Проработав в акушерстве почти 40 лет, врач акушер-гинеколог Людмила Иннокентьевна Баракова лет десять назад вышла на пенсию, но не для того, чтобы отдыхать, а для того, чтобы вплотную заняться проблемами экологии супружества. Она живо и интересно ведет интернет-курс по изучению одного из методов распознавания плодности (МРП), прочитать о котором можно на сайте www.babynar.ru , созданном молодыми москвичами. На базе сайта планируется вести широкую просветительскую работу с молодыми семьями и родителями по многим вопросам. Но в настоящее время наиболее разработанной темой сайта является именно интернет-курс по изучению МРП. Любая женщина детородного возраста, любая супружеская пара, молодые люди, готовящиеся к вступлению в брак, могут получить здесь бесценные знания о своих возможностях к зачатию, которые бывают всего несколько дней в женском цикле. Переоценить эти знания невозможно. Они позволяют сохранять здоровье супругов, строить и укреплять семьи, не прибегая к аборту или применению любых средств контрацепции.
- Людмила Иннокентьевна, как начиналась ваша профессиональная деятельность?
- Окончив в 1971 году Первый Ленинградский медицинский институт, четыре года работала в Брянской области. Там научилась всему, чему только можно было научиться. Потом вернулась в Ленинград. Бывает, люди устроятся на одну работу и работают там до самой пенсии. Я так не могла. И гинекологом, и акушером работала в разных стационарах. Когда была молодым врачом, в Ленинграде было профилирование родильных домов. Мне очень повезло, что я поработала в роддомах для пациентов с разными сопутствующими патологиями (сахарный диабет, болезни почек, преждевременное прерывание беременности по разным причинам и т.д.). Это дало очень обширный и бесценный опыт для дальнейшей работы. Я не была стандартным акушером-гинекологом. Обычно нас учили пять лет, а на шестой год у нас была субординатура по специальности. Я собиралась быть хирургом и всю субординатуру прошла по хирургии, а когда приехала на периферию, меня сразу перепрофилировали. Выяснилось, что там, куда меня очень интенсивно заманивали, хирурги были не нужны. В итоге я стала акушером-гинекологом, а не хирургом.
- Жалеете об этом?
- Не жалею. В периферийной районной больничке, где я оказалась, было, по-моему, 8 хирургов, и среди них только одна женщина, которой мало удавалось оперировать. А гинекологов было всего два на 100 тысяч населения. Я там, конечно, очень быстро многому научилась: ведению родов с различными особенностями, стандартным гинекологическим и акушерским операциям, консервативному ведению родов после операции кесарева сечения...
- Почему Вы начали заниматься экологией супружества и что это такое?
- В 2005 году в Ленинграде я совершенно случайно (потом поняла, что с Божьей помощью) попала на семинар «Естественное планирование семьи». Я понятия не имела, что это как-то связано с акушерством и гинекологией. Меня подруга позвала, и я поехала. 10-дневный семинар шел нон-стоп, практически, круглые сутки. Там было 46 человек, и из них только два врача: педиатр из Москвы и я из Ленинграда. Остальные - люди очень далекие от медицины: продавцы, парикмахеры, учителя, представители протестантской церкви. Я была удивлена, так как никогда не участвовала в таких семинарах. Семинар вела Галина Александровна Масленникова, знаменитый человек, профессионал высокого уровня. Я очень люблю профессионалов, а Галина Александровна - фактически первый человек, который всерьез занимался в нашей стране этими вопросами к тому времени уже больше 10 лет.
- Да, Галина Александровна - настоящий профессионал и энтузиаст своего дела. Многим было бы полезно перенять ее опыт (http://sm.cnsr.ru/ru/analitics/pro_pis_mo_bogoroditce__kislorodnuyu_masku__zontik_dlya_vali_i_malisha__nazvannogo_v_chest__evangelista_matfeya/).
- Галина Александровна рассказала тогда о структуре подготовки кадров в этой области, о большой нехватке акушеров-гинекологов. Мне все это было понятно, я всю жизнь к этому интуитивно шла и сразу поняла, что это мое, что я должна этим заниматься. В медицине мы работаем фактически только с телом. Наша задача - сохранить жизнь мамы и ребенка. А здесь вопрос стоял о подготовке к осознанному зачатию, то есть о том, чего мне не хватало в акушерстве.
В профессиональном плане здесь очень много психологии, работы с душой, с сердцем, с семьей. В акушерстве мы получаем результат - «продукт зачатия, с которым работаем до родов и который отдаем маме», как сказал Николай Александрович Жаркин. Мне этого было недостаточно. Перинатальная психология очень вписывается во все это. Чтобы создать максимальные условия для рождения здорового малыша, нужно, чтобы женщина грамотно подошла к зачатию, осознанно прожила свою беременность и подготовилась к родам.
За полтора года я прошла все этапы обучения, получила высшую категорию и стала сотрудничать с Галиной Александровной Масленниковой. Живя в разных городах, сначала мы вместе с ней проводили много семинаров. Спрос начал расти, и люди, узнав о нас, начали приглашать нас к себе. Опыт проведения очных семинаров, проведённых вместе с Галиной Александровной, очень пригодился при создании интернет-курса.
Название семинара «Естественное планирование семьи», на котором Галина Александровна рассказывала о методе распознавания плодности, очень скоро перестало нас удовлетворять. Начали открываться центры планирования семьи, где мягко говоря, о естественности речь не идёт... По рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, то, что мы преподаём, стали называть методами распознавания плодности (МРП). При помощи этих методов женщина четко может знать плодные и неплодные промежутки в своем цикле. Эти знания дают возможность супругам при помощи периодического воздержания либо откладывать зачатие ребёнка на разумный промежуток времени, либо создать максимально благоприятные условия для желанного зачатия. Мы занимаемся и такими вопросами, как взаимоотношения в семье, создание естественной семьи, подготовка к беременности, сама беременность, роды, подготовка к родительству. Это огромный пласт проблем. Как врач акушер-гинеколог я занимаюсь именно преподаванием МРП, стараясь сложные для восприятия вещи описывать простым языком.
- А как это все начиналось?
- В основном все началось с верующих христиан. К счастью, христианская церковь имеет твёрдую позицию по отношению к человеческой жизни - человеческая жизнь неприкосновенна, убийство человека на любой стадии его развития, начиная от момента зачатия, считается преступлением. А поскольку почти все виды контрацепции имеют абортивный эффект, они не приемлемы для Церкви. Это фактически и подтолкнуло к поискам альтернативных подходов к вопросам деторождения при том, что уже в начале ХХ века индустриализация привела к снижению количества детей в семье (возросла потребность не в количестве рабочих рук, а в их качестве). К тому времени наука уже доказала многие давно известные закономерности функционирования детородной системы женщины и мужчины. Это позволило естественным образом увеличить перерывы между рождениями детей в семье. Собственно, это и есть - основа МРП.
- Сейчас вы в основном ведете интернет-курс, открытые вебинары. Это перспективная работа?
- Это чрезвычайно перспективно, т.к. большое количество людей благодаря интернету может получить знания, не выходя из дома. Мы непрерывно общаемся ВКонтакте в двух группах. Первая закрытая группа создана нами для учеников, вторая - для выпускников. Все, что по перинатальной психологии рассказывает Николай Александрович Жаркин, это тоже наши вопросы. Потому что мы готовим к материнству и отцовству.
- Интервью с Николаем Жаркиным опубликованы на сайте «Святость материнства» и на других сайтах (см.: http://sm.cnsr.ru/ru/analitics/o_schastlivih_rodah__spasyonishe_i_svyatitele_luke_krimskom__kotoromu_molyatsya_o_pomoshi_v_detorozhdenii/, http://sm.cnsr.ru/ru/analitics/pro_bebi-jogu__schastlivie_rodi_i_molitvu_na_rozhdenie_dityati/ - И.А.). А вы работаете с молодежью? За все годы учебы моей дочери в школе с ребятами никто на эти темы не говорил. А ведь это самая лучшая профилактика абортов.
- Меня Бог привел к этому. Когда я работала на периферии, мой будущий муж работал на Камчатке. В маленьком городишке он был единственным врачом. Я приехала к нему в отпуск. Он сразу: «О, хорошо, что ты приехала. Сейчас мы тебя поведем в школу, ты же женщина, вот и проведешь беседу с девочками, поговоришь с ними».
- Вы беседовали только с девочками?
- Нет. Отдельно с девочками, отдельно с мальчиками. Когда я уже приобрела опыт, то и в смешанной аудитории могла общаться не только в школах, но и в профтехучилищах (ПТУ) с 15-17-тилетними ребятами. У молодежи такой информационный голод, что они как губки все впитывают. Очень сложный контингент. В самом начале моих бесед я не знала, как с ними разговаривать, что они спрашивать будут. Очень боялась. А они такие раскрепощенные были и очень доброжелательные. Мы с ними так замечательно общались, и я провела беседы во всех 9-х и 10-х классах в обеих школах того городка. Приобретенный опыт использовала и в школах районного центра, где работала после окончания института, а позже в Питере. Тогда еще не было Российской ассоциации планирования семьи (РАПС), и нас пускали в школы. Но уже была Мировая ассоциация планирования семьи - МАПС. Они тогда пришли и в нашу страну, но их программу сексуального воспитания учителя и родители закрыли сами, поняв, что это - совсем не наше. Правда, я считаю, что очень полезно, чтобы врач давал молодёжи какие-то базовые понятия о сексуальности, о бережном отношении к своей детородной функции и здоровью, о целомудрии, об обязательном добрачном воздержании. Поэтому я не приветствую полный запрет обсуждать эти темы в школах. Но, конечно, необходимы специальные программы и грамотные кадры для проведения этой работы.
Беседовала Ирина Ахундова
Фото автора и из архива Людмилы Бараковой