- Владыко, разъясните, пожалуйста, в чем смысл праздника Троицы?
- В церковной богослужебной традиции этот праздник чаще всего именуется Пятидесятницей или днем Сошествия Святого Духа, так как в этот день Третья Ипостась Живоначальной Троицы - Дух Святый - в виде огненных языков сошел на собравшихся в Сионской горнице апостолов. Главнейшая суть этого праздника состоит в том, что Пятидесятница - это день основания Церкви. События Пятидесятницы являются завершением, последним звеном в цепи домостроительства спасения человека. Почему именно Пятидесятница? Потому что в Воскресении Господь преображает только одну человеческую природу - ту, которую воспринял Сам в Боговоплощении. В день же Сошествия Святого Духа на апостолов возможность преображения и духовного возрождения преподается Духом Святым всем членам Церкви. Таким образом, в Церкви Христовой Святой Дух реализует и усвояет нам то, что было совершено Господом Иисусом Христом, а именно - спасение человека. Единственное условие, которое требуется от человека, - никогда не отделяться от тела Церкви, ведь, по словам священномученика Илариона Верейского, отделиться от Церкви - то же самое, что умереть. А духовная смерть, как мы знаем, намного страшнее смерти телесной.
- Почему священнослужители на Троицу используют облачения зеленого цвета?
- Зеленый цвет облачений - это цвет жизни, духовного возрождения. Святой Дух приходит для того, чтобы оживить нас, пробудить от греховного сна и дать нам возможность стать детьми Божьими, если только, конечно, мы сами этого захотим. Только та душа, которая причастна благодати Божией, начинает жить подлинной, духовной жизнью, ведь в таком случае мы сможем сказать вместе со святым апостолом Павлом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Именно поэтому, кстати, в дни памяти преподобных и Христа ради юродивых также используются облачения зеленого цвета, так как эти святые особым подвигом своей личной жизни сподобились унаследовать жизнь вечную в Царстве Христа.
- Почему на Троицу читаются коленопреклоненные молитвы?
-
Коленопреклоненные молитвы, читаемые священнослужителями на вечерне в
день Пятидесятницы, прежде всего, содержат в себе особые прошения о
ниспослании верующим во Христа Святого Духа, Который есть Дух
премудрости, разума и страха Божия (см.: Ис. 11:2). Читаются же они на
коленях по той причине, что человек, осознавая низость своего греховного
падения, свою духовную беспомощность и слабость, подобно мытарю из
Евангельской притчи, не смеет поднять свой взор вверх, к Небу, но в
смирении коленопреклоненно обращается к Богу, дабы Он помиловал Его и
ниспослал Свою спасительную освящающую благодать.
Вообще, если
говорить о смысле земных поклонов, стоит отметить, что они имеют весьма
глубокое символическое значение. Каждый земной поклон - это некое
механическое последовательное движение «вниз-вверх», и это движение -
образ духовной жизни человека. Совершая грех, мы в каком-то смысле
падаем, становимся «приземленными», но в то же время призываемся
Церковью всякий раз после духовного падения восставать, раскаиваясь в
своих собственных грехах. Особенные же коленопреклоненные молитвы мы
совершаем именно в день Пятидесятницы потому, что Кто, как не Дух
Святой, знает глубины человеческих сердец (см. Рим. 8:15-16)? Только Он
может направить нас на единственно возможный путь спасения. От нас же
требуется одно: не помешать Ему в этом деле.
Записала Наталья Горошкова
http://pravlife.org/content/troica-o-smysle-prazdnika-kolenopreklonyonnoy-molitve-zelyonyh-oblacheniyah