itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Как большевистское иго спасло Третий Рим

Новости Москвы 
0
1345
Время на чтение 8 минут

Отмечая столетие революционных событий, мы пытаемся определить их смысл и значение советского периода в русской истории. Об этом - беседа с Виктором Николаевичем Тростниковым, современным русским философом, богословом, математиком, автором книг «Понимаем ли мы Евангелие?», «Мысли перед рассветом», «Мысли перед закатом» (премия «Литературной газеты» «Золотой Дельвиг»), «Россия земная и небесная», «Быть русскими - наша судьба» и др.

- Виктор Николаевич, о чем мы должны помнить, оценивая события революционных лет?

- У меня есть серьезные опасения в связи с наступающим юбилейным годом. Каждый захочет выстроить свое понимание Гражданской войны и советского периода. Споры ведутся в таком ключе, что я очень встревожен. На произошедшие события - революцию и ее последствия - существуют два прямо противоположных взгляда. И они становятся антагоническими. Мнение первое. Дореволюционная Россия была раем: корова стоила 45 руб., промышленность занимала 1-е место в мире, и по расчетам Дмитрия Менделеева, нас ожидали блестящие перспективы. Но злоумышленники, воспользовавшись военной ситуацией, на иностранные деньги совершили переворот и устроили геноцид, уничтожив за время своего правления 66 млн человек.

Вторая точка зрения. Начиная с XIX века в России все прогнило, вся интеллигенция, все образованные люди были атеистами, над царем насмехались, и он полностью потерял авторитет. Начались поиски какого-то ложного пути, семинаристы славили революцию, в обществе создалась атмосфера великих ожиданий - это хорошо отражено в пьесах Чехова. Над Россией реял буревестник революции. Революция стала освежающей грозой. Рухнувшая в бездну Россия была восстановлена. Исполненным энтузиазма, освободившимся от царизма народом была проведена индустриализация, и наша страна превратилась в мощную сверхдержаву с ядерным оружием и баллистическими ракетами.

Борис Кустодиев, Большевик

Борис Кустодиев, Большевик

Эти два мнения преобладают в нашем обществе, имея сторонников 50 на 50. Поэтому во всех связанных с юбилеем передачах по телевидению, в докладах на конференциях все нерешенные вопросы вылезут наружу и дойдут до ожесточенных противостояний. Я по своей природе оптимист, но трезво смотрю на происходящее и не исключаю, что в канун столетия революции будут митинги, уличные манифестации и даже «майдан», тем более что наши враги постараются подлить масла в огонь. Многие захотят пойти по стопам СМИ и перессорить граждан нашей страны.

Говорят, что путь к примирению - изучение исторических фактов, но дело в том, что обе стороны обосновывают свою точку зрения именно ссылкой на факты. Я считаю, что консенсус нужно искать иначе. Необходимо понять, в чем состоит миссия России в этом мире, и вглядываться не в факты, а в нашу тысячелетнюю историю, чтобы понять Божий замысел о России. Мы - христиане и должны исходить из убеждения, что Россия имеет свое историческое предназначение. Нужно смотреть на каждый факт - вписывается ли он в общий вектор нашего исторического пути. Каждый отрезок нашей истории следует оценивать только с той точки зрения, насколько произошедшее на этом отрезке содействовало выполнению нашей конечной цели. Оценивать исторический период с той точки зрения, хорошо ли было народу или плохо, - это полное безумие и безграмотность. Народу всегда было - кому-то хорошо, кому-то плохо. Плохо - читайте Евангелие. Там сказано: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10:28).

Да, наша история была кровавой, но единственно возможной для России. Есть гениальная песня Мокроусова и Исаковского:

Пускай утопал я в болотах,
Пускай замерзал я на льду,
Но если ты скажешь мне слово,
Я снова все это пройду.

Мы должны служить Родине, связывая ее судьбу со своей судьбой, а ее судьба задана ей Творцом истории. И Он в определенные моменты человеческой истории воздвигал на Руси своих избранников, которым давал карт-бланш, то есть полную свободу действий для выполнения определенного исторического задания. И когда этот избранник ошибался, Господь моментально исправлял его ошибки. Ивану Грозному мы обязаны тем, что имеем Сибирь, что Волга стала русской рекой. Очень вероятно, что Корнилий Псковский был, сам того не зная, знаменем псковских сепаратистов. Иван Грозный счел его изменником и, возможно, ошибся, однако Господь тут же исправил его ошибку, сделав Корнилия своим святым. Желая покарать мнимого изменника, Иван Грозный в один момент осчастливил его, сделав святым мучеником, - это мечта всякого христианина. Зачем царь убил митрополита Филиппа? Кого надо, того и убил! Он сделал Россию царством! До него она была княжеством. А при нем Россия вышла на просторы Сибири к Тихому океану. Да, он проявлял большую горячность в искоренении измены, но мгновенно исправлял ошибки.

Петров-Водкин  Петроград

Петров-Водкин Петроград

- С какими событиями русской истории можно сравнить последствия Октябрьской революции 1917 г.?

- В XX веке повторилась история XII века. В XII веке на Россию налегло татаро-монгольское иго. Шли убийства, земля пылала. Хорошо это или плохо? Плохо. Но историк Арнольд Тойнби пишет, что без татарского ига Россия не стала бы великой державой, и это совершенно правильно.

В середине XI века и весь XII век Россия была лишена единой государственности. Был период княжеских междоусобиц. Чтобы выполнить свою миссию, нужна была внутренняя целостность страны, иначе Россия не смогла бы стать субъектом истории, действующим лицом мировой драмы. При Владимире святом была государственность, а после завещания Ярослава Мудрого, разделившего Русь между сыновьями, пошли междоусобицы. И мы разучились государствовать, потеряли умение жить в государстве.

Государственное формоустроение очень сложное, оно требует наличия многих механизмов: совещательных, исполнительных, правовых органов, организации армии, судопроизводства. Все это мы потеряли из-за междоусобиц, и восстановить это умение жить в государстве, как это ни парадоксально, можно только живя в государстве, а его у нас не было. И Бог решил: не хотите учиться в собственном государстве - учитесь в чужом. И навел на нас Батыя, который включил нас в свою империю в качестве улуса. Будучи частью империи Золотой орды, частью ее блестяще отлаженного государства, мы сами научились жить в государстве у себя на Руси, переняли принципы коллективного жизнеустроения Золотой орды и стали применять их к себе. Империя Золотой орды была той крышей, под которой созревала наша собственная империя, и в конце концов она стала сильнее своей митрополии и обрела самостоятельность. Ханы научили русских князей государствовать: сначала князья были наместниками ханов, а потом стали самостоятельными. Восстановление российской государственности содействовало исполнению Божия замысла относительно Руси. Кратко его суть выразил псковский монах Филофей в формуле: «Два Рима пали, Москва - Третий Рим, а четвертому не быти». Тогда эта фраза была понятна всем, а сейчас ее приходится расшифровывать.

Рим в этом контексте - это империя, но не любая империя, а православная. Это сильное государство монархического типа, общепринятой идеей которого является православная вера.

В XIX веке опять возникла угроза того, что Россия не сможет выполнить свою божественную миссию. Хотя она и являлась государством, но православие, религиозная вера уходили из народа под влиянием распространявшегося по всему миру материализма. Мы должны быть сильной монархией и сильной Православной Церковью. Монархия оставалась, но вера таяла. А человеку без веры жить бессмысленно. Материализм искоренял веру во Христа, с Богом стала бороться наука. Против науки не попрешь. Она требовала вытравить из душ людей само религиозное чувство. Большая часть Европы под влиянием 400-летнего периода материализма почти утратила свое религиозное чувство. Сейчас мы все это видим: однополые браки и т.д.

Еще в середине XIX века наши «старшие славянофилы» Киреевский и Хомяков забили тревогу, что Европа теряет свою религиозность. Они очень много об этом писали и возлагали надежду на Россию как на хранительницу религиозного чувства народа. С ними согласен был Достоевский, который назвал наш народ богоносцем. Но учение материалистической науки дошло и до нас, и возникла угроза того, что мы вслед за европейцами окончательно потеряем веру в Бога, а тогда Божий замысел о Росси не осуществился бы. Но Бог поругаем не бывает. Он снова подал необычайный способ возвращения на свой путь - наслал на нас марксистов-ленинцев, и они предложили научный коммунизм, призвали нас строить Царство Божие на земле - по науке. Наука заменила Бога. Появился новый бог и указал новую форму спасения: не на небе, а на земле - в коммунизме. Это была ложная религия, но она сохранила наше религиозное чувство, направив его на предмет, не противоречащий науке. Нельзя не признать того, что первые революционеры, как пишет Сергий Булгаков, были почти святыми, самоотверженно служащими своей новой идее, которая основывалась на материализме.

Виктор Николаевич Тростников

Виктор Николаевич Тростников

Фактически учение о коммунизме было христианской ересью, христианством без Христа. Это была ложь, но сохранить через эту ложь религиозное чувство было единственным выходом из положения. Семьдесят лет нас морочили научным коммунизмом, и мы верили в него, оставаясь при этом в глубине души верующим народом со своими новыми святынями, новыми святыми и новыми обрядами. И когда наука отозвала свой тезис, что Бога нет (а она теперь этого не говорит), то наше религиозное чувство, сохранившееся таким обманным путем, вернулось к своему подлинному предмету - ко Христу. Все мы знаем, что моральный кодекс строителей коммунизма был списан с Нагорной проповеди.

Теперь наше религиозное чувство возвращается от ложного к истинному предмету - от «Капитала...» к Евангелию.
- Чем отмечен советский период нашей истории и какова роль Сталина в нем?

- Роль Сталина вполне определима. Многие приписывают Сталину тайную христианскую веру. Однако он был убежденным марксистом до конца своих дней. Это доказывает то, что в конце своей жизни он написал статью «Марксизм и вопросы языкознания». Провиденциальная миссия Сталина была вполне конкретной. Третий Рим состоит, как мы уже определили, из государства и Церкви. В начале XX века мы потеряли и то и другое. Миссия Сталина была в том, чтобы восстановить материальную составляющую Третьего Рима, а именно - сильное государство. Третий Рим - это империя. И страна наша - империя. Восстанавливать Церковь Бог ему не поручал. Это задача других деятелей. В свое время татаро-монгольское иго обеспечило способность Руси стать Третьим Римом. Так и большевистское иго сохранило эту способность России, не дав материализму возобладать над русской мыслью, предотвратив отход русского народа от христианской нравственности, ибо большевистская власть насаждала нравственность, близкую к христианству.

- Семидесятилетний советский период русской истории был органической ее частью или случайным срывом?

- Нет, советский период истории вписывается в общий ход нашей биографии, и мы можем сказать, что и в советское время Россия не переставала быть Третьим Римом. Временное господство ереси не прерывает общей логики истории. В IV веке те же 70 лет в Европе господствовало арианство, но мы же не говорим, что в это время европейцы выпали из христианства. То же можно сказать о марксистской ереси - она не прервала исполнение нашей миссии, но была парадоксальным эпизодом, которого нельзя было избежать.

- В какой эпохе вы желали бы жить, если б была дана вторая жизнь?

- Сейчас хотел бы жить! Сейчас очень интересное время! Россия встает на ноги - очень медленно, но встает.

- Есть ли сегодня опасность снова свернуть с пути, завещанного России Богом?

- Нам надо укрепляться в вере. Расскажу анекдот. Две старушки из разных приходов спорят, чей священник лучше. Одна говорит: «У нас такой смиренный батюшка!» Другая ей в ответ: «А у нас такой красивый, с окладистой бородой!» - «А у нашего семья замечательная!» - «А у нас...» - и не знает, что сказать... «А у нас он верующий!»

Беседу вела Ирина Ушакова

http://pokrov.pro/kak-bolshevistskoe-igo-spaslo-tretij-rim/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Тростников
Все статьи Виктор Тростников
Ирина Ушакова
«Православие и есть иммунитет общества»
Беседа с директором белорусского Центра поддержки семьи, материнства и детства «Покров» Андреем Зубенко
05.03.2024
«Долго будет старинный наш дом стоять…»
Беседа с писателем и общественным деятелем о частном, и о нашем общем доме
29.01.2024
Осмыслить, за что сражается Донбасс
Для нашего национального характера жизненно необходимо ощущение нравственной правоты
27.12.2023
Как говорил когда-то Диккенс: «Задача Америки – опошлить Вселенную»
Никогда в мировой истории не было такой информационной атаки, которую придумали ЦРУ, и ведут против нашей молодёжи
20.11.2023
Все статьи Ирина Ушакова
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии