - прекрасно, если же соцсети служат поводом для падения - лучше их оставить.

Священник Павел Коньков

Священник Павел Коньков Священник Павел Коньков:

- Для того, чтобы Бог был ценностью, нужно всегда принимать во внимание Его точку зрения. Нужно относиться к Богу не как к какой-то установке, а как к самому дорогому человеку в жизни. Нужно помнить о Нем, о том, как Он жил, и следить за нашей жизнью. Любой супруг перед тем, как сделать что-либо, должен (по-хорошему) подумать: «А как мой муж/моя жена к этому отнесется?» - и только после этого делать задуманное или откладывать. Так и христианину нужно о Христе всегда помнить и принимать во внимание Его позиции, которые так явно оговорены в Евангелии и заповедях.

Что же касается социальных сетей, да и общения вообще, то следует самое сокровенное держать внутри себя, а если есть желание поделиться красотой Православия, делать это ненавязчиво и спокойно, без экстремизма.

Подготовил Монах Кирилл (Попов)

27 июня 2017 г.

http://www.pravoslavie.ru/104691.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Максим Козлов
Все статьи Протоиерей Максим Козлов
Священник Валерий Духанин
Все статьи Священник Валерий Духанин
Священник Дмитрий Шишкин
Все статьи Священник Дмитрий Шишкин
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40