Человек двоящейся природы
Имя апостола - Фома - семитского происхождения. Традиционно это слово переводят как «близнец», однако более точным современные библеисты считают другой перевод: «человек двоящейся природы». Такой же природы вначале была и его вера: она рождалась в сомнении, в вопросах, в отрицании того, что не очевидно, требовала подтверждения, доказательств. Апостол Фома часто шел против общего мнения, задавал «неудобные» вопросы.
Святой Фома упоминается в Евангелии всего в нескольких эпизодах, в основном - в Евангелии от Иоанна. Впервые мы встречаемся с ним в тот момент, когда Господь оплакивает своего умершего друга Лазаря. Он призывает апостолов пойти в Иудею, чтобы посетить дом умершего, однако в Иудее Христу и его ученикам грозит опасность, поэтому апостолы пытаются отговорить Его от этого опасного предприятия. И только Фома, исполненный мрачной решимости, говорит: пойдем и мы умрем с ним (Ин. 11, 16). Он хочет сказать, что там, в Иудее, их всех ожидает смерть, что они умрут, как умер Лазарь. Этот человек готов к худшему: он готов следовать за Христом до конца, даже не надеясь на Его Божественное могущество.
Второй раз мы видим апостола Фому на Тайной вечере. До великой Голгофской Жертвы осталось всего несколько часов, Иуда уже покинул собрание верных, а Христос открывает Своим ученикам сокровенные тайны Божественного Домостроительства и Божественной Любви. Господь говорит о Своем крестном пути к небесной славе: А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете (Ин. 14, 4). Слова Христа невместимы для сознания обычного человека, и апостолы поймут то, о чем Он говорит, позднее. А апостол Фома уже сейчас чувствует, что он не понимает, о чем говорит Христос, и задает Ему вопрос, выражая, вероятно, общее мнение: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? (Ин. 14, 5), на что Господь произносит один из самых вдохновенных текстов - основу нашего упования: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6). Конечно, апостол Фома предстает здесь как человек медлительный в вере. Он, как и другие апостолы, не понимает, что Господь говорит о вещах духовных, и мыслит в рамках конкретных вещей. Но здесь он показывает свою готовность признаться в незнании.
«Господь мой и Бог мой!»
Главный эпизод в жизни апостола Фомы - это встреча со Христом воскресшим. Она произошла при особых обстоятельствах. Случилось так, что Фома отсутствовал при первом явлении воскресшего Иисуса апостолам, не видел Его собственными глазами. Радостная весть о воскресении Господа застала его врасплох. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25). Апостол Фома отказывается принять участие в общей радости, поскольку не может в этих обстоятельствах произнести «верую», не покривив душой. И Господь, видя его сердце, приходит на помощь его неверию: После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 26-28). Часто неверие человека является не свободным интеллектуальным выбором, а следствием подчиненности греху. Грешнику страшно увидеть себя в свете Истины Божественной, поэтому он отрицает Источник этого света. Совсем другое дело - апостол Фома. Его неверие в церковных песнопениях называется «добрым неверием». Оно было следствием горячей любви и жестокой боли, боязни пережить эту боль во всей полноте еще раз, следствием честности, не позволяющей ни в малом, ни в великом кривить душой перед Господом. Но когда сомнения апостола были развеяны, он пал на колени перед Воскресшим и произнес одно из самых сильных евангельских исповеданий веры: Господь мой и Бог мой! И более уже от этой веры не отступал никогда - до самой мученической кончины.
Проданный в рабство
Дальнейшая судьба апостола Фомы напоминает авантюрный роман. Его апостольское служение начинается с... неповиновения. По преданию, когда все апостолы бросали жребий, в какие края нести Благую весть, апостолу Фоме выпало нести свое служение в Индии. Можно понять его растерянность и замешательство. Фома - человек рационально мыслящий, привыкший во всем опираться на факты и здравый смысл - призывается в далекую страну, лежащую за пределами Римской империи! Он не знает ни языка, ни обычаев той страны, он не успеет подготовиться к своей миссии досконально, не сможет подойти к ней со всей ответственностью... И Фома становится единственным апостолом, отказавшимся от своего жребия. Предание говорит о том, что после того ему явился во сне Сам Господь и укрепил его в вере, и апостол ответил Ему: «Куда Ты ни захочешь, Господь наш, пошли меня, только в Индию не пойду я».
В это время в Иерусалиме гостил некий индийский купец по имени Хаббан, который искал искусного плотника для своего господина - индийского царя Гундофара. Господь явился Хаббану и сообщил ему, что у Него есть хороший раб-плотник, которого Он хочет продать. Так апостол Фома по воле Божией отправляется в далекую загадочную страну в роли раба-строителя.
Вещественные доказательства
Нужно сказать, что в апостольские времена под словом «Индия» могли подразумеваться самые разные территории, поэтому долгое время ученые полагали, что поздние легенды несколько преувеличили дальность путешествия апостола. Многие детали рассказа о его миссии в Индии, известные нам главным образом по тексту «Деяния Фомы», действительно носят несколько преувеличенный и даже фантастический характер, но сам факт присутствия апостола на индийской земле имеет серьезные подтверждения. Например, в 1843 году в Кабульской долине Афганистана были обнаружены монеты, на которых греческим и индийским шрифтом было отчеканено имя царя Гундофара, а в конце XIX века была найдена каменная табличка, на которой не только упоминается имя этого царя, но и приводятся годы его правления - 45-46 гг. по Р. Х., что совпадает с предполагаемым временем индийской миссии святого Фомы. Да и сам факт того, что апостол смог добраться до Индии, при ближайшем рассмотрении не вызывает удивления. Между Римской империей и этой далекой землей в тот период велась активная торговля; кроме того, известно, что в Индии I века н. э. существовали иудейские поселения. По дороге в Индию апостол Фома основал христианские общины в Палестине, Месопотамии, Парфии и Эфиопии.
Средства на постройку дворца
Царь Гундофар выделил апостолу на постройку величественного дворца довольно крупную сумму, однако Фома совершил, как бы мы сейчас сказали, нецелевую трату средств: он просто раздал все деньги нищим и начал проповедовать христианство. На прямой вопрос о том, когда же будет построен обещанный дворец, ученик Христов ответил царю, что дворец уже готов. «Когда же можно будет его увидеть?» - спросил обескураженный властитель и услышал удивительный ответ: «После твоей смерти». Конечно же, разгневанный Гундофар бросил апостола в темницу. Однако очень скоро он получил неожиданное и пугающее подтверждение слов проповедника. Во сне царю явился его умерший брат и рассказал, что в загробном мире он видел величественный дворец. Он попросил разрешения поселиться в нем, но ему ответили отказом, потому что этот дворец построен для его брата. Царь был так потрясен этими словами, что принял от апостола крещение. Вместе с правителем ко Христу обратился и весь его народ.
Мученическая кончина
Оставив первую образованную общину, апостол Фома направился в Южную Индию, навстречу своей мученической смерти. Здесь он обратил ко Христу жену и сына местного царя Маздея. Царь, разгневанный тем, что столь важное событие произошло без его ведома, и подстрекаемый брахманами, повелел пронзить праведника копьями. Апостол Фома принял муки за Христа 19 декабря 72 года и скончался тремя днями позднее, 21 декабря. Церковное предание сохранило рассказ о чудесном обращении царя-гонителя ко Христу уже после кончины апостола. Во второго сына могучего правителя вселился нечистый дух. Царь сразу понял, что это наказание за убийство святого человека. И тогда он решил пойти ко гробу апостола Фомы, чтобы его страдающий сын прикоснулся к останкам святого. На могиле ему явился сам Фома и сказал: «Живому ты мне не поверил, почему же теперь поверишь мертвому? Но не бойся, ибо милостив Иисус Христос».
Индийские христиане до сегодняшнего дня сохранили память о просветителе их земель. Они называют себя христианами святого Фомы.
Газета «Православная вера» № 19 (567)
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/foma-veruyushhijj