itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Православный миссионер в искусстве

О юбилейной ретроспективной выставке Василия Нестеренко в Манеже

0
363
Время на чтение 8 минут




В московском Центральном Манеже проходит персональная выставка народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Василия Нестеренко «Наша слава - Русская держава». Главный выставочный зал страны принял более тысячи картин знаменитого живописца: на двух этажах разместились масштабные батальные и исторические полотна, портреты, пейзажи, а также ранние работы и черновики - плоды 35-летней творческой деятельности. Название выставки максимально выражает её дух и характер: любовь к России и неразрывная связь собственной судьбы с её историей.

Тысячи людей пришли на открытие, чтобы заодно поздравить художника с юбилеем: 28 февраля Василию Игоревичу исполнилось 50 лет. Среди гостей немало коллег по цеху, артистов театра и кино, исполнителей академической музыки, деятелей науки и культуры, политиков и государственных служащих, представителей силовых ведомств и духовенства.

На первый взгляд можно поверхностно разделить работы В.И. Нестеренко на исторические, религиозные, пейзажи и т.д. В действительности художник глубоко укоренён в христианстве, он смотрит на окружающий мир, свою страну и её жителей глазами православного человека, что и воспроизводит на холстах. Воинский долг и самопожертвование для него не отделимы от духовных ценностей, заложенных в личность христианской парадигмой; воспевание красоты родной природы: от величественных гор до мелких камушков на берегу Байкала - незримо переплетается с ощущением горнего мира. Так же неразрывны ключевые события в истории России с небесным покровительством, что В.И. Нестеренко отражает то символически, то напрямую, как на своей последней большой картине «Небесная заступница Земли Русской», где показано явление Богородицы солдатам Русской императорской армии в августе 1914 года. Встречает гостей монументальное полотно «Избавление от Смуты», завершённое к 400-летию подвига народного ополчения Минина и Пожарского. День народного единства, приуроченный к этой победе, неслучайно учреждён в день чествования Казанской иконы Божией Матери. Такие связи в отечественной истории В.И. Нестеренко старательно подчёркивает.

Многие из его картин уже стали современной классикой - хорошо узнаваемой, богатой почти каноничными образами. К таким работам можно отнести посвящённое обороне Крыма полотно «Отстоим Севастополь!», проникнутую глубоким драматизмом «Молитву Ивана Сусанина», знаковую картину «Непокорённый», олицетворяющую дух ветеранов Великой Отечественной войны или образ Бориса Годунова из оперы Мусоргского в исполнении Владимира Маторина. Прекрасны портреты Великого князя Сергея Александровича и его святой супруги Елизаветы Фёдоровны - вместе и порознь. Целая плеяда портретов великих флотоводцев и сухопутных стратегов второй половины XVIII века, настолько соответствующих дореволюционной традиции, что выглядели бы аутентично в интерьерах их дворцов, окружает картину «Триумф Екатерины»: руками верных слуг императрицы приумножалась слава Российского государства. Потрясшая противников и союзников «Атака мертвецов» при обороне крепости Осовец в 1915 году отражена в мощном и динамичном полотне «Мы - русские, с нами Бог!», в столетний юбилей Первой мировой войны воскрешающем величие забытого подвига Русской императорской армии.

Другую палитру и настроение имеют живописные и графические работы Василия Нестеренко. Особая нежность к природе, любовь к морю, внимание к мелочам просматриваются в картинах из цикла «На дальних рубежах». Удачны сочетания натюрморта и исторических интерьеров. Портреты священников и монахов соседствуют с лицами светских современников, прославивших себя в науке или искусстве; характерный пример - «Василий Лановой в роли Бернарда Шоу». Любимый многими поколениями русских людей великий артист также пришёл на открытие и не смог избежать внимания публики.

На церемонии открытия выставки выступили заместитель руководителя департамента культуры Москвы Владимир Филиппов и исполнительный директор Российского исторического общества Владислав Кононов, который выразил благодарность художнику за защиту исторической правды посредством творчества от имени министра культуры РФ и президента РВИО Владимира Мединского. Поздравил В.И. Нестеренко с юбилеем президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Вице-президент Академии художеств Таир Салахов, который преподавал в Институте имени Сурикова, с гордостью отзывался о деятельности своего ученика Василия Нестеренко как о примере уважения к истории, народному духу, отражения высокого патриотизма и подвига. Председатель Императорского православного палестинского общества Сергей Степашин наградил живописца высшим орденом организации - «Вифлеемской звездой», сказав о Божьем даре отображать мир через призму православия в гармонии с собой. Председатель Союза художников России Андрей Ковальчук вручил Нестеренко золотую медаль имени В.И. Сурикова. Также выступали посланник Русского Афона - иеромонах Илия, игумен сербского афонского монастыря Халандар архимандрит Мефодий и другие. Огромная очередь из общественных и политических деятелей, коллег по культурному цеху, а также друзей и почитателей выстроилась с букетами цветов, чтобы поздравить Василия Игоревича. Сам он отметил, что эта выставка - реализация проекта его и его мамы Галины Васильевны, которая в детстве разглядела в желании рисовать задатки истинного призвания и поддержала его.

Корреспондент «Русского Вестника» поинтересовался ощущениями художника от выставки и его собственным видением результата.

- Любая выставка - это веха в творчестве, особенно такая. Это уже третья моя выставка в Манеже, но самая масштабная из всех, какие были где-либо: здесь наиболее полно отражается моё творчество за многие годы. Здесь много подготовительных работ, интересных для людей, которые хотят прослеживать процесс создания от эскиза до большой работы. Здесь много воспроизведений церковных росписей, которые нельзя увидеть, не попав в это место, а, допустим, на Афон женщины вообще не могут попасть. Здесь много премьерных работ, которые я сделал за последнее время и ещё нигде не выставлял - всего более 30 больших картин. Есть люди, которые внимательно наблюдают за моим творчеством, и здесь они обязательно найдут для себя много нового и интересного. Выставка разноплановая: исторические картины, духовные работы, портреты - но всё это изображение России, русского духа. Поэтому мы с товарищами придумали очень символическое название «Наша слава - Русская держава!». Это слова из солдатской песни времён Елизаветы Петровны, которая существует до нашего времени, чему подтверждением служит моя выставка.

- Вы делили свои картины на исторические, духовные и т.д., но если проследить идейное наполнение Ваших работ, то тема веры присутствует даже вне христианских сюжетов. Вы могли бы назвать себя христианским миссионером в культурной среде?

- Мне очень понравилось, что Вы заметили, что условно можно разделить на некие жанры и направления в живописи, но всё взаимосвязано на глубинном уровне. Исторические темы - это ли не православные темы? Картина «Отстоим Севастополь!» - это битва за Ясли Господни; битва была религиозная - и картина религиозная. Вот «Небесная заступница...» - это духовная или историческая работа? С одной стороны, это картина Первой мировой войны, а с другой - фактически икона. То же самое можно сказать о картине «Избавление от Смуты». Как получилось, что 300 всадников во главе с Кузьмой Мининым прогнали 17-тысячное войско гетмана Ходкевича? Если посмотреть на верх картины - видно, какие флаги и какое Небесное воинство на нашей стороне. У Минина - флаг с изображением Архангела Гавриила и Иисуса Навина, Казанская икона Божией Матери на стяге, Сергий Радонежский, Димитрий Солунский, Борис и Глеб, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец... А у поляков - то ли лев, то ли дракон на флаге - вот и весь ответ. Это ли не духовная картина, хотя и историческая?

Если посмотреть на духовные работы с евангельским сюжетом, то они проникнуты историзмом. Например, «Христос и самарянка», «Брак в Кане Галилейской», «Чудесное умножение хлебов», «чудесный улов» - это виды и пейзажи Святой земли, Галилейского моря, Иерусалима, отражение атмосферы, одежды эпохи; это помогает внутреннему прочтению темы. Вот мои духовные работы, находящиеся в трапезной Храма Христа Спасителя, но есть множество церквей в России, Белоруссии и Украине, расписанных этими моими сюжетами, но уже другими людьми. То есть заведомо духовные произведения носят исторический характер - это взаимное проникновение.

Можно сделать духовными и пейзажи. Например, «Русский Шикотан» из цикла «Рубежи». Мы спорим: русский или японский, а картина сразу говорит, что он русский, как и все Курилы. Вот вид острова Кунашир: залив, стоит крест. Убери этот крест - и изменится весь смысл работы! Поэтому миссионерство в каком-то смысле мне очень близко, как жизнь и духовное служение Иннокентия Иркутского, Германа Аляскинского, Николая Японского, Иоанна Шанхайского, которого мы, кстати, специально изобразили в храме Святого Пантелеимона на Афоне.

Это действительно элемент миссионерства, поскольку мы сейчас попадаем, так же как Иннокентий Иркутский, в языческую среду. Христианский мир становится постхристианским, часто - антихристианским, поэтому проповедовать силами искусства, к сожалению, приходится в тех местах, которые и были когда-то христианскими. Люди вокруг удивляются: «А разве всё это сохранилось, разве можно так смотреть на мир?» И их подкупает, что когда они видят, что это современный взгляд, современная техника и подход, но основанный на исторической памяти. Многие это потеряли, но главное, чтобы мы не потеряли. Если это миссионерство заметно, то те задачи, которые я ставлю в творчестве, выполняются.

- К спорам о совместимости идеологии и искусства: видите ли Вы какой-то идеологический базис для народа и допускаете ли его в творчестве?

- Всё моё творчество - это и идеологический базис, и его надстройка. Мои работы проникнуты православием; я считаю, это единственное, что может и должно объединять нашу страну и всех людей. Вместе с тем мои работы очень понятны в других религиях, например, мусульманам. Я делал выставку в Казани - столице мусульманской России - с упором на православную тему. У некоторых были сомнения относительно отклика, тем более в Казань приезжает очень много людей из Дагестана и прочих кавказских республик, мусульмане из других регионов. Да, это христианство, но, во-первых, они привыкли жить вместе с этим, во-вторых, они видят, что это добро, положительные эмоции, что я призываю к свету и красоте. Это не пустые слова, ведь говорить можно всё, что хочешь, а у меня результат, который узнаётся по плодам.

Я бы привёл слова Спасителя: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф. 10, 16). И «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6, 25,26) Эти простые слова очень важны. И ещё Спаситель учил, что самое главное - это любовь, потому что без неё остальное бессмысленно. Я очень надеюсь, что мир всё-таки идёт не к погибели, а к спасению; своим творчеством я хочу призывать к спасению, и чтобы вместе со мной другие так же стремились спасать людей. Эти всем известные фразы Спасителя - тот духовный ориентир, которому я пытаюсь следовать в своём творчестве. Как называлась моя выставка в Ватикане - «Свет Христов просвещает всех».

Что касается идеологии, то она необходима, но, на мой взгляд, не следует сильно давить. Должно быть ясное и чёткое понимание того, чего хочет государство, как Русская Православная Церковь относится к тем или иным вещам - должны быть ориентиры для людей. Второй вопрос: настолько жёстко стоит этому следовать? И всё же, если бы не было жёстких рамок, не было бы такого Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, не было бы вообще такой многослойной, многосложной, многозначной русской литературы, такой живописи. Полное исчезновение рамок не приводит ни к чему хорошему, поэтому в разумном смысле какое-то регулирование должно быть, должна быть своя позиция как у отдельного человека, так и у государства.


Филипп ЛЕБЕДЬ

http://www.rv.ru/content.php3?id=12012

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Филипп Лебедь
Казус Великой Финляндии
Политические амбиции и несостоятельность панфинно-угризма
20.01.2024
Где казаки снова на государственной службе
Черноморское казачество делится практическим опытом и архивом
02.01.2024
Альтернативные версии событий 7 октября
Была ли сакральная жертва?
04.12.2023
Все статьи Филипп Лебедь
Последние комментарии