Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Россия вспоминает Григория Распутина

Филипп  Лебедь, Русский вестник

Иоанн Грозный и Григорий Распутин / 02.02.2017


К 100-летней годовщине мученической смерти великого русского прозорливца …

       30 (17) декабря 2016 год православная Россия вспоминала о вековой годовщине мученической смерти Григория Ефимовича Распутина. Убийство столетней давности стало тревожным знаком, предвещающим грядущие революционные события и Царскую Голгофу Государя Николая Александровича и Августейшей Семьи. Произошедшее в ночь на 17 декабря 1916 года до сих пор порождает массу трактовок и домыслов, однако очевидно, что жизнь этого человека неразрывно связана с судьбой целой страны. К столетию кончины Г.Е. Распутина в Санкт-Петербурге, где он прожил свои последние годы, прошли памятные мероприятия.

   Организаторы - информационное агентство «Русская народная линия» и издательство «Царское дело» при поддержке других православных общественных организаций. Утром 29 декабря люди стали собираться на Гороховой улице, где в доме 64 Григорий Ефимович проживал с 1914 года до декабря 1916 года, то есть проводил последний день своей жизни. После революции пятикомнатная квартира 20 на третьем этаже стала коммунальной, и по сей день она сохраняет это советское наследие. Однако именно это состояние позволило квартире сохранить отдельные детали интерьера того периода, когда Григорий Распутин являлся её постояльцем. В частности, на дверях остались подлинные ручки и двери; колокольчик над чёрным ходом исполнял функцию современного звонка. Кроме того, в комнате старца под слоем современных обоев обнаружились те, что были наклеены при его жизни, а также фрагменты российских и английских газет николаевской эпохи. В комнате, которая постепенно превращается в музей, размещены фотографии Г.Е. Распутина и его семьи, иконы и фотокарточки Царской семьи, а также предметы интерьера того времени, подходящие по описанию. Находившиеся в составе делегации священники возглавили соборную молитву Царю мученику Николаю Александровичу. Когда пропели «Вечную память», один из присутствующих обратил внимание делегации, что чудотворный образ на иконе святого Государя начал мироточить. Посетители прошлись по комнатам и по той самой чёрной лестнице, по которой Царский Друг покинул квартиру в тот роковой вечер, чтобы уже никогда не вернуться. Окрестности Гороховой улицы так или иначе связаны с его досугом. Совсем недалеко, на Загородном проспекте, расположен Витебский вокзал - бывший Царскосельский, откуда он садился на паровоз, чтобы навестить семью императора. Напротив находился величественный Введенский собор, в котором покоились останки командиров гвардейских полков, а позже - офицеров, погибших в Первой мировой войне, хранились боевые штандарты и списки погибших за Отечество, а также икона «Воскресение Христово» с частицей Гроба Господня. Несмотря на значимость памятника архитектуры, советская власть разрушит собор в 1933 году, но не приходится сомневаться, что его до своей смерти посещал Г.Е. Распутин.

   Путь пролегал на набережную реки Мойки - в Юсуповский дворец. Роскошное здание, завораживающее своими интерьерами и ставшее одним из выдающихся памятников русской архитектуры, навсегда омрачило свой образ в декабре 1916 года. В этом огромном комплексе, который может служить иллюстрированной энциклопедией дореволюционного зодчества и дворянской культуры, посетителей интересовала только сторона молодого князя Феликса Юсупова, имеющая тёмный мистический ореол. В отличие от открытых для света просторных парадных залов и гостиных здесь царил полумрак, сгущающийся в подвальном помещении. Маленькая комната со специально созданным для антуража нависающим сводчатым потолком, соответствовала потребностям молодого князя, который увлекался эзотерикой. Сегодня посетителей усадьбы там ждёт композиция из восковых фигур, воссоздающих события ночи на 17 декабря 1916 года: непосредственно в подвале за столом располагается зашедший по приглашению Григорий Ефимович, а перед ним стоит хозяин усадьбы. В угощения уже подмешан яд. Хотя есть версия, что военный врач С.С. Лазоверт в конечном итоге струсил, заменив цианид безвредным порошком, поэтому сценарий не сработал. В гостиной наверху собрались заговорщики: депутат В.М. Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, сотрудник британской разведки Освальд Рейнер, лейб-гвардии поручик С.М. Сухотин и Лазоверт. Они пустят в ход пистолеты и колющее оружие. Предлагаемая хронология событий той ночи основывается в первую очередь на мемуарах Пуришкевича и Юсупова, во-вторых, на материалах следствия, хотя показания участников имели расхождения между собой и с установленными фактами. Особенно это касается орудий убийства, последовательности нанесения ран и исполнения. Многие аспекты остаются неясными, поэтому вопрос о достоверности официальной версии до сих пор открыт. Некоторые исследователи не исключают ритуального характера. Группа переместилась наружу - куда ведёт закрытый ныне чёрный ход, где прозвучали последние выстрелы и сраженный ими Григорий Распутин упал. Потом его погрузят в автомобиль и повезут по Офицерской, ныне улице Декабристов в последний путь. На этом самом месте сейчас детский сад, а на фоне его виднеется ДК связи, в который превратили в советские годы величественное здание Реформаторской церкви - ещё один символ забвения и деформации духовной жизни после 1917 года. Однако не все забыли о случившемся во дворце и не все равнодушны к трагедии: в сумеречное пространство подвала Феликса Юсупова звонким гимном вечной жизни ворвалась православная молитва.

   Затем все отправились к доходному дому В.В. Веретенниковой на Английском проспекте, где старец жил с 1913 до весны 1914 года, а оттуда к Петровскому мосту, с которого убийцы сбросили его тело в Малую Невку. Именно с этого места люди стали массово брать воду, как из святого источника, когда это стало известно. Небольшой по ширине Петровский мост ныне входит в число туристических маршрутов, в том числе развлекательных - связанных с легендами Петербурга, где биография старца нередко подаётся с самых скандальных ракурсов, насыщается вычурными мифами, то есть является аттракционом. Ни таблички, ни памятного знака никто здесь не найдёт. Вдали, на Крестовском острове, над мрачным пейзажем доминирует один из современных символов города - новый стадион «Зенит-арена», который вскоре станет центром притяжения зашкаливающих эмоций, вызванных соревновательным азартом. Прошлое постепенно ускользает от глаз горожан, как и история столетней давности. Но это распространяется не на всех. Собравшие-ся на мосту верующие келейно пропели чинопочитание.

   Последним пунктом завершения жизненного пути Григория Распутина стала Николаевская, или Чесменская, богадельная, что расположена в южной части города. Примечательно, что это место со своей драматической историей связано с последним днём перед захоронением старца в Царском селе. Чесменский путевой дворец был построен Екатериной Великой в 1777 году и получил своё имя в честь победы Русского флота над Османской империей в Чесменской баталии. Своими очертаниями здание напоминало замок. В 1780 году оригинальный ансамбль близ Царскосельского тракта был дополнен уникальным архитектурным памятником в псевдоготическом стиле - храмом во имя Рождества Иоанна Предтечи, также называемым просто Чесменской церковью. Позже Чесменский дворец был расширен за счёт пристроенных флигелей и при императоре Николае Павловиче был передан в военное ведомство, а в 1836 году стал богадельней для инвалидов-ветеранов Отечественной войны 1812 года. В нём появился зал для георгиевских кавалеров и собственная часовня. Чесменская церковь принадлежала капитулу ордена Святого Георгия Победоносца, и неудивительно, что при ней постепенно разрослось воинское кладбище. Там хоронили постояльцев богадельни - героев Суворовских походов и Наполеоновской войны, к которым с годами прибавлялись ветераны обеих Турецких войн, обороны Севастополя в Крымской кампании, участники Русско-японской и Первой мировой войн. Таким образом, к 1917 году сформировался настоящий мемориал защитникам Отечества из нескольких поколений Русской императорской армии, но в середине ХХ века советская власть сочла его ненужным, уничтожив все захоронения и создав на том же месте военное кладбище защитников Ленинграда. Сама Чесменская богадельня, где до революции сёстры милосердия начинали каждый день с молитвы и клали все силы на облегчение участи раненых и увечных, в 1919 году стала первым организованным большевиками концлагерем. У церкви снесли колокольни, а на месте креста взгромоздили изваяния наковальни, клещей и молота. Важно, что именно в Чесменской богадельне в ночь на 21 декабря, или 3 января 1917 года по новому стилю, профессор кафедры судебной медицины Д.П. Косоротов проводил вскрытие, а наутро в церкви проходило отпевание Г.Е. Распутина. Делегация поклонилась восстановленной ныне церкви и осмотрела здание бывшей богадельни, где теперь располагается Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. День уже подходил к концу, а вместе с ним и посещение ключевых мест, связанных с последними днями Царского Друга.

   В 18 часов в Православном драматическом театре «Странник» начался памятный вечер, посвящённый столетию мученической кончины Г.Е. Распутина. Мероприятие состоялось при непосредственной поддержке директора завода АТИ Сергея Васильева и главного режиссера театра Владимира Уварова. Помещение театра, расположенного на территории поражающего масштабом и визуальной эстетикой завода АТИ, основанного в 1913 году, оказалось переполненным. Все места в зрительном зале были заняты, но желающие приобщиться к отмечанию памятной даты заполняли проходы и рядами вставали на балконе, готовые оставаться в таком положении следующие четыре часа. Огромное количество людей желало выслушать специалистов или высказаться как о личности старца, так и на тему последовавших за его смертью событий.

   Вечер начался с молебна святому Царю страстотерпцу Николаю. Приветствуя гостей, С.Е. Васильев напомнил, что в 1999 году в этих самых стенах не мог уместиться ещё больший поток христиан, пришедших приложиться к мироточивой иконе Царя мученика. Тогда Государь ещё не был прославлен РПЦ, но вскоре это случилось. Сергей Евгеньевич пожелал собравшимся добиться в ближайшее время канонизации старца Григория. Он также отметил, что столетие назад произошло жестокое кровожадное убийство, и земная справедливость не восторжествовала, но следует молиться о небесной справедливости - во имя Русского мира.

   Ведущий вечера - главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания» Анатолий Степанов - озвучил приветствие от митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря), где, в частности, говорится, что именно убийство Г.Е. Распутина стало первым выстрелом революции, а вовсе не залп «Авроры». Так покушение на Царского Друга стало покушением на самого царя. Владыка опечален тем, что в общественном мнении преобладает мифологизированное, основанное на клеветнических пассажах, представление о Григории Распутине, несмотря на успешное разоблачение многих наветов. По его оценке, история России слишком густо окутана ложью, но с ней необходимо бороться, разъясняя истину. Также передавал своё сердечное приветствие участникам епископ Великолукский и Невельский Сергий (Булатников).

   После этого вниманию гостей предложили фрагмент документального многосерийного фильма православного режиссёра Виктора Рыжко «Мученик за Христа и за Царя Григорий Новый». Сам Виктор Егорович рассказал аудитории, что его фильм создавался для того, чтобы раскрыть духовный портрет старца в противовес культивирующимся дольше столетия клевете и пропаганде его негативного образа. Режиссёр рассказал, что, приступая к работе, он не только проводил крестный ход, но обязательно ставил поклонный крест, чаще всего - Царственным мученикам. В целом в разных регионах им установлено порядка 2,5 тыс. памятных крес-тов. Он напомнил, что когда-то памятные дни, посвящённые екатеринбургской трагедии, собирали единицы активистов, но теперь приходят десятки тысяч. Поэтому он призвал организовывать аналогичные мероприятия и акции, посвящённые Г.Е. Распутину, не боясь оказаться неподдержанными на первых порах. Виктор Рыжко отметил, что развязанный большевиками террор постепенно нивелировал в народе понимание ценности человеческой жизни, заложив фундамент своей государственности на крови Царской Семьи. Он уверен, что вернуться к правильному духовному состоянию, чтобы Григорий Ефимович явился страждущему, можно только через постоянную молитву.

   Православный журналист Леонид Болотин говорил о вечере в московском Доме учёных, где группа единомышленников во главе с О.А. Платоновым предприняла попытку реабилитировать образ Григория Распутина. По его словам, самое яркое выступление принадлежит Олегу Анатольевичу, но он бы выделил бескомпромиссную позицию отца Дмитрия Дудко, который без лишних колебаний и хитростей открыто исповедовал святость Царского Друга. Он считает, что тексты последнего, описывающие паломничества, посещение Царём Киева, сами являются свидетельством этого. По его словам, порочный человек никогда не смог бы так исповедовать святые истины. В этих словах заложена духовная правда, которая оказалась настолько сильна, что даже оказала влияние на отечественное священноначалие. К числу самых значимых авторов, писавших по этой теме, журналист отнёс О.А. Платонова и А.Н. Боханова, но особенно выделил многотомное расследование С.В. Фомина, основанное на документальном, архивном и мемуарном источниках. Как отмечает Леонид Болотин, это тяжеловесный труд, непростой для восприятия, зато фундаментальный и способный стимулировать на работу других энтузиастов. Он призвал молиться за здравие Сергея Фомина и тем самым помочь ему написать новый том, который из-за проблем со здоровьем тот ещё не закончил.

   Протоиерей собора Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге Алексий Успенский обратил внимание, что недавно при оскорблении Зои Космодемьянской хулитель столкнулся с обратной волной общественного возмущения, и информационное пространство было открыто для этого возмущения, но когда депутат Наталья Поклонская выступила против фильма «Матильда», защищая святой образ Царя старстотерпца, множество СМИ принялись изливать желчь, обрушившись с нападками на Н.В. Поклонскую - за «пропаганду царизма».

   - Сегодня нам надо хорошо понимать, с какой высоты мы, русский народ, упали, чтобы прийти хотя бы в малую меру тех достижений, которые у нас были на столетнем революционном рубеже, сколько трудов, молитв, духовного пота, слёз, может быть, и крови ещё предстоит на том пути, чтобы вернуться на стези своя, - заключил священник.

   Историк-краевед из Колпина Михаил Мещанинов обратился к непростой ситуации вокруг места первого захоронения Г.Е. Распутина, где был заложен храм в честь преподобного Серафима Саровского. Сегодня установить точное местоположение практически невозможно: после установления нового правительства основание храма было уничтожено вместе с могилой, а после Великой Отечественной войны земля на этом месте была распахана под угодья Агрономического института. Однако в 2005 году группа ревнителей установила в Александровском парке на предполагаемом месте могилы поклонный крест, но по распоряжению директора Государственного музея-заповедника «Царское Село» О.В. Таратынова в рамках реконструкции было принято решение ликвидировать народный мемориал. Несмотря на то что крест расположен не на точном месте захоронения, на что ссылаются власти, он всё же превратился в центр паломничества, куда стекаются православные люди, чтобы ощутить особую атмосферу, и это имеет большее значение, чем точность до сантиметра.
  
   Клирик Кинешемской епархии протоиерей Пётр Влащенко констатировал, что в СМИ вновь поднимается волна клеветы на Царскую семью и Царского Друга. В этой ситуации миссия православного верующего - отстаивать святость Царственных мучеников и держаться Правды Божьей, но важно делать это спокойно, уверенно, без истерии и завышенных требований к РПЦ МП. Священник также с сожалением признал наличие либеральной прослойки в среде духовенства, которая не придерживается тех же принципов. Однако он убеждён, что следует вести себя мудро и дождаться благоприятной обстановки для общецерковного прославления Григория Распутина как мученика. Как подчеркнул протоиерей Пётр, образ Николая Александровича, который замироточил на Гороховой, 64, - это знак благословления.

   Обратил внимание на антураж промышленной постройки начала ХХ века писатель, заместитель главного редактора газеты «Завтра», главный редактор «День ТВ» Андрей Александрович Фефелов, назвав собрание в такой обстановке почти катакомбным. По его мнению, время распутинского вечера в самом центре Петербурга ещё действительно не настало. Он рассказал, что его издания подготовили подборку разных мнений, в том числе полярно расходящихся. При этом и скептически настроенные историки, и те, кто отстаивает святость Григория Ефимовича, сошлись на наличии либеральной травли и чёрного пиара вокруг его фигуры с целью дискредитировать царскую власть. Сам писатель так и не сформулировал собственного представления о личности Г.Е. Распутина, кристально чистого образа у него в душе нет, но видится некое скопление мощных энергий.

   Клирик храма Апостолов Петра и Павла в Шувалово, иерей Сергий Чечаничев обращает внимание, что все обвинявшие Распутина в тех или иных грехах чаще всего сами были подвержены этим духовным недугам. Также он посетовал, что члены Синодальной комиссии по канонизации или церковного сообщества продолжают верить клеветникам и совсем не учитывают труды исследователей вроде О.А. Платонова или С.В. Фомина, которые обстоятельно доказывают невинность старца.

   Настоятель храма Святых Царственных Страстотерпцев в поселке Сологубовка в Ленинградской области, протоиерей Александр Захаров процитировал письмо, отправленное им Святейшему Патриарху Кириллу пять лет назад, в котором он настаивает на справедливости чаяний тех, кто ждёт канонизации первого русского царя Иоанна Грозного и старца Григория Распутина. Он не признаёт попытку обозначить их, как провокаторов, и сделать из разномыслия критическую точку расхождения в представлении о святых, как часто делают, ссылаясь на историю смерти митрополита Филиппа в вопросе об Иване Васильевиче. Рассуждая на тему кровавого 1917 года, священник пришёл к выводу, что в трагедии виноват не слишком мягкий царь и даже не бесноватый революционер, а в первую очередь сам русский народ, которому в какой-то момент оказались не нужными ни царь, ни даже Бог. Для сравнения он вспомнил депутацию москвичей, отправленную к Иоанну IV, когда он оставил своих подданных, устав от интриг. Как сложилась бы история, прояви свои верноподданнические чувства русский народ в феврале 1917 года? Но произошло именно так, как мы знаем: государь остался совершенно один. Отец Александр убеждён, что отношение к Распутину уже показывает отношение к самой монархии. И враги, и друзья из современников в 1917 году признавали, что пуля, выпущенная в старца, попала в Царскую семью. Государь Николай Александрович и его супруга находили успокоение в беседах со старцем, видя в нём верующего и близкого к Богу человека. Распутин находился под непрерывным надзором полиции, и реальных признаков аморального поведения зафиксировано не было, но при этом наличествовал социальный заказ на дискредитацию, исходивший в том числе от людей, окружающих трон. Кроме того, злобствующие и завистливые люди не могли принять доверие, которым пользовался у монарха простой сибирский мужик, привыкший озвучивать своё мнение прямо и бесхитростно. Сам он очень устал от пристального внимания общества и бесконечных сплетен, но на грязные обвинения отвечал: «В чём обвиняют - невиновен, увидимся на Суде Божьем!» Священник подчеркнул, что среди главных врагов Распутина превалировали заговорщики, масоны, иностранные агенты, а на его стороне были святые русские венценосцы, в достаточной мере узнавшие его и потому пожелавшие приблизить его к себе вопреки мнению родственников и обывателей. Эту близкую духовную дружбу он находит лучшим подтверждением положительных качеств Григория Ефимовича.

   Доцент СЗИ РАНХиГС, кандидат философских наук Ирина Трушина констатировала, что мы давно потеряли образ России в самих себе. Она напомнила, что в ушедшем году исполнилось 125 лет окончания путешествия цесаревича Николая на Восток. Как известно, тогда в маленьком городке Оцу японский городовой напал на Николая Александровича. Узнав о пролитии императорской крови, весь город погрузился в глубокое переживание раскаяния. Имя полицейского стало проклятым, и жители поклялись не называть своих детей этим именем; множество писем горожан отправлялись цесаревичу; японский православный священник всю ночь молился о выздоровлении Николая. И, наконец, молодая девушка Ёко Хатакэяма, чтобы смыть позор за такой проступок со своего народа, кончает с собой на площади в Киото, совершив некий акт заместительного жертвоприношения. Поразившись такому искреннему сожалению японцев за поднятую на будущего императору руку, Ирина Александровна задала логичный вопрос: «А почему нам не стыдно?» Фильмы, передачи и красивые слова не заменяют раскаяние. Именно в русском языке есть слово «совесть», но почему-то это чувство сейчас не проявляется в народе там, где нужно. Возвращаясь в Японию, она обнаружила и прекрасный пример закрепления памяти: практически каждый шаг нашего цесаревича был отмечен мемориальными знаками. Два музея посвящены его визиту и инциденту, по маршруту процессии, к месту высадки и нападения - всюду стелы с записями, архивы хранят документы по расследованию и все оставшиеся вещественные свидетельства. В то время как окровавленная рубашка Николая Александровича - по сути мощи - лежит в запасниках Эрмитажа, о чём российской стороне сообщают всё те же щепетильные японцы. Ирина Александровна тут же перешла к нашей действительности, связанной с самим пониманием памяти и памятника. Место паломничества - Ганина яма, монастырь, и тут же - улица Свердлова, площадь Дзержинского. Именно в такой спутанной реальности мы живём, не отличая подлинных ценностей. По её определению памятник - это материализованное историческое пространство, которое мы закладываем в генетическую память народа и продолжаем репродуцировать.

   Презентуя проект памятников, разработанный в студии Вячеслава Клыкова, И.А. Трушина пояснила: «Если мы ставим памятник Распутину, мы продлеваем жизнь русскому крестьянину. А кому мы продляем жизнь, если ставим памятник, допустим, Я.М. Свердлову?» Докладчица отметила, что при этом нам не стыдно отдать под суд ту молодёжь, что решилась уничтожить памятник Ленину на Финляндском вокзале. В проекте, разрабатываемым при Фонде славянской письменности и культуры, есть памятник Григорию Распутину, который планируется установить в Царском селе, памятник Распутину для села Покровское и памятник Царской семье. И есть идея поставить памятник императору Николаю II как государю-созидателю. Например, для Петербурга он известен ещё как основатель авиации и подводного флота, значение которых трудно сейчас переоценить. Поэтому важно осуществить такой проект «Государева дела», чтобы напомнить о нём не только как о хорошем семьянине и добром христианине, но и как о великом правителе. Наконец, известна роль императора в формировании Международного гаагского суда, поэтому есть идея обратиться в эту инстанцию о признании геноцида русского народа. Необходимо обеспечить законодательную базу для осуществления борьбы с культурным геноцидом.

   Настоятель храма в Ропше Санкт-Петербургской митрополии, священник Аркадий Петровцев сообщил, что почитает старца Григория уже 20 лет, что связано с его контактами с Николаем Гурьяновым. Но укрепился он в своей вере, когда в друга его сына вселился бес и молитва не помогала, зато после чтения Акафиста мученику Григорию парень пришёл к себя. Так свершилось чудо, после которого сын священника решил пойти по пути отца и поступил в семинарию.

   Президент Русского культурно-просветительного фонда имени святого Василия Великого Василий Бойко-Великий считает Григория Распутина-Нового одним из самых важных на сегодня святых. Непочитание новых святых - это конец Церкви. Василий Вадимович признал, что сейчас далеко не все признают его, хотя его биография полна важных аспектов, как молитвенная поддержка Царской семьи - главная заслуга, предотвращение вступления Российской империи в Балканскую войну, стремление предотвратить её вступление в Мировую войну и многое другое. Поэтому важно доносить до общества понимание о реальных деяниях святых. Кто-то подумает, что сейчас народ ещё не готов и следует подождать, но такая дата, как столетие богоборческой революции, напоминает о наказании, постигшем Россию и весь русский народ. Но это наказание не может длиться век, и есть надежда, что после народного покаяния наступит новый период, когда Господь помилует Россию и направит на возрождение. Для этого нужно вести просветительскую деятельность, чтобы люди лучше понимали глубину падения. И могли прийти к покаянию. Также Василий Вадимович отметил, что нельзя списывать английский след в революции, в том числе в первом её выстреле, произведённом при участии сотрудника английской разведки - не без ведома посла Бьюкенена. Британия не могла позволить России выиграть в Мировой войне и расширить свою сферу интересов на Востоке, поэтому прибегала к самым низким методам, чтобы вывести её из игры. По его мнению, те силы, что действовали на разрушение империи сто лет назад, сопоставимы и с нынешними врагами нашей страны, что при всех различиях роднит Россию нынешнюю с Российской империей вековой давности.
   Иерей Павел Буров напомнил, что ещё в конце 80-х всероссийское прославление последнего императора казалось чем-то невозможным, но спустя 10 лет это свершилось. Духовенство до сих пор уходит от того, чтобы признать ритуальный характер убийства Царской семьи, но со временем и этот вопрос должен быть решён положительно.

   Начальник Православной общевойсковой миссии Игорь Смыков только вернулся из Владивостока, где открыт памятник императору Николаю II. Он рассказал об учреждении медали «Григорий Ефимович Распутин», на которой выгравирована его молитва: «Боже! Храни своих». Первая была вручена митрополиту Владивостокскому и Приморскому Вениамину. Затем на сцене произошло награждение ряда православных деятелей, включая А.Д. Степанова, Л.Е. Болотина и других участников конференции.

   Публицист Максим Бабенко цитировал последнее письмо Распутина императору, в котором отражено страшное пророчество о приходе большевиков к власти. Ровно сто лет назад Россия стояла на распутье, но в итоге ступила на тот путь, который вёл к разрушению двухтысячелетней православной цивилизации. Все ветхозаветные образы ложного бога сошлись в фигуре Ленина.

   Директор издательства «Царское дело» Сергей Астахов призвал поднять вопрос о воссоздании часовни преподобного Серафима Саровского и призвал к консолидации вокруг защиты поклонного креста в Александровском парке. Он уверен, что развернувшаяся ныне информационная война - переломный момент в осознании личности Григория Распутина. Всё больше верующих понимают, что этот сибиряк осуществлял связь между царём и народом. А Анатолий Степанов резюмировал: день стал особенным в почитании старца.
   Доклады разбавляли музыкальные вставки. Петербургский певец Антон Галицкий исполнил под гитару песни «Венценосная Семья», «Старец одухотворенный» и «Прости нас всех, наш кроткий Государь!». Его коллега из Воронежа Михаил Яковлев исполнил песни «Царь от Бога» и «Звонница». Затем участники приложились к иконе Николая II.

   30 декабря в Царском Селе состоялся крестный ход от Государева Феодоровского Собора через Александровский парк к месту, где 21 декабря 1916 года (3 января 1917 года) в основании фундамента будущего храма преподобного Серафима Саровского был похоронен Г.Е. Распутин. Возле поклонного креста около сотни верующих обратились с молитвами к Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, святым Царственным мученикам и преподобному Серафиму Саровскому. Несмотря на отсутствие официального разрешения городских властей, полицейские и сотрудники охраны Государственного музея-заповедника «Царское Село» не стали препятствовать делегации. Позже на квартире на Гороховой улице прошла панихида. Таким образом, участники мероприятий посетили основные значимые при жизни сибирского старца места и условно проводили его в последний путь, искренне веря, что для близкой к Богу души смерти не существует.    
   

Филипп ЛЕБЕДЬ

http://www.rv.ru/content.php3?id=11966




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме