Беспокоишься ли ты о своих детях?

0
579
Время на чтение 8 минут


По словам приснопамятного старца Паисия, нам надо иметь не болезненное, а благое беспокойство. Надо иметь здоровое беспокойство за наших детей, которые, естественно, - всё самое лучшее и драгоценное, что у нас есть на этом свете.

Конечно, ответ на вопрос в заголовке однозначный. Не может быть родителей, которые не беспокоились бы за своих детей, не может быть человека, который не беспокоился бы за своих малых детей: за то, как они вырастут, как реализуются как личности, что встретят на жизненном пути, когда мы видим, что события в мире вокруг разворачиваются с такой скоростью, что мы уже и не знаем, что увидим буквально завтра. Хотя, конечно, всё это - благословение от Бога, если использовать его правильно.

На этот серьезный вопрос человек отвечает своим личным свидетельством. Каждый создает свою семью, свои личные отношения с детьми, с супругом, с самим собой, с окружающими, с Богом, и вся эта гармония в отношениях не что иное, как отражение внутреннего состояния человека. То, что у нас внутри, отражается в наших словах, делах, поведении и нашем общении с окружающими.

Церковь, однако, дает свой ответ на этот серьезный вопрос о благом беспокойстве, которое у нас всех имеется. Делаем ли мы всё возможное для своих детей? Даем ли им то, чего дети действительно хотят, особенно когда наступает пубертатный период и мы проходим через трудные моменты, поскольку половое созревание - очень красивый возраст, однако и очень критический тоже, скорее для родителей, но и для детей тоже. Часто родители в этот период переживают сильные внутренние конфликты, а иногда и разочарования, скорби и трудности.

Церковь дает нам в качестве образца воспитания Самого Бога - нашего Отца

Что может сказать Церковь о нашей ответственности перед детьми? Думаю, ее проповедь особенно важна и значима, потому что дает нам в качестве образца воспитания Самого Бога - нашего Отца. Для нас Он - наш первообраз, потому что мы созданы по Его образу и подобию и призваны держать себя с нашими детьми точно так же, как Бог держится с нами, Его детьми. Если мы хотим быть хорошими родителями, тогда не можем сделать ничего лучшего, как посмотреть, как относится Бог к нам, исследовать эту отеческую связь Бога с человеком, исследовать отеческое отношение Бога к Его чаду - человеку.

Связь Бога с человеком - это связь любви

Связь Бога с человеком - это связь любви. Бог есть любовь, говорит святой Евангелист Иоанн (1 Ин. 4, 8; 16). Бог относится к человеку с великой любовью, для которой прежде всего характерно бескорыстие. Бог питает бескорыстную любовь к человеку. Он не любит человека эгоистично, своекорыстно, не ищет ничего от человека, не любит человека для того, чтобы тот мог послужить Ему, отвечать Ему благодарностью, служением, славословием и признательностью, а любит его абсолютно бескорыстно. Он не хочет от нас абсолютно ничего.

Когда мы любим Бога, то делаем это не потому, что Бог нуждается в этом, а потому что мы имеем потребность в том, чтобы Его любить. Богу нечего добавить к Себе, взяв от нашей любви. Нам, однако, есть что добавить к себе, когда мы реально любим Бога.

Бог любит человека бескорыстно, и это огромный урок для нас, потому что наша любовь к любому человеку, особенно к своим детям, должна быть бескорыстной.

Кто-нибудь скажет:

- Ну а мы что, любим своих детей корыстно? Хотим, чтобы они воздавали нам за то, что делаем для них?

Конечно, нет. Но корысть и эгоистичность заключается не только в том, чтобы мы ждали воздаяния от наших детей, но и в том, чтобы настаивать на своем, навязывать им любой ценой то, что хотим или считаем правильным и хорошим мы.

Бог уважает нашу свободу

Бог уважает нашу свободу. Он создал человека совершенно свободным и предоставил его своей свободе. Бог управляет всем творением, присутствует в нашей жизни, и Он могуч, держит весь мир в Своих руках, однако, несмотря на это, мы совершенно свободны. В нашей жизни Бог присутствует Своим отсутствием, Бог как будто отсутствует, как будто не вмешивается, Его не видно, поскольку этим Своим отсутствием Он показывает нам реальность Своего присутствия: что Он присутствует так, полностью уважая свободу человека.

Родители должны знать, что первое и главное в отношении к детям - это то, что они наши дети, которых мы родили, но, несмотря на это, они - свободные люди, они обладают свободой как личности, чтобы им можно было свободно идти по своему жизненному пути, не будучи обязанными принимать внешнее вмешательство в свою свободу.

Другая черта, характерная для Бога и нашей связи с Ним, - это Его благородство. Он относится к человеку с огромным благородством и сделал для него всё, однако не для того, чтобы поработить его, а чтобы его растрогать. Бог сотворил всё мироздание, чтобы растрогать человека, дать нам повод к тому, чтобы мы любили Его. Подумайте: Бог создал так много всего на свете с великой премудростью. Зачем же Бог создал это таким сложным и в то же время хорошим, богатым и разнообразным? Разве Он не мог сделать это более простым и не столь разнообразным? Конечно, мог, но Он создал это таким, чтобы растрогать нас и показать, как сильно любит нас. Божии дела сами говорят в сердце человеку, и он трогается Божией любовью, видя богатство Отчей любви.

Это очень важно в наших отношениях с детьми: говорить им как можно больше делами и как можно меньше словами, показывая им прежде всего на деле, а не на словах обилие нашей любви к ним, без всякой корысти, без следов нездорового вмешательства в их жизнь.

Бог всегда нас принимает и всегда рядом с нами, чтобы нас слушать, укреплять, исцелять

Еще один важный момент в отношениях между Богом и человеком - это то, что, что бы человек ни делал, Бог его не отвергает. Бог всегда нас принимает и всегда рядом с нами, чтобы нас слушать, укреплять, исцелять. Он никогда нас не разочаровывает. И здесь я хочу особо остановиться на этом, потому что это один из важнейших моментов, в которых иногда проявляется наше бессилие как родителей.

Прп. Паисий Святогорец Прп. Паисий Святогорец К нам, как духовным отцам и священникам, приходит много молодых людей, у которых множество проблем: душевных, психологических, социальных, личных, эмоциональных, - это каждый может себе представить. И мы видим, что молодые люди нуждаются в том, чтобы поговорить с кем-нибудь о том, что они чувствуют, высказать свою проблему, боль, затруднение, рану. И они интуитивно чувствуют, где им можно сказать то, что они таят в себе. Если молодой человек знает, что его родитель не примет того, что он скажет ему, или категорически воспротивится, - он ему ничего не скажет. Приведу вам практический пример.

Юноша принимает наркотики. Первые люди, которые должны узнать это, - его родители. Родитель - это тот, кто должен научить его, кому положено научить его, однако проблема заключается в том, что ребенок не может сказать этого родителю. Дети, конечно, могут сказать всё, у них нет проблем с тем, чтобы сказать всё что угодно в любое время. Вопрос заключается в том, готов ли родитель услышать это, или, если ребенок скажет ему: «Папа, мама, я принимаю наркотики!» - то не случится ли с родителями истерики и не начнется ли паника, и последнее будет хуже первого? И вместо того, чтобы утешить ребенка, мы будем думать, как бы утешить мать и отца, охваченных паникой и не способных слышать и думать о том, как такое могло случиться.

Знаете, какая это огромная проблема в отношениях между родителями и детьми? Когда ребенок чувствует, что не может поговорить со своими родителями, потому что они не смогут выдержать того, что он им скажет: «Тогда они или оттолкнут меня и плохо со мной поступят, или не выдержат, умрут от такого удара».

Конечно, это нелегко, чтобы твой ребенок пришел и сказал тебе, что связался с наркотиками или совершил что-нибудь плохое. Человек, естественно, может удариться в панику и прийти в ужас. Но, какими бы потрясающими ни были события, в такие моменты ему нельзя впадать в панику, а надо успокоиться. Наши дети должны чувствовать себя так, как чувствуем себя мы пред Богом, зная, что «я пойду, встану перед Ним и выскажу Ему свою проблему».

Помните притчу о блудном сыне, который вспомнил об отце и сказал себе: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою. Но прими меня как одного из своих слуг» (см. Лк. 15, 18-19)? Он не подумал: «Да отец же меня просто выгонит! Я же растратил всё его имущество, всё его богатство, обидел его, сам стал окаянным, трижды окаянным. Как же я вернусь? Он ведь разозлится! Он меня выгонит, оттолкнет, скажет мне тяжкие слова!» Ничего подобного. Он был уверен, что его отец там и ждет его, что он его не отвергнет, не скажет ему абсолютно ничего. Что Евангелие впоследствии и подтверждает: И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился (Лк. 15, 20).

Отец увидел его издали, и один святой говорит нечто замечательное: как он его увидел с такого большого расстояния? Может ли человек видеть так далеко? И отвечает: да, отец и мать могут видеть чрезвычайно далеко, так далеко, что человек и представить себе не может, потому что для их глаз не существует препятствий, они видят очень далеко.

Он увидел своего ребенка, возвращающегося домой, и бросился к нему. Он не стал дожидаться, когда тот придет, не сказал: «Да пусть зайдет в дом! Пусть попросит у меня прощения!» Нет! И, побежав, пал ему на шею и целовал его (Лк. 15, 20). Он бросился на шею ребенку, обнял его, расцеловал, помиловал его, дал ему всё самое лучшее, что у него было, и абсолютно ничего ему не сказал. Он принял своего ребенка таким, каким он был.

Очень важно создать уверенность в наших детях, что мы можем услышать от них всё, не отталкивая их

Поэтому очень важно создать уверенность в наших детях, что мы можем услышать от них всё, не отталкивая их, не нанося им ран и не уязвляя никоим образом. Это очень важно во всех человеческих отношениях.

Святой Никодим Святогорец советует духовным отцам и дает замечательные уроки общения с другим человеком: «Духовник, когда человек придет к тебе, чтобы открыть тайны своего сердца, смотри, не сделай ни малейшего движения или выражения, выслушивая даже самое страшное». Представьте себе, что вы идете исповедаться, называете какой-нибудь страшный грех, а духовник подает какой-нибудь признак того, что гнушается вами. Всё, конец! Он проиграл борьбу за эту душу.

Грех и проблемы - это боль, они неприятны, однако другому нельзя ударить тебя, оттолкнуть, поступить с тобой подобно холодному и безликому судье, ведь ты ищешь утешения и понимания. Ведь даже самый большой преступник на свете ищет понимания своим преступлениям. Чтобы его приняли так, как Бог принимает человека и никогда его не отвергает. Ведь что бы ни сделал человек, хоть самое плохое, хоть миллионы раз в секунду, - Бог никогда его не отвергнет, Он всегда остается рядом с ним.

Бог всегда рядом с нами до последнего мгновения и стучится в дверь нашего сердца, ища нас самих. «Я не хочу твоего, - сказано где-то, - а тебя». Этого же хочет и родитель, он тоже не хочет чего-то, принадлежащего ребенку, а его самого. Он знает, что должен сыграть большую игру и победить в ней, чтобы выиграть своего ребенка.

Родителю надо понять, что он должен быть готовым услышать всё, что бы ни случилось, выслушать тихо, спокойно, хладнокровно, пускай ему и будет больно. Он должен поддержать ребенка во всем, что бы ему ни встретилось на пути. Думаю, такое отношение и уверенность в сердцах наших детей - самое ценное, что мы можем дать им: уверенность, что «я никогда не отвергну тебя, что бы ни случилось!»

Продолжение следует

Митрополит Лимасольский Афанасий
Перевела с болгарского Станка Косова

Богословский факультет Великотырновского университета

http://www.pravoslavie.ru/98810.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау)
Старец Софроний и другие совершенные о Христе люди
Ответы на антропологические вопросы
11.07.2022
Епископ Кипрской православной церкви призвал
украинцев сохранять верность Митрополиту Онуфрию
12.02.2021
Принять ответственность за свою жизнь
Беседа с молодежью в Лимасоле 23 января 2020 г.
02.08.2020
Все статьи Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау)
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45