Что такое качество образования?
Участники «Круглого стола образовательных политиков», как назывался финальный этап конкурса, говорили о том, что качество образования - понятие сложное, имеющее философскую, научную и прикладную составляющие. В конечном итоге, мерилом качества образования может быть степень удовлетворённости всех участников образовательного процесса - учителей, учеников и их родителей - самим процессом и его конечным результатом. Другое дело, что достижение результата возможно при наличии определённых условий - например, результат образовательного процесса будет зависеть от материально-технического обеспечения конкретной школы и её кадрового потенциала. Несмотря на то, что личностные характеристики и ценностные оценки могут оставаться незыблемыми на довольно длинных исторических отрезках, каждая эпоха предъявляет свои требования к качеству образования: безусловно, образование должно быть адаптивным и соответствовать вызовам времени.
«Сейчас перед нами стоит задача, которую нам определило время. Мы должны сделать упор на развитие инженерных наук и высоких технологий. Нам предстоит в очень короткий срок наверстать то, что мы упустили. Надо стараться двигаться вперёд», - поставила задачу Ольга Васильева. Глава Минобрнауки напомнила исторический пример. Накануне Великой Отечественной войны в СССР была огромная сеть домов юного техника. Прошло ровно 20 лет - и советские учёные запустили в космос первый спутник Земли. Словом, задача решаема - при условии, конечно, всеобщего к ней интереса и участия. «Все усилия, которые государство направляет на развитие той или иной сферы, при наличии человеческого энтузиазма дают большие результаты», - подчеркнула министр.
Кто устанавливает требования к качеству образования?
Финалисты конкурса «Учитель года» уверены, что экспертиза качества образования под силу учительскому сообществу. Большую роль здесь может играть обмен опытом и методиками, и в этом смысле проходящий конкурс педагогического мастерства - вполне достойная платформа. Критерием качества также может быть общественное мнение, а также мнение учеников и их родителей. Есть и ещё один немаловажный камертон. «Главный проверяющий для каждого из нас с вами - совесть», - сказал учитель математики и информатики из Московской области Антон Лагутин, вызвав горячую поддержку зала. Ольга Васильева напомнила, что в любой стране, и Россия не исключение, существует национальная политика в сфере образования. Это означает, что требования к качеству образования устанавливает государство, и оно же берёт на себя функцию контроля качества. При этом, подчеркнула Васильева, образование - это одновременно обучение и воспитание. Если обучение берёт на себя школа, то воспитание полностью перекладывать на плечи педагогов не стоит, здесь большую ответственность несут родители ребёнка.
Каково место России в глобальной системе образования?
Участники обсуждения уверены, что одна из важнейших задач - обеспечение единого качества образования во всех населённых пунктах нашей необъятной страны. Для этого должны быть сформированы единые для всех требования, единые цели и, по возможности, единые условия.
Кроме того, и об этом долго и эмоционально говорила Ольга Васильева, важно сохранить конкурентоспособность нашего образования в международной системе координат. Многие приводят в пример систему образования, сформировавшуюся сейчас в Финляндии, но не все знают, что финские эксперты во многом использовали опыт российской имперской школы. «Мы обязаны вернуть былое международное значение нашему образованию», - сказала Ольга Васильева, и зал взорвался аплодисментами. По мнению министра образования, Россия обязательно должна участвовать в международных исследованиях в области образования, но при этом нужно больше говорить о достижениях, которых у нашей страны не так уж и мало. К примеру, советские и российские учёные всегда отличались широтой кругозора и огромным интеллектом. «Мы почему-то очень любим говорить о том, что у нас плохо, а о хорошем не говорим, хотя хорошего больше!» - посетовала Ольга Васильева, подчеркнув важность популяризации отечественных достижений.
Как оценивать качество образования?
Участники круглого стола считают, что одним из максимально объективных вариантов оценки качества образования является ЕГЭ. При этом стоит помнить, что по результатам ЕГЭ нельзя оценивать ни работу школ, ни труд конкретных учителей - слишком много в стране школ с различными условиями и спецификой. К тому же ЕГЭ и прочие экзамены дают возможность оценить только «предметные» знания. А как быть с воспитанием, где результаты порой оказываются отложенными даже не на годы, а на десятки лет? «Мы работаем не только с цифрами, но и с душами», - отметил учитель русского языка и литературы из Ростовской области Андрей Барашев. По мнению учителей, составление рейтингов школ на основе результатов ЕГЭ - бессмысленное занятие.
«Мы в последний год увлеклись всевозможными рейтингами, причём увлеклись так, что забыли, зачем и к чему всё это, - подключилась к беседе Ольга Васильева. - Для меня место в рейтинге никогда не будет оценкой. Главное в оценке любой школы - целеполагание, а не оценка ради оценки. Движущая сила во всех школах - учителя. Если учитель смог привить трудолюбие и интерес к предмету, результат на выходе обязательно будет».
Говорили финалисты конкурса и о важности глубоких предметных знаний у современных педагогов, и о том, что существующая система ЕГЭ требует совершенствования. Ольга Васильева добавила, что не должно быть ситуаций, при которых вузы в первом семестре вынуждены «доучивать» студентов, плохо знающих школьную программу. Как заставить школьников учиться, не концентрируясь только на заданиях предстоящего ЕГЭ? По-видимому, выход таков: во-первых, не пренебрегать предметными оценками, во-вторых, ввести в ключевых вузах вступительные экзамены. Первый шаг в направлении ухода от натаскивания на ЕГЭ - возвращение школьного сочинения, которое, по словам Ольги Васильевой, через пару лет «будет иметь тот классический вид, который имело всегда».
«Исторический факт: чем больше страна вкладывает в образование, тем светлее и ярче у неё перспективы, - подытожила дискуссию Ольга Васильева. - Наша страна вкладывает достаточно, и наша с вами задача - максимально эффективно использовать эти вложения».
Комментарий profiok.com
В фойе Кремлёвского дворца симпатичный мальчуган управляет движением китайского робота. «Хотите, расскажу? Этот робот умеет выталкивать фигурки из круга!» - радуется мальчик интересу обступивших его гостей церемонии. «А зачем нужно их выталкивать?» - интересуется кто-то. «Программа такая», - чуть задумавшись, пожимает плечами юное дарование. Этот сюжет вполне можно было бы развить в большую язвительную статью, полную закономерных, в общем-то, вопросов о целях и методах современного образования, а также о результатах - реальных и «для отчёта».
Можно было бы опубликовать переполненный справедливого негодования материал о низких доходах учителей, оттолкнувшись от поразившего безлюдностью буфета в Кремлёвском дворце: даже в праздник далеко не всем гостям мероприятия оказались по карману бутерброды с кетой по 250 рублей.
Но, понимая, что материал будет опубликован в День учителя, и уважая желание Ольги Васильевой побольше говорить о хорошем, напишем о приятном.
Конкурс «Учитель года» в этом году, бесспорно, удался. Во-первых, в нём приняли участие представители всех без исключения регионов нашей большой страны. Во-вторых, заметно «помолодели» участники. Даже строгая глава Минобрнауки, честно пытавшаяся обращаться к финалистам по имени и отчеству, не раз произносила в их адрес неформальное «ребята». В-третьих, состязание было честным. Ольга Васильева несколько раз в течение дня выразила сожаление, что в финал попали только мужчины - уж наверное, если бы хотела, она нашла бы возможность повлиять на решение Большого жюри. Наконец, это был, пожалуй, самый масштабный финал «Учителя года»: концерт в Государственном Кремлёвском дворце, пресса, интернет-трансляция, сюжеты в эфире федеральных каналов. Всё это означает, что мероприятие найдёт отклик в обществе - а значит, повлияет как на отношение к профессии учителя, так и на стремление российских учителей постоянно повышать свой профессиональный уровень.
Хочется заметить, что церемония в Кремлёвском дворце прошла очень душевно, в какой-то неожиданно искренней и тёплой атмосфере, несмотря на проявлявшийся местами неизбежный официоз. Не было фальши в словах благодарности, которые звучали со сцены в адрес педагогов - видимо, у любого человека, даже самого циничного, в жизни были учителя, влияние которых он постоянно ощущает и ценит. Не было искусственности ни в словах актёра Василия Ланового, попросившего не исключать из школьной программы изучение «Войны и мира», ни в задорном призыве «Роскосмос - за изучение астрономии!», прозвучавшем из уст космонавта Анатолия Иванишина с борта МКС. Редко удаётся поприсутствовать среди большого количества таких душевных зрителей. Огромный зал Кремлёвского дворца в едином порыве хлопал в такт, помогая выступать маленьким артистам, и точно так же в одном порыве встал, выражая поддержку детям с ограниченными возможностями из ансамбля «Преодолейка». Всё-таки учителя - особенные люди: добрые, отзывчивые, эмоционально и духовно богатые.
Очень по-человечески выступила Ольга Васильева во время финального пресс-подхода. Она сказала, что ей приятно, что конкурс выиграл выпускник Армавирского педагогического института, а с этим институтом у неё «в жизни было очень много связано».
И уж совсем трогательно выглядел победитель конкурса «Учитель года - 2016» - 26-летний учитель русского языка из Краснодарского края Александр Шагалов. Молодой человек, только что мощно и выразительно продекламировавший со сцены Кремлёвского дворца пушкинского «Пророка», а до этого произносивший вполне взрослые и мудрые слова о будущем отечественного образования и миссии учителя, расхаживал по фойе, отвечал на вопросы, принимал поздравления, фотографировался со всеми желающими... и всё это время бережно прижимал к груди свой приз, хрустального пеликана, и ласково его поглаживал. Нет сомнения, что слова его о важности профессии учителя, о гордости за своих учеников, о готовности постоянно расти, обмениваться опытом с коллегами, совершенствовать образовательную политику в стране были абсолютно искренними. Конечно, судьба порой распоряжается по-своему, но очень хочется, чтобы и Александр Шагалов, и все финалисты и участники конкурса «Учитель года» остались в профессии и вырастили не одно поколение учеников.
Наверное, больше нет в России ни одного профессионального праздника, к которому так или иначе имели бы отношение все без исключения. День учителя празднует, без преувеличения, вся страна. Конечно, у российских учителей, да и у всей системы образования немало проблем, и решать их предстоит долгие годы. Но в условиях, когда профессия учителя почитаема и востребована, когда каждый педагог может влиять на формирование государственной политики в области образования - например, через участие в профессиональных сообществах, верится, в будущем российскую школу ждёт много хорошего. Как сказал Александр Шагалов, «учитель - важная профессия: мы работаем с человеческими душами, и от этого зависит будущее нашей великой страны».
С праздником, дорогие учителя!
Фото: пресс-служба ЦЭРС.http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=3386