Ромка, армейский друг Никифора, был из той породы людей, которые постоянно ищут встречи со смертью, но смерть всегда обходит их стороной. Бравый боевой офицер, неутомимый весельчак и оптимист. Воевать он начал со срочной службы, и воевал, что называется, от души: без страха и с задором.
Война и свела Ромку с будущим отцом Никифором. По палящим солнцем, на горных перевалах, под прицелом снайпера они сошлись той настоящей мужской дружбой, которая неразрушима ни в сей жизни, ни в следующей. В миру их пути на время разошлись. Никифор начал строить семейную жизнь, работать и воцерковляться, а Ромка продолжил воевать, играя со смертью в прятки. Он смог переиграть ее там - под пулями и гранатами. Но она затаила обиду и отомстила, когда пришел нужный час.
...Отца Никифора разбудил ночной звонок на мобильный. К таким звонкам за время своего пастырского служения он уже привык. Но то, что он услышал на этот раз, повергло его в шок:
- Батюшка, у Ромы отказала поджелудка. Панкреонекроз. Он в реанимации, - плакала по телефону супруга однополчанина.
Смерть взяла свое: прошедший пять «горячих точек» офицер отравился просроченной пищей. Но это был лишь спусковой крючок страшной болезни. Реальная причина крылась в многолетнем стрессе.
Когда отец Никифор приехал в больницу, Ромка был в глубокой коме и подключен к аппарату искусственного дыхания. Пожилой хирург, увидев священника, вздохнул:
- Через пару дней отойдет - чудес не бывает.
Отец Никифор, в жизни которого после прихода к вере чудеса происходили постоянно, ничего не ответил и лишь попросил покрестить своего армейского друга.
Чудо Господь явил. После Крещения Ромка, к удивлению всего отделения реанимации, вышел из комы. Он не мог говорить, но внимательно слушал отца Никифора, когда тот рассказывал ему о Христе, о вере, о том, что смерть - это только второе рождение. О том, что жизнь вечная начинается уже здесь, на земле, с принятия Крови и Плоти Сына Божия.
Ромка с радостью согласился на соборование. Но через два дня после совершения Таинства его состояние резко ухудшилось: неожиданно разошлись швы. Счет шел на часы. Смерть уже пришла в палату к тому, кто посмел когда-то бросить ей вызов. По всем прогнозам, она должна была победить, если бы Господь во второй раз не явил Свою волю.
В то утро, когда боевой офицер умирал в одной из архангельских больниц, Святейший Патриарх Кирилл совершал в Архангельске Божественную литургию. На службу собрали всех местных священников, включая отца Никифора. На Литургии он просил Бога лишь об одном: дать еще Ромке время для покаяния. После службы все священники стали подходить к Патриарху под благословение.
Отец Никифор, чей армейский опыт пока еще в разы превосходил пастырский, рассудил так: рядовые попы - это солдаты и офицеры, наш владыка - генерал, а Патриарх, значит, главнокомандующий. В армии по слову главкома горы переворачиваются - в духовном мире должно быть также...
- Ваше Святейшество, разрешите обратиться! - прогремел басом отец Никифор, отвесив Патриарху глубокий поясной поклон.
У отца-секретаря с отцом-благочинным начали шевелиться волосы на голове: Господи, помилуй... сейчас начнется жаловаться на нас всех Святейшему, потом костей не соберешь.
Предстоятель с удивлением посмотрел на бравого батюшку.
- Ваше Святейшество, у меня сейчас друг армейский в больнице умирает. Помолитесь за него! Романом зовут.
Патриарх Кирилл тепло улыбнулся и затем произнес:
- Помяни Господи о здравии и спасении воина Романа!
Спустя час Ромка вышел из комы. Вопреки прогнозам врачей. По молитве Патриарха. По воле Того, Кто держит в Своих руках ключи от жизни и смерти.
Он жил еще месяц. Читал закон Божий, причащался из рук отца Никифора. В свои последние дни он обрел сокровище, цены которому на земле нет. Ромка не умирал, он готовился к переходу. От тьмы к свету, от страдания к радости, от смерти к жизни.
* * *
Раб Божий воин Роман скончался в день рождения отца Никифора. Так Господь соединил души своих друзей. Круг замкнулся: война прекратилась и наступил мир. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин.14:27).
Михаил Насонов
Фото: https://storage.surfingbird.ru/s/14/2/24/19/r2_fE6nD1F14_orig_d25368b7.jpg