Воинство русских мыслителей

Славянофилы о православии и католицизме

0
592
Время на чтение 6 минут

Так надо или не надо православным дружить с католиками? И не пора ли, соединившись, укрепиться против безумного атеистического мира? Ответы на эти вопросы дает не только святоотеческая мысль, но и русская культура. Драгоценное наследие представляют собой труды славянофилов - этих «великих мужей русской истории XIX века», как называл их митрополит Антоний (Храповицкий).

Одним из первых сопоставительный анализ православной и католической идеологий предпринял Ф.И. Тютчев. Главным антиподом православия, по убеждению Тютчева, является римо-католицизм. Тютчев характеризует Рим как «корень западного мира». Презрев церковное единство и слова Спасителя, Рим посчитал, что имеет право «устроить это Царство Христово как царство мира сего». Таким образом он революционизировал религиозный процесс, и революция - апофеоз того же человеческого «я», что выдвинулось в католицизме в виде папства, затем заявило себя в виде протестантизма. «Глубокое искажение» вероучения, навязанное Римом, по мнению Тютчева, привело к тому, что западная церковь «сделалась политическим учреждением <...> римскою колонией, водворенной в завоеванной стране». На самом деле католикам следовало бы как можно скорее исцелиться от язвы папизма и преодолеть отпадение от Вселенской церкви, и Православная церковь ждёт такого их исцеления, отмечает Тютчев.

В понимании И.В. Киреевского, именно древний Рим сообщил свой характер западному человечеству: даже у западных богословов «господство чисто христианского направления не могло совершенно изгладить из их ума особенность римской идеологии». Киреевский обращает внимание и на насилие как характеристику западных государств. Насильное насаждение христианства в Европе он противопоставляет христианизации славян, у которых вера прокладывала себе путь мирно: «учения Св. Отцов Православной Церкви перешли в Россию, можно сказать, вместе с первым благовестом христианского колокола».

А.С. Хомяков в 1853 году включается в русско-европейский спор на стороне Тютчева и с опорой на Киреевского. Он указывает на стремление Рима к господству и смешение в лице папы церковной и государственной власти, чего нет в Православии. Православие, утверждает Хомяков, намного более свободно и демократично, поскольку не содержит деления на церковь учащую (иерархию) и церковь учеников (мирян). Католическая же церковь четко подразделяется на князей церкви и мирскую чернь. В Православии чистота обряда вверена не только иерархии, но и всему церковному народу. Подлинно непогрешимое решение достигается лишь через вселенскость церкви, поскольку учит вся церковь, а не какие-либо учительские касты внутри неё; причем учит не одними поучениями, но и делами жизни, «делами любви». Сближение Православия с Римом возможно лишь при полном отречении последнего от папизма. Однако это едва ли произойдет, уверен Хомяков, поскольку для католиков церковь как раз и заключается в папизме.

Хомяков разбирает также проблему связей западно-европейских конфессий с исламом, их совместные действия против Православия во время Крымской войны 1853-1856 годов. Во время этой войны католическая иерархия открыто провозгласила новый, совместный с турками поход на Православие; в частности, парижский архиепископ Сибур назвал войну против русских «религиозной» и «священной» и признал, что война с «еретиками»-православными была подлинной целью всех крестовых походов». Таково общее мнение римского мира, да и всего мира западного, - заключает Хомяков. Нужно отметить, что описанная ситуация повторилась и в период нового славяно-турецкого столкновения (1876-78 годы), когда, по свидетельству Ф.М. Достоевского, «сам папа, громко, в собраниях ватиканских, с радостию говорил «о победах турок» и предрекал России «страшную будущность»».

Вслед за Хомяковым преемство в трактовке отношений православного человечества с западно-европейским переходит к И.С. Аксакову. Он активно продвигает понятие особого «православно-славянского мира», противостоящего миру романо-германскому: «Европа до сих пор смотрит на Россию как на незваного, непрошенного пришельца в семью европейских держав». Вражда между этими «стихиями духовной жизни» непримирима и могла бы прекратиться только если Россия «отреклась бы от своего славянского происхождения и своей православной веры». «Католицизм превратился в политическое вероисповедание, враждебное русской народности, постоянно ищущее посягнуть на её свободу и независимость». Подобно другим славянофилам, Аксаков обнажает связь католицизма с воинствующим исламом, утверждая, что это - «два явления не только аналогические, но, вследствие внутренней между ними связи, восполняющие друг друга».

Согласно Н.Я. Данилевскому, автору капитального труда «Россия и Европа», «насильственность характера» западноевропейских племён привела к тому, что «церковь западная - похитила, узурпировала актом насилия права целого - Церкви вселенской». Тому же насильственному характеру Данилевский приписывает кровавое католическое насаждение веры, рыцарские ордена, иезуитизм и инквизицию. Славянские же народы, по мнению Данилевского, исконно отличаются «чисто славянским безкорыстием», «славянской добродетелью», «терпимостью», и «самою природою избавлены от этой насильственности характера». В любви Европы к туркам Данилевский видит католический фактор: отнимающая у православного населения одно за другим религиозные права, Турция действует по «интригам латинства». Европа стремится руками мусульман «надломить славянскую силу, заставить славян броситься в её объятья».

Сжато тезисы славянофилов выглядят следующим образом: католичество - тоталитарная секта, в центре которой стоит ересь папизма (человеческой непогрешимости) и которая, в отличие от Православия, проповедует ложный лик Христа. Целью секты является мировое земное господство, для чего важнейшей задачей ставится ликвидация главного «конкурента»: устранение или перевод насильственным путем в свою конфессию так называемых схизматиков (православных). Папизм - неотъемлемая часть католицизма, которой эта конфессия никогда не поступится. Равные права для включенных в круг католицизма «обращенцев» (униатов) невозможны: при любых объединениях паписты сохраняют власть, и главой церкви остается «непогрешимый наместник Божиий». Соединяться с этой конфессией с целью укрепления христианства по меньшей мере наивно, так как католицизм явился отцом протестантизма, революции, социализма, иных раскалывающих церковный мир учений. Союз с католицизмом православных особенно греховен, так как чреват предательством истинной Церкви. Ради борьбы с православием католики идут на союз с другими религиями (в частности, радикальным исламом) и атеистическими течениями.

Однако насколько прозорливы и универсальны славянофильские тезисы, высказанные в XIX веке? История уже отвечала на этот вопрос. Общеизвестно, что католическая церковь активно поддержала фашистский режим Муссолини и заключила конкордат с Гитлером. Продолжением этой политики стали действия хорватских фашистов - усташей. Благословляемые папой Пием XII и архиепископом Алойзием Степинцем усташи в союзе с мусульманами осуществили геноцид православных сербов, унесший жизни свыше 700 000 человек. Католическое священство участвовало и в ритуальных клятвах усташей, и в массовых насильных переводах православных в католицизм, нередко с последующим их умерщвлением. В католическую веру насильно было переведено, по разным оценкам, от 240 000 до 350 000 православных сербов. Подобный возврат «отпавших» вызывал ликование в «Святой столице» и широко приветствовался католической иерархией, от папского посланника в Загребе Р. Марконе до самого Пия XII. В организованном усташами концлагере Ясеновац католические священники типа Филиповича-Майсторовича, И. Бркляича и др. выступали в роли палачей. Схожие с хорватами «подвиги» (и с тем же благословением) творили в войну украинские националисты, активным ядром которых всегда были католики-западенцы. Новый виток католической агрессии многие из нас могли наблюдать лично: в 1990-е из храмов Львова насилием и убийствами были изгнаны православные, их храмы превращены в костелы. В Югославии в те годы повторились ужасы Второй мировой: убивая и пытая гражданское население, уничтожая православные храмы, католики-хорваты изгнали из Сербской Краины свыше 400 000 православных сербов. Новый акт всемирной драмы совершается сегодня на Украине. Отметим при этом, что православные Югославии и Украины не переводили католиков насильно в свою веру.

Слава Богу, наша Церковь никогда не погрязала в земных устремлениях; патриарх её не соединяет, подобно папе, духовную и светскую власть; верующие достаточно просвещены, чтобы понять, что вопрос «укрепления христианства в мире» не решается простым соединением количеств с адептами сомнительной религиозной доктрины. Что до личных связей и совместных добрых дел, то всё это легко осуществимо без молитвенного и евхаристического общения, причём со всеми людьми доброй воли. В отношении же единства церковного более серьезным и взвешенным предстает не насильственно-политиканский - католический, а славянофильский, православный вариант его осуществления. Он предполагает постепенный добровольный переход католиков в Православие. Такие случаи были нередки уже и в XIX веке, в том числе в нашем многонациональном «окне в Европу»...

Иван Федорович ПРИЙМА, член Союза писателей России

http://pravpiter.ru/pspb/n299/ta011.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии