После победы Дмитрия Донского над татарами в 1380 году на Руси начался процесс постепенного пробуждения национального духа и возрождения церковно-литературной письменности. Девятью годами позже, в 1389 году, произошло решающее сражение турок и сербов на Косовом поле, приведшее Сербию в итоге к подчинению Османской империи. Обе главных южнославянских страны - Сербия и Болгария - в очень короткий срок перестали существовать как самостоятельные государства.
В связи с османской оккупацией началась массовая эмиграция южных славян в трех основных направлениях: на запад - в Италию; на юг - на Афон и в Константинополь; на север - на Русь. Впрочем, в конце XIV века поток южнославянских беженцев приходил на Русь в основном через славянские обители Афона и Константинополя. Это в значительной мере и определило интенсивность церковно-литературного влияния Святой Горы, объектом которого стали древнерусские монастыри.
Особенно активно южные славяне сотрудничали с северными соседями в области книгописания. В 1399 году в погребении «по лаврьскому обычаю» великого князя Тверского Михаила Александровича, принявшего перед смертью схиму, участвовали святогорские иноки Савва и Спиридон.
Киевский митрополит Киприан (†1406), болгарин или серб по происхождению, долгое время живший в Константинополе и на Афоне, с 1375 г. занял Киевскую кафедру, а с 1389 г. под своим омофором (после полутора десятилетий смут и неурядиц) объединил все части Руси, возглавив единую Русскую Православную Церковь. Он особенно старался развивать местное книгописание, причем по его инициативе книжные собрания московских обителей стали активно пополняться южнославянскими текстами и подлинными рукописями южнославянского происхождения.
Можно предположить, что некоторое количество южнославянских рукописей Киприан вывез с собой еще уезжая с родины. Затем, будучи в очередной раз изгнан из Москвы, он пробыл довольно долгое время в Константинополе, где занимался переписыванием церковных книг - «зная по своему первому пребыванию в Москве, что именно там имелось из книжных трудов и чего недоставало».
Так как авторитет митрополита в сфере книгописания был на Руси очень высок, то русские переписчики охотно пользовались его собственными рукописями как образцами. Об этом, например, свидетельствует тверской список 1402 года с его «Лествицы». В послесловии к ней есть сведения о том, что она списана с оригинала, находящегося в собственности митрополита Киприана, и что с этой целью рукопись специально привезли в Тверь из Москвы. Среди заслуг митрополита Киприана можно назвать и заботу об «исправлении книжном»: он способствовал замене неисправных богослужебных книг на недавно перенесенные в Москву от южных славян.
К первой половине XV века относится церковно-литературная деятельность Григория Цамблака (1364-1419), болгарина из Тырнова. Он в 1415-1419 годах занимал кафедру митрополита Киевского и Литовского, а до своего приезда на Западную Русь долго подвизался на Афоне.
Прп. Сергий Радонежский благословляет св. бл. великого кн. Димитрия Донского на Куликовскую битву. Фрагмент росписи Святых Врат Троицко-Сергиевой Лавры.
Начавшееся освобождение Руси от татаро-монгольского ига (1380), хотя еще и не вполне, но заметно упростило поездки афонских подвижников в Москву. Так, при Дмитрии Донском (1359-1389) святогорский инок Дионисий, приехав в Москву, получил от великого князя Кубенский Спасо-Каменский монастырь. Он ввел там устав Святой Горы, привлек к себе множество иноков строгой жизнью; украсил церковь иконами и библиотеку - книгами. Из этой обители вышли потом основатели новых монастырей: преподобные Дионисий Глушицкий, Александр Куштский. При наследнике Дмитрия Донского Василии Дмитриевиче (1389-1425) Дионисий около семи лет был архиепископом Ростовским.
Знаменитый книжник, святогорский инок Пахомий Логофет (или Пахомий Серб) прибыл на Русь около 1440 года и составил целую эпоху в лит. творчестве, прежде всего в агиографии и гимнографии. Много путешествуя по русским монастырям, он способствовал созданию связей между основными центрами книжности в Москве и Новгороде, в Троице-Сергиевом и Кирилло-Белозерском монастырях. Он создал жития нескольких русских святых и 15 канонов русским святым.
В 1439 году великий князь Московский Василий II Васильевич (Тёмный) обменялся посланиями с афонскими старцами по вопросу о заключенной на Ферраро-Флорентийском Соборе церковной унии. Категорическая позиция святогорских иноков в большой степени определила отношение Русской Церкви к этому событию, предпределив дальнейшую судьбу Восточной Европы.
канд. экон. н. Д.В. Зубов
Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с древнейших времен до 1735 года».
Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. - Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015.
Источник:
http://afonit.info/index.php?option=com_content&view=article&id=5062:svyatogortsy-v-russkom-gosudarstve-v-xiv-xv-vv&catid=43&Itemid=138&tmpl=component&print=1&layout=default&page=