Фото: Станислав Чабуткин photographer.ru
- Зачем нужна аскетика, тем более мирянам?
- Любой человек, начинающий христианскую жизнь, уже в какой-то мере становится аскетом: читает утренние и вечерние молитвы, соблюдает пост в среду, пятницу и другие дни. Пост, в свою очередь, способствует укреплению нашей воли, обузданию страстей, искоренению плохих привычек. Эти аскетические упражнения помогают нашему единению с Богом.
- Чему учит аскетика?
- Аскетика показывает, как бороться со страстями, которые мешают нам любить Господа и ближнего. Если человек побеждает страсть - он имеет радость богообщения; если же потворствует ей - лишается такого блага.
Сегодня многих христиан, воцерковленных в том числе, нужно убеждать в необходимости аскетики как таковой.
Мы настолько погрязли в комфорте, что не хотим себя ни в чем ущемлять.
- Честно говоря, меня тоже такие мысли посещают...
- Вот-вот. Зачем себя в чем-то ограничивать? Надо жить полегче, попроще, посвободнее, как католики и протестанты, быть более открытым для общества, сливаться с ним.
- Какие существуют обоснования быть аскетом?
- Важный догматический аргумент - это некая внутренняя раздвоенность, расколотость в человеке. Еще апостол Павел говорил: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19).
Человек чувствует тягу к доброму, к светлому, но страсть, обстоятельства, окружающие люди препятствуют этому. Люди прекрасно знают, чего нельзя делать, но ведут себя иначе. И для устранения зазора между реальным и идеальным нужны аскетические упражнения.
Второе
обоснование необходимости аскезы: человеку, как бы ни хотел он жить
свято, не хватает сил для этого. Он нуждается в благодати Божьей, в
поддержке.
Существует выражение: «Господь спасает нас не без нас».
Если мы не приложим усилий, какими бы мы ни жили светлыми идеалами, у
нас ничего не получится. Каждому нужно открыть сердце Богу, чтобы
воспринять потоки Божественной благодати, энергии для осуществления
добрых дел.
- Т. е. Господь нас не может спасти без крика о помощи?
- Именно так. Я часто привожу такой пример: пошел человек на прогулку в лес и провалился в болото. Если у него есть тяга к жизни, он будет звать на помощь - люди откликнутся и придут на помощь; но если человек был не в настроении, поругался с женой или друзьями, то он упадет, махнет рукой, мол, да и ладно, и утонет. Господь нас может спасти только тогда, когда мы прилагаем определенные усилия. А если у нас такого желания нет, то ничего не получается.
Бог нас не может спасать без нас. Он не в силе нашу волю упразднить. Но Творец может обращать наши нехорошие стороны и поступки в добро Своим Промыслом.
- Наши порывы сдержать себя (например, раздражение, гнев) считаются аскетикой?
- Человека в общении с другими людьми больше всего мучает, выводит из себя страсть гнева. С гневом связаны и раздражение, и осуждение. Если кто-то провоцирует вас на гнев - соблюдайте спокойствие, помолитесь за этого человека. Это тоже аскетическое правило.
К тому же страсть гнева имеет и положительное свойство. Эта наша защитная реакция. Но ею не следует злоупотреблять. Задача человека - сдерживать себя, не гневаться по пустякам на других, а сердиться на грех, на беззаконие, на сами страсти, поощряемые дьяволом. Очень часто наш гнев направлен не только против неправильного поступка, но и на самого человека, которого мы хотим испепелить, не желаем с ним общаться, видеть его. Аскетические усилия способствуют обузданию гнева.
«Лествица» прп. Иоанна Синайского, на мой взгляд, - самая что ни на есть совершенная книга, в которой наиболее полно и правильно изложены основные правила аскетики без крайностей. Само название труда наталкивает нас на мысль, что духовная жизнь должна строиться постепенно, ступенька за ступенькой. Невозможно с первой на 30-ю перепрыгнуть. Человеку, победившему гнев на восьмой ступеньке, легче бороться с другими страстями.
Так,
Евагрий Понтийский, который был первым теоретиком монашеской
аскетической жизни, отталкиваясь от библейской традиции, пришел к
выводу, что в основе всех страстей лежит чревоугодие. В отличие от
Евагрия, преподобный Иоанн Лествичник, будучи не только теоретиком, но в
большей мере практиком аскетической жизни, считал, что христианину в
первую очередь надо обуздывать свой гнев. По мысли преподобного, кто
справился с гневом, тот победил сразу все восемь страстей.
Вот для таких побед и нужна аскетика.
Беседовала Наталья Горошкова
http://pravlife.org/content/glavnoe-oruzhie-hristianina-pozvolyayushchee-pobedit-strasti