Мы продолжаем рассказ о великом пророке и боговидце Моисее, начатый в предыдущем материале.
Шествие по бездне
Всем нам хорошо знакомы слова ирмоса первой песни Покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу - «Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема». Они напоминают о чудесных событиях, сопровождавших бегство израильтян от слуг фараона. Моисей повел свой народ к Ханаану не самой короткой дорогой - через район современного Суэцкого канала. Кратчайший путь был перекрыт войсками восставших против Египта сирийцев. Фараон, придя в себя от постигшего его удара, но не сделав очевидных выводов, снарядил за беглецами погоню. Однако на стороне евреев был Сам Господь, Который пребывал в их стане в виде огненного и облачного столпа. Не удивительно, что израильтяне смогли легко преодолеть, казалось бы, совершенно непреодолимые препятствия. Их путь пересекала цепь водоемов, именуемая морем Тростников (в русском переводе - Красное море, в церковнославянском - Чермное море). Обогнуть его не было никакой возможности, но по велению Божию вода расступилась перед израильтянами, образуя две водные стены - слева и справа от беглецов. Безрассудные слуги фараона в пылу погони ринулись за ними, и вода сомкнулась над их головами.
Чтобы вывести евреев из египетского плена, Господь творил чудеса. Они являются зримым свидетельством того, что Бог неотлучно пребывает со Своим народом. Переход евреев через Чермное море имел и символическое значение: это прообраз новозаветного крещения и чудесного рождения Господа Иисуса Христа от Девы Марии.
Во мрак, где Бог
Путь израильтян лежал к горе Синай (другое название - Хорив). Ее точное местонахождение неизвестно. Согласно самой распространенной версии, Синай - это гора Джебел-Муса (гора Моисея), у подножия которой сейчас находится монастырь святой великомученицы Екатерины. Здесь Господь заключил с Израилем великий договор - завет, который сотворил из горстки испуганных беглецов народ Божий, народ царей и священников. Перед заключением этого союза израильтяне все вместе постились два дня. На третий день густая тьма обложила гору Синай и раздался трубный звук, который становился все сильнее и сильнее. В густом облаке и в огне на гору Синай сошел Сам Бог. Хотя союз был заключен со всем народом, взошли на святую гору только Моисей и Аарон. Они отправились во мрак, где Бог (Исх. 20, 21), чтобы услышать слова: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20, 2). Но как может Бог скрываться во мраке, ведь Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1, 5)? Святые отцы говорят о том, что Божественный мрак - это понятие, выражающее недоступность Бога для обычных человеческих способов познания, а Божественный свет - понятие, обозначающее присутствие Бога в сотворенном Им мире.
По молитве праведника
На горе Синай Моисей получил каменные скрижали, на которых Сам Господь начертал десять заповедей. Библеисты предполагают, что первый свод законов содержал в себе буквально десять слов, написанных с помощью протосинайского алфавита, в основу которого были положены египетские иероглифы, адаптированные для семитского языка. Однако эти скрижали до нас не дошли. Дело в том, что за время отсутствия Моисея в стане израильтян многое изменилось. Без посредника-пророка они почувствовали себя брошенными Богом и по неверию своему нарушили вторую заповедь Десятисловия: «Не сотвори себе кумира», изваяв золотого тельца для поклонения. Узнав об этом, Моисей сначала уничтожил скрижали, а потом - золотого тельца. Уничтожение скрижалей не было вспышкой гнева - пророк-боговидец показал этим, что израильтяне не достойны принять такой великий дар от Бога.
Таким образом, завет между Богом и богоизбранным народом был нарушен и расторгнут. Однако греха Моисея в этом не было, и Господь предложил ему стать отцом нового избранного народа, как некогда был Авраам. Но Моисей умолял Господа помиловать его народ; тем самым он проявил великую любовь к тем, кто недостоин этой любви, - ту любовь, которую через много веков назовут христианской. В ответ на это Господь пообещал праведнику, что доведет народ израильский до земли Ханаанской, но Сам не пойдет с ними. И снова Моисей умоляет Господа не оставлять свой народ, потому что пророк понимает, что обетованная земля - там, где есть Бог. И Господь снова внимает молитве праведника: Он согласен Сам вести этот народ далее. Однако наказанием за нарушение завета стал отказ Господа присутствовать среди народа. Столп облачный и шатер Моисея отныне находятся вне стана израильтян. Присутствие Бога Живого требует от человека и от народа абсолютной святости, ибо Бог свят, а святость для грешников невыносима. Так что даже лицо Моисея, несущее на себе отблеск Божественной славы, будет теперь скрыто за покрывалом.
Второй Синайский завет отличается от первого тем, что теперь грешный народ не может видеть Бога телесными очами. Кроме того, он содержит, кроме десяти универсальных заповедей, очень много обрядовых предписаний. Чтобы народ Израиля снова не изваял какой-нибудь вариант золотого тельца, Бог дает ему точные описания, как следует благочестиво Ему поклоняться, как приносить жертву, каким должно быть место для поклонения и главное - каким должен быть человек, служащий Истинному Богу.
У границы Земли обетованной
Долог и опасен был путь к Ханаану. И вот вожделенная земля уже в пределах видимости. Но что там находится, в этой таинственной стране? Какие ее населяют народы? Моисей посылает в землю Ханаанскую двенадцать разведчиков, среди которых Библия называет и Иисуса Навина - самого верного его слугу. Возвратившись, они сообщают о прекрасной местности и том, что она населена могучими воинами. Евреи не верят, что Господь поможет ее завоевать, и решают возвратиться в Египет. Только Иисус Навин и Халев продолжают верить в обетование Господне. Неверие в очередной раз приводит народ израильский к бунту, но Господь в очередной раз внимает мольбе кроткого Моисея и дарует «жестоковыйному» Израилю прощение. Однако наказание должно свершиться: никто из евреев, покинувших Египет в возрасте старше семи лет, за исключением Халева и Иисуса Навина, не войдет в Землю обетованную. Она будет открыта только тем, кто не имел опыта рабства.
Грех Моисея
Последние годы жизни боговидца были омрачены постоянным ропотом народа, попытками оспорить его авторитет или даже опорочить его имя. Самым крупным восстанием против Моисея и Аарона было восстание Корея, Дафана и Авирона. За Своего пророка вступился Сам Господь: земля поглотила бунтовщиков: Дафана и Авирона с семьями и Корея вместе с ними. Однако семью Корея Бог пощадил. Из его потомков Он впоследствии воздвиг великого пророка Самуила. Вместе с бунтовщиками погибли 14 тысяч человек. После смерти непокорных Господь дал народу Израиля знамение: чудесным образом расцвел жезл Аарона - мертвое и сухое дерево вновь обрело жизнь.
Миссия Моисея почти подошла к концу, и его человеческие силы тоже были на исходе. Пророк устал. Устал от ответственности, устал от бесконечных претензий со стороны маловерных израильтян. И эта усталость дала свои горькие плоды. Однажды народ Израиля в очередной раз возроптал на то, что им не хватает воды. Господь повелел Своему пророку произвести воду из скалы. С раздражением и совсем не праведным гневом обратился Моисей к народу, и вместо того чтобы приказать скале извести воду, как повелел Господь, дважды ударил по ней жезлом. Казалось бы, разница невелика. Но Господь за то, что Моисей и Аарон не поверили Ему, дает им обетование: они умрут, так и не увидев цели своего великого путешествия.
В чем же состоит грех Моисея? Толкователи Библии говорят о том, что Моисей усомнился в том, что Господь и в этот раз сотворит чудо. В духовной жизни не бывает мелочей, и кому много дано, с того многое и спрашивается; потому минутная слабость великого праведника оказалась достойна той же кары, что и упорное неверие израильтян, поднявших мятеж против Бога.
От мрака Синая - к свету Фавора
Время земной жизни боговидца подошло к концу. Народу Израиля были нужны непоколебимая вера и молодой вождь, такой верой обладающий. Таким вождем стал верный ученик Моисея, Иисус Навин, который и ввел свой народ в Ханаан.
Перед смертью Моисей по велению Господа взошел на гору Аварим и оттуда бросил прощальный взгляд на землю Ханаанскую. Там же великий праведник скончался. По преданию, ему было 120 лет.
Моисей не вошел в Землю обетованную, но вошел в Царствие Небесное. На горе Фавор мы вновь увидим великого праведника возле Господа Иисуса Христа - в тот момент, когда Он являет ученикам сияние Своей славы.
Газета «Православная вера» № 18 (566)
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/bogovidec-prodolzhenie