Подчеркну, что говорю даже не о самой встрече и содержании документов (об этом уже много сказано, принципиальные позиции прояснены), а о том, что ОВЦС пытается навязать нашей Церкви лишь свою, «единственно правильную», интерпретацию. Это напоминает сегодняшние геополитические реалии - борьба за многополярный мир против американской гегемонии. США ведь тоже стремятся к тому, чтобы международное право имело только одно толкование - с точки зрения американских интересов и либеральных ценностей. ОВЦС другими методами, но идет к этой же цели: митрополит Иларион хочет определять не только вектор внешней церковной политики, но и контролировать внутрицерковный климат многомиллионной паствы Патриарха Кирилла. Поэтому такая обеспокоенность, непродуманная поспешность и радикальность в высказываниях, как самого владыки Илариона, так и его помощников. Они защищают свой либерально-экуменический проект.
Слишком много уже вполне авторитетных, богословски компетентных и обоснованных голосов церковной общественности, клириков и даже архиереев иных Поместных Церквей не звучат в унисон митрополиту Илариону. Многократное повторение чиновниками ОВЦС (чтобы самим, видимо, не забыть) плохо продуманных мифов про «защиту» сирийских христиан, «посрамление» униатов и «величие» гаванской дипломатии выводит из себя даже таких спокойных и вдумчивых авторов, как священник Георгий Максимов[3] и Киприан Шахбазян. Последний оставил интересное впечатление о поведении владыки Илариона на прошедшей в стенах ПСТГУ конференции, посвященной Всеправославному Собору: «Отдельно скажу о митр. Иларионе (Алфееве). Он был, по сути, единственным, кто, на мой взгляд, явно был озабочен только тем, что надо кого-то успокаивать, что какие-то скандалисты досаждают начальству, лезут к нему с непрошенными советами, а начальству всяко виднее. И он нас увещевал таким тоном, как будто перед ним сидели школьники, а то и дошколята. И еще одно личное впечатление. Он - человек, озабоченный прежде всего карьерой, а не своим делом; точнее, карьеру-то как раз своим главным делом и считающий. И вот еще что мне показалось: он - глубоко светский человек, совершенно не "поп", даже выражением глаз...»[4].
Действительно, митрополиту Илариону стоит опасаться, как бы не сорвался его проект (или сильно видоизменился бы в более реалистическую и консервативную сторону). Ведь уже не только грузинские, греческие, болгарские и русские зарубежные архиереи резко критикуют экуменизм, но и у нас самих стало ясно, что русский епископат не представляет собой однородного желе: митрополит Приморский и Владивостокский Вениамин предложил выйти из Всемирного совета церквей и был поддержан верующими.[5]
На защиту корпоративного единства встают помощники митрополита Илариона, но делают это крайне неубедительно, грубо и как-то непрофессионально. Г-н Севастьянов, например, на антицерковном портале цинично сравнивает всех несогласных с Иудой и называет «внутренними сектантами», при этом торжественно заявляет, что «мандат богослова» в нашей Церкви имеет исключительно председатель ОВЦС.[6] Для спонсора Общецерковной Аспирантуры подобное преклонение перед «гением» ее ректора простительна. Л. Севастьянов не обязан быть в курсе, например, той критики профессора МДА А.И. Сидорова, которой, увы, не выдерживали патрологические изыскания тогда еще о. Илариона (Алфеева) в области т.н. «новооткрытых текстов преп. Исаака Сирина». Но недопустимо по-хамски требовать извержения из сана тех, кто служит Церкви не под омофором ОВЦС. Совершенно справедливо и своевременно помощнику митрополита Илариона дали достойный ответ почти сразу после его «перлов»: «Возможно, это скандальное заявление Л. Севастьянова было согласовано с митрополитом Иларионом с целью подтолкнуть несогласных с "встречей тысячелетия" папы и патриарха в Гаване к уходу в раскол, что облегчило бы обновленческо-экуменической группировке в РПЦ беспрепятственно проводить свои либеральные церковные реформы. Подобное наглое выступление, совершенное церковным чиновником, по сути, является не чем иным, как преступлением против единства Русской Православной Церкви».[7]
Так же провокационно звучат заезженные обвинения иеромонаха Стефана (Игумнова) в адрес «ревнителей» в раздувании раскола и про письма «под копирку». Священнослужителю, нарушившему 45 апостольское правило и участвовавшему 21 января 2016 года в экуменическом богослужении с католиками и протестантами в московском католическом костеле Непорочного Зачатия[8], странно обличать кого-то в нарушении мира и единства церковного. Или каноническое право тоже на дипломатической службе? Или снова борьба интерпретаций? У о. Стефана оригинальный взгляд на экуменизм - это проблема прошлого, это при святых отцах верить было опасно, а сейчас все в порядке: «В те времена, когда церковное учение только отливалось в незыблемые формулировки и действительно существовала опасность "смешения вер", святые отцы категорически предостерегали от всякого общения с еретиками и раскольниками. Сегодня же не составляет никакого труда уяснить, где православное учение, а где какое-либо иное».[9] А чтобы совсем понять, как верить, читай двухтомник «Православие» за авторством единственного «официального» богослова РПЦ - митрополита Илариона. Да и уяснять на самом деле ничего не надо. И вера, и рациональность переформатируются другой парадигмой.
Вообще интервью о. Стефана крайне интересно тем, что в нем наглядно проступает тот дискурс, в котором разворачивается упомянутый выше проект митрополита Илариона. Проект этот - постмодернистский. Речь уже идет не о «смешении вер», а о смешении всего. Поэтому в речи о. Стефана «осколки» всех парадигм: традиционные ценности и Православие - «успокоили» православных; Папа Римский и «права человека» - привет нам от модерна; наконец, Билли Грэм и американские евангелисты - это подмигнул нам постмодерн. Мы поняли отдельные мысли, чем-то возмутились, с чем-то согласились, а в целом - пустота. Но проект двигается.
В объяснениях чиновника ОВЦС, как и в «Разъяснениях» ОВЦС в целом, не нужно искать каких-то отступлений догматического характера, канонических нарушений, апостасии и прочего - все это там и есть, и нет. Главное там - это постмодернистский новояз, экуменическая ризома, действительно «новое религиозное сознание», в котором традиционные ценности так же легко и игриво компонуются с ценностями либеральными, как и в самом образе митрополита Илариона бессвязно перемежаются черты архиерея, композитора, телеведущего, политика, богослова. Не стоит наивно полагать, что все - лишь функции одного и того же должностного лица. Это образ без лица. Весь ОВЦС как проект не имеет религиозной идентичности (я не про формальную принадлежность синодального отдела к Русской Церкви, а про внутреннюю самоидентификацию).
Кем ощущал себя иеромонах Стефан (Игумнов) на экуменическом богослужении в соборе Непорочного Зачатия - православным, католиком, баптистом? - Скорее всего, просто сотрудником ОВЦС. Традиционный православный священник вряд ли бы посмел публично попирать апостольские правила, являющиеся неотъемлемой частью Священного Предания Православной Церкви!
Не стоит ждать прямого ответа на прямой вопрос: «Кто Вы, владыка Иларион?» Нам не схватить смысл там, где его нет. ОВЦС - это один большой симулякр «православного свидетельства», «православной политики», «православной миссии». Понять из «Разъяснений» ОВЦС[10], православен ли будет Всеправославный Собор или зачем на самом деле встречался Патриарх с Папой так же трудно, как понять из трудов владыки Илариона, например, является ли апокатастасис ересью или теологуменом; несторианин ли преп. Исаак Сирин или нет[11]; существует Церковь или церкви и т.п. В духе либеральной идеологии, а никак не церковной Традиции на все эти вопросы есть только индивидуальные ответы. А поскольку в качестве сильного и информационно раскрученного индивида выступает председатель ОВЦС, то мы и слышим только один «главный голос». Постмодерн приходит через информационные сети. Кто контролирует большинство церковных СМИ, включая Издательский Совет и Информационный синодальный отдел? Не возглавляет, а контролирует. Вопрос такой риторический, как если бы мы серьезно удивлялись, почему реальных дискуссий по обсуждению гаванской встречи, Всеправославного Собора, нового катехизиса так и не произошло. Симулякры копируют только симулякры.
Хочу предупредить тех, кто, естественно, обличит меня в осуждении архиерея и влиятельного синодального ведомства. Митрополит Иларион - носитель определенных либерально-экуменических идей и тенденций. Кому они близки - поет песнь хвалебную, как о. Стефан или г-н Севастьянов; кому нет - начинает их анализировать и делать выводы. И расколом здесь даже не пахнет и никто к нему не призывает. Ведь сам ОВЦС заявляет о том, что богословской нагрузки «встреча тысячелетия» не несла, и догматических вердиктов проекты документов Всеправославного Собора не выносят, а значит мы имеем полную возможность посмотреть на эти события и их «разъяснения» здоровым критическим взглядом. ОВЦС - звучит гордо, но это еще не Церковь.
[1] http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=120074
[2] http://rusplt.ru/society/protestyi-veruyuschih-politika-intervyu-24470.html
[3] http://www.blagogon.ru/digest/700/
[4] http://www.blagogon.ru/digest/702/
[5] http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/07/
[6] http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=120074
[7] http://www.blagogon.ru/news/436/
[8] http://blagogon.ru/news/424/
[9] http://rusplt.ru/society/protestyi-veruyuschih-politika-intervyu-24470.html
[10] http://www.blagogon.ru/digest/700/