Что видно из окна?

0
334
Время на чтение 5 минут

В одной палате лежали двое тяжелых больных. Кровать одного из них находилась у окна, и он часами рассказывал соседу о том, что происходит на улице. Другому оставалось смотреть в потолок или в стену, зато у него была кнопка вызова медсестры... Этот сюжет известен в народе как анекдот - то есть короткий остроумный рассказ - только анекдот не смешной, а горький. Кинорежиссеру Николаю Николайчуку пришла в голову мысль экранизировать его, добавив черты социальной драмы, - так появился на свет новый отечественный художественный фильм «Окно». Одно из несомненных достоинств этой картины в том, что при всем ее философско-притчевом характере она абсолютно доступна для понимания: чтобы прочувствовать ее и понять ее смысл, не нужно разгадывать никаких культурных ребусов, необязательно быть знатоком литературы и кинематографа. И в то же время это кино «авторское», вдумчивое. Оно о том, с чем может столкнуться в жизни каждый из нас.

По жанровым характеристикам фильм напоминает антиутопию - именно в таких чертах показано пребывание двух пациентов, главных героев, в больнице. Оба они молоды - нет еще и тридцати, оба - парализованы после несчастных случаев и прикованы к постели, оба - оставлены всеми родственниками и близкими людьми. Гротескно-обшарпанная палата с забитым фанерой окном, маленький кирпичный корпус безвестной больницы - на какой-то пустоши, где нет ни домов, ни людей. Да и больница ли это? На всем протяжении фильма мы ни разу не видим лечащего врача, никто не говорит о процедурах, выписке. Впрочем, ни для Якова, появившегося здесь на несколько месяцев раньше и занимающего койку у окна, ни для Никиты, которому на момент начала действия фильма только предстоит осознать, что он никому больше в жизни не нужен, это ничего в их судьбе не меняет - они уже инвалиды и от таблеток не поправятся, а выписывать их особо некуда. Патовая ситуация равнодушия. Кажется, что и окно забито потому же - потому что всем всё равно, да и есть ли разница для людей­«овощей», которые никогда не встанут с кровати, лето за окном или зима... Но оказывается, что разница есть, и она такова, что за возможность видеть белый свет хотя бы в маленьком уголке этого окна, где кто-то такой же парализованный смог отодрать клочок фанеры, человек готов очень на многое...

Но это «многое» будет позже. А пока герои постепенно узнают друг друга, ведут долгие разговоры о жизни. Яков кажется циником, пустым болтуном, ценящим лишь плотские удовольствия, хорошие мотоциклы и азарт, но при более близком знакомстве с ним возникает ощущение, что не всё так просто. При всех своих недостатках и некоторой бесцеремонности он - настоящий жизнелюб, способный посмеяться над собой и совершенно не обидчивый, и переносить свое положение ему оказывается легче, чем более чувствительному, молчаливому и горделивому Никите, который в первую же ночь, осознав, что ему и естественных потребностей не справить без помощи постороннего человека, пытается повеситься на огрызке веревки. В этой ситуации Яков, от которого мы прежде слышим лишь назойливый треп, вдруг находит очень нужные и мудрые слова. Он не отговаривает соседа от самоубийства, не стыдит его, а напротив, успокаивает: ты сделаешь это - потом, гораздо лучше. «Я тебя потом научу».

А «потом» - желание самоубиваться пропадет. Будут увлекательные рассказы Якова о том, что он видит за окном, и возникающие на этой основе споры нигилиста и идеалиста. Посредством этих споров картина приобретает отчетливые черты социальной драмы. Никита убежден, что каждый человек может и должен менять свою страну к лучшему; эти взгляды удерживают его от того, чтобы уехать за границу, где живет бросившая его в младенчестве мать. Однако своей стране он оказывается нужен только в качестве рабочего на стройке, к которой оказывается категорически не приспособлен, и в первый же день падает с высоты. Яков же - сирота, сполна хлебнувший семейного насилия и недетских проблем - напротив, убежден, что ни обществу, ни стране он ничего не должен.

Авторы фильма относят его действие к 90‑м, однако их эмоциональный импульс направлен, безусловно, к зрителю дня сегодняшнего. Он заключается в том, что этот ад на земле с забитыми фанерой окнами, несъедобным рассольником на обед и полным отсутствием человеческого тепла реален для кого-то из таких же живых людей, как мы. Реален прямо сейчас. Так уж устроен человек, что даже не владея своим телом, не меньше, чем во сне и пище, нуждается в совершенно вроде бы странных для его положения вещах. В том, чтобы узнавать новости по радио, например, или в сюрпризе на праздник. Невозможно смотреть без щемящего чувства, как по-детски герои фильма мечтают о тортике на свой общий - в одну и ту же дату - день рождения, и как вместо этого единственный живой человек, посещающий их палату - санитарка Людка, приносит им под вечер бутылку водки. И все же этот день для них становится не поводом бездумно напиться, а чем-то действительно отдаленно напоминающим праздник - с пусть едва различимым, но отблеском душевности и радости. К слову, во многих отзывах о фильме отмечена искренность эмоций в игре актеров; это отличает картину от многих менее удачных в этом плане современных кинолент, герои которых слишком уж старательно «воплощают концепцию», отыгрывая свои чувства схематично и картонно.

В этом фильме мы не видим ни одного христианского примера милосердия. Не становится «матерью Терезой» девушка Никиты, Марина: поняв, что перед ней парализованный инвалид, она уходит, чтобы строить свою жизнь без него. Далека от образа сестры милосердия и санитарка Люда - она работает в этом всеми позабытом месте от безысходности, лупит пациентов тряпкой по голове, грубовата и совершенно небескорыстна в деньгах. Да и Яков, разнообразя хмурые дни соседа рассказами о том, что видно из окна, делает это скорее не из гуманных соображений, а чтобы подразнить менее удачливого собрата и потешиться тем, что тот завидует ему - его «козырному» месту. И вместе с тем эта кинокартина мощно иллюстрирует именно христианские, евангельские слова. Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки свои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь (Ин. 21, 18). Нам часто кажется, что мы лишены каких бы то ни было возможностей, что не имеем ни на что сил. Но, пробыв полтора часа с героями фильма, для которых время «молодости», время возможностей закончилось так неожиданно и быстро, остро ощущаешь, что ходишь пока еще «где хочешь», что обладаешь этим колоссальным даром бытия и выбора и можешь очень много простых, обыденных, но очень нужных вещей сделать в этом мире - стоит только всерьез захотеть.

Ближе к финалу фильм вновь возвращается в русло притчи. Для человека, живущего без веры, страсти постепенно становятся единственным содержанием его жизни. И удовлетворения эти страсти ищут любого, пусть даже самого нелепого. Никита убивает своего соседа, чтобы занять его место у окна; убивает не напрямую, а только лишь бездействием в экстренной ситуации, но муки его совести от этого меньше не становятся. Горькая развязка этой притчи известна: оказывается, что окно упирается в глухую стену - и эта стена - всё, что на самом деле из него видно. Таким же разочарованием при ближайшем рассмотрении оборачивается всё, чего вожделеет в жизни наш внутренний ветхий человек: слава, богатство, «место под солнцем». И авторы фильма предлагают нам не просто повторить это для себя как некую истину, а усвоить настолько глубоко, чтобы избежать собственных ошибок.

Газета «Православная вера» № 18 (566)

Елена Сапаева

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/chto-vidno-iz-okna
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Сапаева
Все статьи Елена Сапаева
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 22:02
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45