itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Склонимся перед тайной Божией

0
1501
Время на чтение 7 минут

Для начала этого непростого разговора - две евангельские цитаты.

Первая: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его...» (Мф.25,41).

Вторая: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12,32).

И та и другая цитата суть слова, изречённые Самим Христом. Вы видите загадку, заключённую в них? Если всех Господь привлечёт к Себе, то кто же пойдёт в огонь вечный? Если стоящие «по левую сторону» пойдут в огонь, то не будут ли и они привлечены Господом, - но не сразу, не вместе с праведниками?

Короче говоря, мы хотим повести речь о том, вечны гееннские мучения или им положен Господом какой-то предел?

Мы не богословы. И мы ни в коем случае не воображаем, что стоит нам только немножко призадуматься - и этот сложнейший богословский вопрос будет нами разрешён. Нет, конечно!

Всем известно, что один из блестящих русских богословов А.И.Осипов, наверное, первым в современном православном сообществе заговорил о том, что нет у святых отцов единого мнения о продолжительности гееннских мучений. Позиция Алексея Ильича вкратце такова: есть святые отцы, которые считают гееннские мучения вечными, но есть и такие святые отцы, которые считают прямо противоположное. И те и другие одинаково почитаемы Церковью, ни те ни другие не считаются еретиками, а следовательно, вопрос о гееннских мучениях людям не дано разрешить в земной истории. Этот вопрос выше человеческого понимания. Он будет вполне ясен для нас только после всеобщего воскресения в конце времён.

Как известно, такое - весьма осторожное! - мнение А.И.Осипова многим сейчас не нравится; многие в Церкви - как среди богословов, среди священства, так и среди мирян - твёрдо держатся того мнения, что гееннские мучения будут вечными, и практически обвиняют Алексея Ильича в ереси.

Ещё раз повторю: редакция «Православного Санкт-Петербурга» не хочет выступать арбитром в этом споре. Мы встретились с нашим давним другом, профессором Валентином Евгеньевичем Семёновым, доктором психологических наук, только для того, чтобы высказать несколько соображений по данному вопросу. Мы просто беседуем, как православные миряне, которым небезразличны те бого­словские вопросы, которые сейчас волнуют наше сообщество.

- Валентин Евгеньевич, я прежде всего вот что хотел бы сказать... Вот мы с вами - обычные люди, далёкие от святости... Мы, строго говоря, не можем утверждать о себе, что непременно попадём в рай. И мы достаточно трезво оцениваем наше общество: всё-таки оно по большей части тоже состоит из людей, далёких и от Церкви, и от подлинной праведности. И вот я выхожу на улицу, в огромную петербургскую толпу, вижу всех этих людей, идущих рядом со мной, и думаю: подавляющее большинство из них окажется в аду! То есть почему «из них»? Из нас! Ужас-то какой! Все эти толпы со мной вместе отправляются в геенну!.. И если прикинуть соотношение: сколько людей попадёт в рай? Ничтожный, ничтожный процент!.. Только подлинные праведники - а много ли вы видите их вокруг себя? Как-то жутко становится от таких размышлений, и невольно возникает вопрос: в чём же состояла ценность нашей-то грешной жизни, если ей суждено сгореть, как солома? Ценность всех этих сотен миллиардов грешников, скопившихся за тысячелетия человеческой истории? Выходит, мы рождались, жили, страдали, любили - совершенно зря? Господь откинет нас, как жалкий мусор, и никогда не вспомнит о нас?

- Да, действительно, православного человека не может не охватывать ужас, когда он размышляет о гееннских муках как о вполне вероятном исходе собственной жизни. Видимо, такое ощущение ужаса имеет свой нравственный и духовный смысл: как же иначе мы оценим собственную греховность? Но я вот что хочу спросить: стоит ли этот ужас ставить во главу угла православной жизни? Мой церковный опыт и опыт моих православных собратьев говорит, что в современной Церкви слишком часто серьёзные богословские вопросы решаются людьми новоначальными, не успевшими получить дар рассуждения. Эти люди, как правило, идут по самому простому пути: нужно собеседника прежде всего как следует испугать, а тогда можно будет вить из него верёвки. И вот начинаются изо дня в день повторения: «Гореть вам в аду! Гореть вам в аду!» Многие после такой обработки попросту уходят из Церкви: ведь они пришли сюда за помощью, за тем, чтобы обрести новый смысл жизни, увидеть новый свет, - а их вместо того лишают последней надежды... Но даже если человек не покинет храма, всё равно подобная «проповедь» может убить в нём любовь к Богу, и Всемилостивого Господа он станет воспринимать только как карающего палача... Это особенно к нашим православным женщинам относится: среди них приходится встречать много запуганных «адскими видениями».

Ну хорошо, допустим, человек твёрдо уверен, что уж он-то точно попадёт в рай... Но он же не может не думать о своих родственниках, среди которых наверняка есть люди неверующие, грешники... Как же он представит своё посмертное райское существование? Он сидит в раю и в бинокль наблюдает за мучениями своих родственников? Но что он при этом испытает? Неужели райское блаженство?

Не побоюсь назвать людей, которые строят свою проповедь на запугивании адом и вечными гееннскими муками, - мракобесами. Они сами плохо понимают христианство, сами находятся в прелести и других туда же толкают - в прелесть, в духовное рабство. Они забывают о том, что Бог есть Любовь. Почему они, люди, дерзают за Бога выдвигать свои примитивные суждения? Такое, мне кажется, просто преступно. В сущности, это человеческий, слишком человеческий, взгляд на мир: «Если враг (то есть в данном случае грешник) не сдаётся, его уничтожают». Да, именно так было в человеческой истории - но ведь Господь неизмеримо мудрее любого из нас. Ещё первый русский митрополит Иларион Киевский в своём «Слове о Законе и Благодати» сказал, что время Моисеевых законников с их жёсткими требованиями прошло. Настал черёд Завета Любви, который несравненно выше ветхозаветного законничества - жестоковыйность ветхозаветных установлений всем известна. Но сейчас нас пытаются вновь вернуть в эпоху Ветхого Завета; иные «богословы» выдёргивают отдельные цитаты из Писания и пугают православных безконечным адом... Притом забывают, что в Писании можно найти и другие слова... Да, Господь предрёк: «И пойдут сии в муку вечную» (Мф.25,46). Но он же сказал закоренелому разбойнику, поделом преданному казни: «...ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23,43). Именно отчаяние, неверие в Божие милосердие и насаждают те, кто проповедует вечные гееннские муки.

- Но давайте откроем Евангелие: что же мы увидим? Совершенно определённые и недвусмысленные слова: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25,46). Можно ли спорить с Евангелием?

- Спорить не надо, нужно постараться его понять. Скажите, вы понимаете, что такое «жизнь вечная» или «мука вечная»? Вообще, что такое «вечность»? Во-первых, есть чёткое свидетельство, что в библейских текстах слово «вечность» зачастую употребляется в значении «очень долгий срок». Очень долгий - но не безконечный! Во-вторых, по нашим человеческим понятиям «вечность» - это безконечная череда годов и веков, то есть время, тянущееся без конца. Но как же тогда быть со словами апостола и евангелиста Иоанна, который говорил, что после всеобщего воскресения «времени уже не будет» (Откр.10,6)? Это таинственная фраза, она нам сейчас совершенно не понятна: как это - не будет времени? Но, во всяком случае, понятно другое: вечность в новом веке - это вовсе не безконечно идущие год за годом, а что-то не представимое нашим земным умом.

- Тогда такой вопрос... Если сказать грешнику, что вечных мучений он может не бояться, - не впадёт ли он после таких слов в ещё большие грехи? Раз нет вечного огня, вечного наказания - значит, греши сколько хочешь!

- Но ведь мы же не отрицаем ад и гееннский огонь!.. Мы только предполагаем, что он может быть не вечным. Я уже говорил, что слово «вечность» можно понимать как очень большой срок. Очень большой! А вы простую спичку поднесите к пальцу - долго ли сможете выдержать её пламя? Несколько секунд? Или ещё меньше? А тут речь идёт о весьма большом сроке! Так что наказание за грехи ни в коем случае не отменяется! Потом, согласитесь, что понятие вечных мучений как-то отменяет понятие наказания. Тут уже не о наказании речь идёт: ни один человеческий грех не стоит гееннской вечности! Наше рассуждение не позволяет нам поверить в то, что Бог более жесток, чем человек, что Бог - это некий верховный инквизитор. Я с этим не могу смириться. Более того: если бы я был в этом уверен, я бы не стал православным человеком. Для меня Бог - прежде всего Любовь и Милосердие. Вспомним Евангелие: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк.6,35); «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6,36). И ещё вот что скажу вам: Спаситель явился к людям в жесточайшую рабовладельческую эпоху, когда греховная закоснелость, грубость, жестоковыйность человеческие были очень велики. Поэтому Иисусу приходилось применять весьма энергичные средства вразумления.

Алексей Ильич Осипов - он молодец, он сумел разглядеть у святых отцов два различных мнения по одному вопросу. Святые отцы, которые трактовали евангельский текст, - они тоже приходили к разным выводам. Бог неизмеримо мудрее нас; неужели у Него ничего нет в запасе, кроме вечного скрежета зубовного для ничтожного грешника, для человека, которого, между прочим, Он же и создал. Для чего? Чтобы потом его же и обрекать вечным мукам? Мне это представляется совершенно невозможным. Я верю, что Суд Божий будет праведен.

Вот такая беседа получилась у нас с профессором В.Е.Семёновым. В заключение же приведём слова другого профессора - всё того же А.И.Осипова:

«Учение о полном и окончательном уничтожении вечности ада Воскресением Христовым, содержащееся в творениях святых Григория Нисского, Григория Богослова, Афанасия Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Епифания Кипрского, Амфилохия Иконийского, Исаака Сирина, Максима Исповедника и других святых отцов и находящееся в многочисленных богослужебных текстах (особенно пасхальных и воскресных), - это не частное мнение одного-двух отцов, но учение столь же православно-церковное, как и учение отцов, утверждавших обратное.

Самым разумным отношением к поставленному вопросу является искреннее смирение перед этой тайной. Мы не понимаем вечности, мы не знаем ни рая, ни ада, нам не открыто, что такое новое небо и новая земля, мы не представляем себе всеобщего воскресения и жизни в новом теле и т.д., потому оставим мечту решить уравнение со многими неизвестными, склонимся верою перед любовью и премудростью Божьей».

Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

http://www.pravpiter.ru/pspb/n302/ta008.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Семенов
«Один из самых лучших лидеров во всех странах мира»
Социологический комментарий к завершившимся выборам Президента России
22.03.2024
Война, Ленинград и цена Победы
Посвящается моему отцу
23.01.2024
Рост спроса на психологов – это SOS наших душ!
О причинах психологического бума
23.11.2023
Старейшина российской психологической науки
Исполнилось 100 лет профессору Нине Васильевне Кузьминой
07.10.2023
Все статьи Валентин Семенов
Сергей Ольховецкий
Все статьи Сергей Ольховецкий
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30