Паисий Святогорец о тюменских сектах: «Вы потом топнете ножкой, и они все отлетят»

0
514
Время на чтение 142 минут
9 июня 2016 г. в городе Тобольске на пресс-конференции, проходившей в рамках XVI фестиваля «Православие и СМИ», митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий, отвечая на вопрос журналистов о сектах, рассказал о своей встрече со старцем Паисием Святогорцем и о его совете относительно этого вопроса. Несмотря на то, что пресс-конференция прошла почти 4 месяца назад[1], содержание этого рассказа было опубликовано только теперь[2]. Но подробнее об этом мы расскажем в конце, а пока рассмотрим религиозное прошлое и настоящее Тюмени, ведь Тюмень - это не только нефть с газом. Это и человеческий капитал, и более чем 4-вековая история. Но самыми важными её богатствами остаются духовные. Мы углубимся в историю, пройдёмся по большому количеству новостных лент, узнаем много интересных фактов и познакомимся с выдающимися личностями, оставившими след в истории города и страны.

История

Православие на тюменской земле

Свято-Троицкий монастырь Тюмени

Тюмень - первый русский город в Сибири, основанный в 1586 г. на месте татарского поселения Чимги-Тура. Епархия на новых землях была учреждена только 34 года спустя на Московском Соборе патриархом Филаретом и его царственным сыном Михаилом Фёдоровичем. В Свято-Троицком монастыре города, основанном в 1616 г., покоятся мощи святителя Филофея (Лещинского), распространявшего православие на обширном пространстве России - в его времена (XVIII век) Тобольская митрополия простиралась с запада на восток от Уральских гор до Тихого океана и с севера на юг от Северного Ледовитого Океана до Киргизских степей и Даурии (земли, подчинённые китайскому императору). С его времён до настоящего времени в городе было возведено около двух десятков православных храмов[3]. К сожалению, некоторые из них - Благовещенский собор, Успенская церква, Единоверческий храм, Александровская часовня и другие - не уцелели в годы советского лихолетья. Благовещенский собор теперь восстанавливается, хотя и на другом месте, но до сих пор верующим не возвращена Спасская церква, а на месте разрушенной Успенской устроена парковка[4].

Святые и город

Тюмень могла остаться лишь пересыльным этапом, захолустным городом с тюрьмой, из которого начинался длинный и унылый Сибирский тракт - по словам А. П. Чехова, «самая большая и, кажется, самая безобразная дорога во всем свете». Тюмень могла остаться такой. А стала благословением на всю сибирскую землю - через неё прошли многие явленные и не явленные миру святые: для одних она стала дорогой скорби, via dolorosa, для других - лобным местом, голгофой, с которой они шагнули в Царство Небесное, Горний Иерусалим. Тюмень стала цветником, принёсшим «начатки естества Насадителю твари», о которых Церковь поёт в субботнем кондаке[5].

Император Николай II с семьёй, ок. 1914 г.

Последний русский император, святой страстотерпец Николай II с семьёй посетил Тюмень по пути на ссылку в Тобольск[6]. Весной и летом 1918 г., накануне своего убиения, было суждено побывать в Тюмени и новомученику Гермогену Тобольскому[7]. Вместе с ним пострадали и его брат священномученик протоиерей Ефрем Долганов[8], живший в Тюмени святой новомученик Константин Минятов[9], талантливый тюменский миссионер и проповедник священномученик Михаил Макаров[10], священномученик из Екатеринбургской епархии Пётр Карелин[11]. С 1913 по 1921 гг. с небольшим перерывом в Тюмени служил будущий бутовский священномученик Николай Пятницкий[12][13]. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) по пути в место постоянной ссылки прибыл в Тюмень 1 декабря 1923 г., где он пробыл около двух недель[14]. Тюмень была и одним из пунктов на пути в ссылку патриаршего местоблюстителя священномученика Петра (Полянского)[15]. В 1981 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви Заграницей был утверждён список Новомучеников и Исповедников Российских, в котором упоминается тюменский пресвитер Анатолий (прим. - Викиновости не смогли найти подробности его жизнеописания).

Подвижники благочестия и мученики

С городом связана жизнь православного подвижника схииеродиакона Антония (Семенова) (1913-1994), который в зиму 1937-38 гг., будучи сосланным, работал здесь на лесоповале. Здесь же он стал свидетелем убийства своего духовного отца иеромонаха Тихона, брошенного надзирателем в чан с кипятком. Здесь же мучеником за веру стал владыка Михаил из Смоленской епархии - на морозе его поливали водой до полного обледенения. Известны имена многих тюменских священнослужителей периода советских гонений, подвергшихся осуждению по сфабрикованным делам[16][17][18][19][20][21]. Так, например, в сентябре 1919 г. в застенках тюменской тюрьмы томился духовник 1-го благочиния Тюменского уезда, священник Григорий Погорелов[22] - за отступление «из Нижнетавдинского района с Колчаком». С ноября 1919 г. до мая 1920 г. он успел послужить в Крестовоздвиженском храме Тюмени. Позднее, будучи 74-летним старцем, расстрелян в Тобольске с группой других священников в 1937 г. по приговору тройки НКВД по делу № 2377 «О контрреволюционной организации», реабилитирован в 1958 г. за отсутствием состава преступления. Злодейства коснулись и старообрядцев - 2 ноября 1937 года в Тюмени расстрелян священник-старообрядец Евстратий Петрович Топорков и вместе с ним сразу 5 священников-новообрядцев: Иван Поползухин, Александр Пономарев, Петр Серебренников, Илья Савушкин, Тимофей Зайцев. Родом из Тюмени таинственный абхазский старец, иеромонах Гавриил, почивший осенью 1999 г. на горах Кавказа.

В наши дни

Очередь верующих в Тюмени к Поясу Пресвятой Богородицы в ночь с 3 на 4 ноября 2011 года

В наши дни было организовано принесение в Тюмень многих православных святынь. Это частицы мощей святителя Николая Мирликийского, святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского, преподобного Саввы Сторожевского и преподобноисповедника Георгия (Лаврова) (2003[23][24][25]), мощи святых Елисаветы и инокини Варвары (2004[26]), Феодоровская икона Божией Матери (2008[27][28]), мощи святого Апостола Андрея Первозванного (2011 и 2013[29][30][31]), ковчег с десницей священномученика Димитрия Солунского (2012[32]), Абалакская икона Божией Матери (2014[33]), икона с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского (2014[34]), мощи святого князя Владимира (2015[35]), икона с частицей мощей святой блаженной Матроны Московской (2014-2015[36], 2016[37]). С Афона сюда прибывали частица Животворящего Креста Господня, десница святой Марии Магдалины, мощи мученика Кирика (2006[38][39][40][41][42]) и Пояс Пресвятой Богородицы (2011[43][44][45][46][47]). Ежегодно проходит православная выставка, на которую также привозят святыни из разных регионов России и даже мира[48]. Ближайшая такая выставка пройдёт уже совсем скоро - с 18 по 27 ноября 2016 г.[49]. Тюменцы имеют возможность и сами поехать в паломничество, ради чего при храме Симеона Богоприимца действует епархиальный паломнический отдел - «Сибирский паломник»[50]. При том же храме ведутся богословские курсы, на которые сейчас до 5 октября 2016 г. объявлен очередной набор - подробнее см. в объявлении. Задать сложные вопросы и получить на них простые ответы можно там же по вторникам в 18:00 - в это время проводятся открытые семинары по богословским предметам, на которые приглашаются все желающие.

Патриарх Алексий II трижды посещал Тюмень с пастырским визитом (1994, 1998 и 2001[51][52][53]), а в 2014 году город посетил Патриарх Кирилл, отметивший особую значимость Тюменской области для России и освятивший место под новый храм в тюменском кадетском училище[54][55][56][57][58]. В расположенном недалеко от того места высшем военно-инженерном училище сейчас активно строится новая часовня[59][60][61].

Клир и мир

Среди тюменских священников есть те, кто освящал улицы и пешеходные переходы[62][63][64][65][66][67], возглавлял паломнические мотопробеги[68][69][70], а одному из них пришлось даже нырять с аквалангом, чтобы установить на дне карьера Шиловский, что под Нижним Тагилом, икону святителя Николая Чудотворца - покровителя моряков и путешественников[71][72]. Нынешний митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий немного ещё и изобретатель - его устройство для дозирования жидкостей облегчает работу железнодорожников[73].

Заслуженным авторитетом сегодня пользуется протоиерей Николай Цирке[74], в 90-е годы посетивший батюшку Николая Гурьянова на острове Залит - об этом опубликованы воспоминания. Прот. Николай Гурьянов долгие годы был духовным отцом прот. Николая. Есть воспоминания и о том, как Николай вместе с хором Знаменского собора ездил в паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Говорят[75], будучи иподьяконом, о. Николай совершенно не ел мяса, тем более в пост. Проговорившись об этом перед братией в начале Великого поста, он был вынужден съесть три порции пельменей - чтобы не возгордиться. Ел, давился и приговаривал себе: «Ешь и никогда потом не говори, что не ел мяса в пост!». С о. Николаем был снят фильм о Таинствах Церкви, опубликованы интервью о священническом служении и о воспитании, беседа о духовной жизни.

Музыкант Пётр Мамонов, сыгравший главную роль в фильме «Остров». Его книга «Дураков нет» опубликована тюменским издательством.

Много лет действует издательство и культурный центр «Русская неделя»[76], директором которого является тюменский писатель Мирослав Бакулин. Издательство сотрудничало с Иваном Охлобыстиным, а также с музыкантом и актёром Петром Мамоновым. Как признался Мирослав Бакулин, «сейчас мы больше настроились на издание книжек светского характера. Нам интересны светские книжки, написанные христианами»[77]. Статьи Мирослава можно найти на известных православных сайтах: Православие.Ру, Православие и мир, Русская народная линия, Русская линия и др. Ещё одним постоянным автором «Русской народной линии» является кандидат социологических наук, доцент ТГНГУ Константин Шестаков, председатель Тюменского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный собор». Жена Константина Светлана, тоже доцент ТГНГУ, занимается важным и интересным направлением - сектоведением, за что даже обрушила на себя гнев недовольных инославных и иноверцев[78][79][80][81]. За сохранение традиционных семейных ценностей и против духовного разложения общества выступает Тюменский родительский комитет[82], получивший известность тем, что вынудил Анатолия Кашпировского отменить свои гастроли[83][84]. С каждым годом работы у комитета не становится меньше: то приходится контролировать материалы уроков странного содержания (за что детский омбудсмен Павел Астахов даже выразил благодарность комитету), то ЛГБТ-активисты решились организовать в Тюмени гей-парад (который мэрия оперативно запретила[85][86]) и т. д..

Некоторое время в конце 2000-х гг. в Тюмени существовал фолк-проект «Иван Роса» - под таким именем выступал предприниматель Игорь Самойлов[87], выпускник физического факультета ТюмГУ, что следует подчеркнуть особо. Игорь говорит: «Фундаментальные знания о строении материи во многом помогли мне дальше в понимании гармоничного, но таинственного устройства мироздания. Увлекался буддизмом, спорил с преподавателями-материалистами. И уже тогда стало понятно, что дух творит себе формы, а не наоборот. Эта такая интересная, но во многом наивная духовная жизнь готовила меня к встрече с главным. В этот период перечитал кучу книжек от дзена до оптинских старцев, перечитанное бурлило во мне, пока в один момент не стало кристаллизоваться, и я вдруг ясно осознал, что значит быть русским православным христианином»[88]. Игорь Самойлов также автор книги «Рассказы странника или Солнечное путешествие», центральной темой которой является место русского православного человека в современном мире. Кстати, Игорь - не единственный известный православный физик Тюмени. Священник Димитрий Кирьянов закончил тот же физический факультет, и теперь он заведует кафедрой богословия Тобольской духовной семинарии, множество его работ опубликовано на порталах Богослов.Ру и Слово, Русской народной линии, Русской линии, в журнале По ком звонит колокол и много-много ещё где.

Современные проблемы: «комсомольские антипасхи», ИГИЛ...

Временная часовня на новом месте строительства Покровского храма, угол улиц Гастелло и Баумана

Современная духовная жизнь Тюмени далеко не так безоблачна, как это может показаться. 5 августа 2013 г. в один день с псковским протоиереем Павлом Адельгеймом был убит игумен Макарий (Лошкарев)[89][90], ранее служивший в Сургуте, а тремя годами ранее в Тюмени был убит имам ново-уренгойской мечети «Нур Ислама» Исомитдин Акбаров[91]. В апреле 2015 г. в результате ДТП погиб протоиерей Михаил Курочкин[92][93], клирик Михайло-Архангельского храма. Начатое в 2013 году строительство Покровского храма в сквере Комсомольском было встречено протестами антиклерикалов, из-за которых в ситуацию был вынужден вмешаться губернатор, приказавший перенести строительство на другое место. Незадолго до решения губернатора жуткий пожар почти полностью уничтожил православную выставку. Здесь с надеждой можно вспомнить слова из Откровения Иоанна Богослова: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3:19). Новое место для Покровского храма на ул. Гастелло было утверждено в январе[94][95][96][97], а строительство началось в июле 2016 г.[98][99][100]. В июле же было принято решение построить в Тюмени сразу три новые мусульманские мечети[101][102]. Следует отметить, что в начале 2000-х годов в среде тюменских мусульман проявился своеобразный раскол между ДУМ ТО и ЦДУМ из-за попытки строительства в городе второй мечети со статусом соборной[103].

Боец ИГИЛ, захваченный иракскими силами безопасности вблизи Тикрита

Тревожным является проникновение идей радикального ислама на тюменскую почву: известно, что в городе орудовали вербовщики запрещённой в России организации ИГИЛ[104][105][106], а ноябрянин, живший в Тюмени, стал так называемым палачом ИГИЛ[107][108][109]. В августе 2016 г. преступную сеть вербовщиков ИГИЛ, разбросанную по Свердловской, Челябинской и Тюменской областям, удалось ликвидировать[110][111][112]. Это не первая успешная спецоперация ФСБ - в 2010 году в Тюмени была ликвидирована ячейка международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»[113]. К сожалению, в мае 2016 года трагическая новость пришла из Дагестана - там в спецоперации против ИГИЛ погиб один из тюменских полицейских[114].

Пример музыкантов, работающих в стиле хеви-метал - группа Slipknot

Как уже было написано выше, в Тюмени активность проявляют местные антиклерикалы - пока что они выглядят не более, чем фриками-одиночками. Один из руководителей местного отделения Союза воинствующих безбожников в своём ренегатском признании написал: «Разочарование в религии у меня началось по одной простой причине: я начал взрослеть и задумываться над теми вопросами, о которых не думал раньше. Я стал увлекаться литературой фэнтези, слушать хеви-метал... А там же ницшеанство чистой воды... Правозащитный бунт одиночки я не считаю перспективным. Единственный способ, который хотя бы теоретически может быть перспективным, - это организованная общественная работа. Для себя я этот вопрос решил так: вступил в Союз воинствующих безбожников... Мы ведём оборонительную борьбу, защищаем в интересах настоящего и будущего светские ценности, которые за последние 100 лет уже стали традиционными (очевидно, не быв таковыми раньше - прим. Викиновости) в нашем обществе... Конечно, трудностей хватает, режим закручивает гайки, но другого выхода, по моему мнению, просто нет»[115]. В сообществе тюменских атеистов в интернете он предложил собирать музыку, целенаправленно высмеивающую религию, а также различные „смешные и нелепые религиозные треки". Там же допускались выпады в отношении даже особо чтимого тюменского святого Филофея (Лещинского).

Тюменские безбожники не раз проводили кощунственные перфомансы и пикеты в Великую Субботу, накануне Пасхи, главного праздника православных христиан, причем у памятника «винтовке и нагану» - в 300-х метрах от наиболее посещаемого верующими Знаменского собора[116][117][118]. Согласно мнению председателя ТРО ООД «Народный собор» Константина Шестакова, в действиях «Союза воинствующих безбожников» и его сторонников присутствуют явные признаки экстремизма, разжигания ненависти и вражды, а также унижения достоинства человека либо группы лиц по признаку отношения к религии, призывов к насилию в отношении священнослужителей (282 ст. УК РФ)[119][120]. С ним согласились более 50 общественных и религиозных организаций Тюмени и Тюменской области, обратившихся к губернатору в 2012 году с просьбой поставить дело об СВБ под личный контроль[121][122].

Иные учения, традиционные и не очень

Католический костёл святого Иосифа Обручника

Многие тюменцы лично знали хлыста[123][124] Григория Распутина - навязчивый друг царской семьи часто бывал в городе и один раз даже сопровождал тайное паломничество великой княгини Ольги Александровны. Сейчас в Аптекарском саду Распутину установлен памятник[125]. Традиционные для России белокриницкие старообрядцы[126] и поморцы-беспоповцы[127] ведут в современной Тюмени скрытную религиозную жизнь. Между тем, в 1840 г. в городе прошёл старообрядческий собор, на котором часовенное согласие, окончательно выделившись из беглопоповского толка, стало беспоповским[128]. В Тюмени есть католический приход и костёл Святого Иосифа Обручника. В основание алтаря костёла, по христианской традиции, заложены мощи святых. Здесь это мощи святого Лаврентия и Цецилии Римских (III в.), почитающихся как в католицизме, так и в православии, а также мощи католического святого начала XX века, польского монаха Рафаила Калиновского[129]. Трудно точно сказать, сколько в Тюмени протестантов - по крайней мере, зарегистрированы[130] лютеране, баптисты, методисты, пресвитерианцы, новоапостольники, адвентисты, три организации евангельских христиан[131], семь организаций пятидесятников[132]. Известны случаи сомнительной деятельности протестантских организаций под знаком реабилитационных центров («Родина без наркотиков» и «Тюмень без наркотиков»[133][134], «Преображение России» и «Соль земли»[135][136][137][138][139]). Присутствуют отделения одиозных псевдохристианских организаций - Дом собраний мормонов[140] и так называемый Зал Царства Свидетелей Иеговы[141] (в прошлом году тюменские иеговисты были оштрафованы на 50 тыс. руб. за распространение запрещённой литературы[142]). Зарегистрирована вовсе экзотическая община неканонической апостольской православной церкви во имя святого просветителя и священномученика Александра Меня (проповедник прот. Александр Мень был священником канонической Русской Православной Церкви Московского Патриархата, в которой вопрос о его канонизации не ставится - Викиновости).

Отражение Иерусалима

План исторического центра Иерусалима (на английском языке)

Более ста лет в Тюмени существует синагога, где теперь уживаются ортодоксальные и прогрессивные иудаисты. Уже мало кто знает, но на улице Ленина (бывшая Спасская) в районе дома №15 располагалась «Градо Тюменская мечеть» дореволюционной постройки[143]. В соседних домах №11 и 13 располагались медресе, гостиница и столовая[144]. В 1929 г. мечеть закрыли и передали горкомхозу под квартиры, минарет разобрали в 1942 г. Окончательно стены мечети были разрушили бульдозером летом 2003 г. - спустя 10 лет после выхода распоряжения Президента России №281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества»[143]. А в начале 1920-х годов этот район Спасской улицы (получившей название от сохранившегося до сих пор Спасского храма) выглядел удивительно! В пределах буквально одного квартала, на расстоянии около 200 метров друг от друга располагались строения трёх авраамических религий[143]: синагога, мечеть, католический костёл и два православных храма (второй - Михайло-Архангельский). Иногда можно даже услышать старое народное название этого места - квартал трёх религий. Ограды и небольшие участки вокруг каждого сооружения формировали условные «мини-кварталы». Исследователи говорят[145], что данная организация архитектурного пространства отражала устройство исторической части другого города: столицы «Земли Обетованной» - Иерусалима, уникального святого места трёх авраамических религий. Исторический центр Иерусалима поделён на четыре квартала: Еврейский, Христианский, Армянский и Мусульманский. Другим известным городом, исторический центр которого в некоторой степени отражает иерусалимскую структуру, является Прага - второй по значимости город для средневековых евреев после Иерусалима, в ней еврейский квартал в XIII в. был отгорожен стеной с воротами, а остальные четыре квартала были христианскими (мусульмане отдельной территории не имели)[145]. Исторический центр Тюмени является выражением той веротерпимости, которая исторически присуща жителям региона: от представителей губернской власти, входивших в элиту региона, до беднейшего крестьянства различных национальностей[146].

Нью Эйдж

Татарстанские кришнаиты, 2014 г.

Похоже, что на тюменцев периодически набрасывают сети сайентологи под видом тренингов и консалтинговых фирм[147][148][149][150][151][152][153][154]. Сайентологи теперь уже редко в открытую произносят слова «сайентология» и «дианетика» (синоним сайентологии), и словами-маркёрами, свидетельствующими о принадлежности к сайентологии, могут выступать «одитинг»[155][156] или «Рон Хаббард»[157]. В заречной части города обосновались кришнаиты, открыв свой храм[158] и центр ведической культуры. Они открыто заявляют о себе на ежегодном этнофестивале «Небо и земля», проводимом под Тюменью[159][160], и других крупных мероприятиях[161][162][163]. Очевидно, не без их участия в Тюмени теперь устраивается ежегодный фестиваль красок холи[164][165], имеющий языческое происхождение в честь сожжения индуистской демоницы Холики, чей символический пепел участники фестиваля разбрасывают друг на друга[166]. Тюменский исследователь паранормальных мест Павел Ситников жёстко прокомментировал празднование кришнаитами дня явления Кришны возле ЦУМа в 2015 году (пунктуация и орфография автора сохранены): «Русским так же ЗАПАДЛО быть кришнаитами, как повесить американский флаг на флагшток своего дома! Этой религии поклоняются более миллиарда человек. а наши праславянские, языческие боги - почти в полном запрете, хотя язычество на десятки тысяч лет старше! И гораздо человечнее!!!»[163]. Очевидно, Павел тяготеет к другому течению в русле учений Новой Эры (именно так переводится термин «Нью Эйдж») - славянскому неоязычеству. Сектоведы говорят[167], что в Тюмени есть инглиисты, однако каких-либо официальных юридически зарегистрированных организованных групп „родноверов" и „славяно-ариев" найти в Тюмени не удаётся, хотя есть множество самочинных сообществ в сети Вконтакте[168] - опознать их можно по характерной терминологии, использованию «свастики-коловрата», руническому письму. В определённых кругах популярны снятые в 2004 г. в Тюмени лекции «Тайны управления человечеством», читавшиеся неоязычником генералом К. П. Петровым (волхв Мерагор), главой псевдопатриотического движения «К богодержавию»[169].

Мутный религиозный синкретизм почерпнёт читатель в «Источнике „Я"» и других типично нью-эйджевских книгах[170] современного тюменского автора Николая Войнова. Школа ведической астрологии, центр рейки, коуч-центр восточной медицины, сообщество АллатРа, эзотерические магазины[171], центры и курсы йоги, веды[172], оккультизм, рериховцы, маги, экстрасенсы, шаманы - всё это, к сожалению, выражение большого общественного запроса к „духовности" Нью Эйдж, движения по своей сути дуалистического. А религиозный дуализм для исповедующего его человека предполагает веру в равную значимость добра и зла, отсутствие принципиального различия в выборе между ними. А поэтому сектоведы относят к движению Новой Эры и откровенных сатанистов и дьяволопоклонников, ведь в рамках этого движения нет чёткой границы между добром и злом, они как бы существуют, но человеку не важно, на какой стороне быть - вот он и решается попробовать „тёмную сторону силы". В 1996-97-м годах в Тюмени и Тюменской области была совершена серия одинаковых ритуальных убийств через повешение около 30 подростков[173]. Появилась версия, что они стали жертвами слуг дьявола[174]. Выяснилось, что в стенах Тюменского государственного университета, под крышей профкома и военно-исторического клуба, почти официально обосновались две группы сатанистов - черные толкинисты и «Общество генетиков-ассимиляторов»[175][176]. В Антипино действовала третья организация сатанистов - некое братство «Мадра»[177][178]. Можно надеяться, что эти, мягко говоря, религиозные нонконформисты одумались, никак больше себя не проявляя вот уже 20 лет.

Совет преподобного Паисия

9 июня 2016 г. в городе Тобольске на пресс-конференции, проходившей в рамках XVI фестиваля «Православие и СМИ», митрополиту Тобольскому и Тюменскому Димитрию был задан вопрос о сектах. В ответ он поведал историю из собственной жизни[179], которая была опубликована только теперь.

« В 1993 году я посетил гору Афон, - рассказывал владыка Димитрий, - был там в скиту, где жил старец Паисий Афонский, и сподобился с ним встретиться. Сейчас его причислили к лику святых. У нас в России еще только недавно стали открываться приходы, храмы отдают, но все в руинах, да еще и нестабильная обстановка в государстве. Трудно было нам чем-то похвалиться... Пришли в монастырь... Подошли к калитке и смотрим, что на порог келии вышел какой-то старенький монах в подрясничке. Я спрашиваю у сопровождающего: «Кто это?», а он мне отвечает, что это старец Паисий. Отец Паисий обратился к нам и сказал, что ждет гостей. Я удивился. Потом, когда я вернулся в монастырь и рассказал о встрече, некоторые владыки, которые не пошли, пожалели об этом.

И он вышел, и мы слева так около келии на пенечке сидели. Я ему вопросы задавал, и самый у меня главный был вопрос... Ну, трудно было в семинарии. Учебное заведение только организовалось, еще только 1993 год, партии и правительства между собой не могут разобраться, им не до наших проблем. Семинария и епархия были расположены в храме Петра и Павла и на кладбище. Вот такая ситуация была. И, конечно, была проблема того времени - это наплыв сектантов. Плывут они и на кораблях, и на автобусах, и к нам подплывают, и нам все предлагают. Не поверите, были такие случаи, когда приезжают к нам и деньги предлагают: «Мы вам поможем», - говорят. Я отвечаю: «Ой, нет, упаси, Господь!» Понимаете, мы лучше в бедности, но по-своему.

И вот мне удивительные он слова сказал. Он говорит: «Владыка, обрати все внимание на семинарию. Если подготовите верующих батюшек, то сектанты не страшны. Батюшки, когда приедут на приход, то как солнышко взойдет. А когда солнце всходит, на ножках грязь высыхает. Вы потом топнете ножкой, и они (секты) все отлетят». Понимаете, он говорит - вы только топнете ножкой, и все они отлетят! Но если вы подготовите батюшек верующих. Вот прямо так и сказал.

А у нас ведь была мысль: мол, давайте вдогонку за сектантами. Один раз они пошли, и мы за ними, а толку мало - получается одна перебранка. Простые люди о вере ведь ничего не слышали, в городах храмов не было. Те ведь тоже с Евангелием, тоже о Христе говорят. Они говорят красивее, чем мы, да еще и под музыку. И вот тогда старец Паисий определил, может быть, даже саму стратегию нашей деятельности на 90-е годы. Сейчас к 2016 году уже более 660 священников окончили нашу Тобольскую духовную семинарию, и они служат по всей Сибири, на Дальнем Востоке, в центральной России и за рубежом.

»

Заключение

В начале XXI века в Тюмени наличествует сложная религиозно-конфессиональная карта. Некогда спокойный губернский город, бывший образцом мирного сосуществования приверженцев разных религий, веками живших здесь без притеснения одних другими, словно в Византийской империи, теперь уже почти 100 лет испытывает беспокойство: сначала из-за установления атеистической власти, а в последние годы из-за проникновения тоталитарных сект и новых религиозных движений, которые могут угрожать безопасности государства. Очевидно, лидерам традиционно российских религий следует выработать ответ на новые изменения в духовной карте региона, следует чётко донести до своих прихожан, чем их учения отличаются друг от друга и чем опасны учения-новоделы, нахлынувшие не только на наш город, но и на всё постсоветское пространство. Кроме того, достаточно тревожен тот факт, что в Тюменской области выше, чем в среднем по России, процент неверующих[180][181]. Конечно, на фоне европейских стран, таких как Нидерланды или Чехия, наше положение довольно обнадёживающее, однако, если упустить время и не предложить свет миру (Мф. 5:14), то с повышением уровня жизни мирской дух, о котором когда-то предупреждал святой Паисий Святогорец, развратит массы и отвлечёт их от духовной жизни. Чтобы этого не случилось в будущем, духовенство должно обратить внимание на эту проблему уже сейчас. Батюшки должны вести себя в соответствии с советом преподобного Паисия, быть солнышками, иссушающими грязь, пристающую к ногам. Но не могут здесь оказаться в стороне и простые верующие - им самим надо являть собой пример той святости, к которой они призваны, которая и является светом миру (Мф. 5:14), и не дискредитировать собственные собрания теплохладностью.

https://ru.wikinews.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%B9_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86_%D0%BE_%D1%82%D1%8E%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%D1%85:_%C2%AB%D0%92%D1%8B_%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BC_%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B5_%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%BE%D0%B9,_%D0%B8_%D0%BE%D0%BD%D0%B8_%D0%B2%D1%81%D0%B5_%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%8F%D1%82%C2%BB
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Анатолий Степанов
19.05.2024 18:51
Святитель Максим (Кроха): служение в Сибири и Туле
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.05.2024 15:47
Чем брать оплату?
Новый комментарий от Ленчик
19.05.2024 13:55
Россия должна быть империей или национальным государством русских?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
19.05.2024 11:38
Тайна жизни Пушкина
Новый комментарий от РОНОЛ
19.05.2024 11:18