А затем пропасть. О духовном кризисе в современном искусстве Регионам Online рассказал президент Фонда «Русский предприниматель», автор концепции «Россия - Ноев ковчег», Сергей Писарев, который, вопреки любви к театру, не поддержал Константина Райкина. Однако в данном случае лучше сказать не «вопреки», а «ради».
Сейчас, наверное, едва ли можно будет встретить человека, который не слышал о скандале Константина Райкина и лидера байк-клуба «Ночные волки» Александра Залдостанова. Вы как считаете, имеет ли место оскорбление основных ценностей в элитарной культуре?
- Проблема несколько шире, чем говорят. На сегодняшний день в целом уровень продукта, который выпускает большая часть нашей «интеллектуальной элиты», да еще за наш счет, сильно деградировал. Это касается театра и кино и живописи. Проблема-то в основном в этом.
Я знаю, что Вы театрал. А как так получилось, что Вы выступаете в данном споре все-таки против позиции художественного руководителя театра «Сатирикон»?
- Долгое время жил и учился в Иркутске, и в то время каждую неделю с большим удовольствием ходил в театр. И посмотрел практически все театральные постановки. Они мне очень нравились и повлияли на меня и на моих друзей-студентов при формировании наших взглядов, жизненных ориентиров. Но как раз то, что мы смотрели - это называется классикой. А то, что сейчас идет, - это некие сомнительные эксперименты, часто за гранью допустимого и в моральном, и в эстетическом смысле.
Почему, на ваш взгляд, вообще возник этот скандал?
- Допустим, игра на кастрюлях или туалетных горшках, показ гениталий на сцене какое-то время, когда это все только разрешили показывать, казалось интересным. Народ смотрел. Смотрел еще внимательней, искренне пытаясь разгадать «замыслы художников». И, наконец, понял, что и «замыслы» и сами «художники» начинают активно не нравиться и даже раздражать народ, который тут же превратился в «быдло». «Художники» это почувствовали.
И что же они почувствовали?
- Почувствовали, что популярность вместе с интересом к ним падают. Тревога некоторых театральных деятелей связана с тем, что у них просто банально может не хватить на черную икру и роскошную жизнь в столице. Они почувствовали, что народ стал прозревать. К ним стали ходить меньше или вовсе перестали. Потому что пошлость и средний талант не могут быть интересны вечно.
От чего прозрели люди?
- Это как с колбасой не по ГОСТу: вроде и вкусная, и пахнет хорошо, но через какое-то время все равно наступает изжога, а у кого и язва. Народ стал прозревать не только в культуре. Падение популярности «игры на горшках» наступило параллельно с усилением патриотических чувств людей, пониманием того, что происходит вокруг: кто такие либералы, что такое «свободный рынок» или «свободное искусство».
Под современной «интеллектуальной элитой» Вы понимаете всех современных деятелей искусства?
- Конечно нет. Я не беру всех, есть приятные исключения. Но их не так много. Мы сейчас говорим про систему.
Вы считаете, что этот постмодернистский тренд пошлых форм в искусстве не будет иметь успеха?
- Этот тренд не пройдет. «Художники», которые пытаются эту пошлость распространять и в театре, и в живописи, и в кино какое-то время пользовались популярностью, но сейчас, с каждым месяцем эти люди продвигаются все ближе к мусорному баку истории. Скорее всего, их бурные высказывания как раз связаны с тем, что они сами это почувствовали. И выражения, типа «народ - быдло», как раз и говорят о том, что на место практических доводов приходит истерика.
Сергей Владимирович, куда, на ваш взгляд, может привести опошление культуры?
- Понятно куда. Куда и вело в девяностых годах - в пропасть. Всегда сначала разложение духовное, интеллектуальное, моральное, а уже потом - экономическое и государственное. Волей-неволей такие явления ведут к разрушению и уничтожению и народа, и экономики, и государства в целом. А потом и к постепенной передаче территории под внешнее управление других более сильных экономик, культур и идеологий. Но, слава Богу, этого не случилось и не случится, потому что «быдло» - это совсем не народ. А тот, кто за его же деньги «выпускает колбасу не по ГОСТу», а потом пытается ему же ее и продать.
Спасибо за предоставленное нам время.
Беседовала Ксения Ширяева для