24 года назад, в 1992 году, на территории самой крупной в Украине психиатрической клиники возродила свою деятельность Свято-Кирилловская община, преобразованная в 2011 году в Свято-Кирилловский мужской монастырь. Так восстановилась связь времен - XII и XXI веков.
«Вы настоящий поп?»
Этот вопрос задавали больные «Павловки» (так в народе именуют Киевскую психоневрологическую больницу №1), окружившие отца Федора Шеремету, когда он летом 1992 года впервые отслужил молебен во дворе перед старинной Кирилловской церковью-музеем. Пациенты обступили батюшку, трогали его рясу руками - они никогда в жизни не видели священника вблизи, как дети, радуясь, принимали от него иконки и крестики, наперебой рассказывая о себе, учились брать благословение...
Протоиерей Феодор Шеремета
О. Федор рассказывал, как, проезжая еще в советское время мимо древнего Кирилловского храма, говорил: «Вот послужить бы в нем!..» В начале 1990-х рушилась атеистическая система, после 70-летнего перерыва стали создаваться новые православные общины, среди которых возникла и Свято-Кирилловская.
С тех пор прошло 24 года...
Священников не хватало, Кирилловский храм (12 в.) пребывал в заповедной зоне в составе Софийского исторического заповедника, в нем не то что служить - зайти без музейного билета было невозможно. В алтарной части на месте престола были установлены... батареи отопления. Несколько лет ушло на «обивание порогов» высоких кабинетов, вплоть до Кабинета Министров, с единственной просьбой: разрешить богослужение в Кирилловском храме. Заключить договор о совместном использовании храма (в определенные дни и часы для православной общины) помог бывший глава Комитета архитектуры и строительства при КМ Украины Владимир Гусаков. Какие препятствия ни чинил заповедник «София Киевская», Церковь получила право на ведение богослужений в старинном храме, построенном в домонгольский период, сохранившем старинные фрески, иконографические шедевры и росписи великого Михаила Врубеля.
С первых дней служения на Кирилловских холмах православная община, заложившая основу для возрождения обители, взяла попечение над болящими 24-х отделений психоневрологической клиники, среди которых и два детских. Было создано сестричество в честь иконы «Отрада и утешение», список ее привезен со Святой Горы Афон. Со временем в бывшей монастырской трапезной (монастырь был упразднен Екатериной ІІ в 1786 г.), где размещались склады, а затем и больничный клуб, оборудовали, а фактически построили заново храм Василия Великого.
Храм Василия Великого
На верхней территории больницы (а это 24 гектара площадей) у дорогожицкого леса, примыкающего к Бабьему Яру, была устроена так называемая пустынька с двухэтажным корпусом, огородами, садом и пасекой. А в Барышевском районе в селе Тарасовка в аренду было взято 70 га земли. Создан скит с храмом и жилым корпусом. Продукты питания, в том числе и молочные, поступали в трапезную, также построенную общиной. Здесь же действовала благотворительная столовая для неимущих и пациентов больницы. Так закладывалась основа будущей обители. Указом Священного Синода УПЦ в 2011 году приходу был присвоен статус монастыря. Это произошло буквально через несколько дней, когда первый настоятель протоиерей Федор почил о Господе (+1.05.2011). Его многолетняя мечта сбылась...
Отец Федор, его помощники, соработники и воспитанники
Одним из главных послушаний, на которые направлял своих помощников о. Федор, был уход за больными. Некоторые прихожане по его благословению устроились нянечками в отделения больницы. Двое из них теперь в монашеском постриге - монахиня Варвара и инокиня Катерина. Бывшие послушники Николай, Виктор, Анастасий стали протоиереями и продолжают исполнять священнические обязанности в монастыре, о. Виктор принял монашество с именем Вонифатия.
Все они и многие другие, во главе с батюшкой Федором, много сил отдали возрождению Кирилловской обители. По договоренности с главврачом больницы сестричество и братство прихода регулярно посещали отделения больницы, приводили пациентов на богослужения. Участвуя в Таинствах Исповеди и Причастия, многие получали облегчение в душевных страданиях. Были неоднократные случаи исцеления. Так, двое бывших молодых пациентов (парень и девушка) по благословению о. Федора пели на клиросе, помогали в трапезной, познакомившись ближе, создали семью. О. Федор обвенчал молодую пару, теперь у них уже взрослые дети. Еще одна пациентка с тяжелым диагнозом стала сестрой милосердия, болезнь оставила ее, потрудившись в сестричестве около 10 лет, она преставилась ко Господу.
Ушли в мир иной еще два известных священника старшего поколения, находившиеся за штатом по возрасту, также помогавшие о. Федору в богослужениях и духовничестве - его родной брат протоиерей Стефан Шеремета и протоиерей Василий Прехно. Школу диаконства в Кирилловской церкви проходил известный профессор медицины, заведующий отделением гематологии Киевской больницы №9 и настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» прот. Михаил Суховий (+ 2007).
Среди воспитанников и духовных чад о. Федора, многолетнего преподавателя литургики в КДАиС, множество ныне здравствующих священников, монахов, епископов, служащих в Киеве, других епархиях Украины и за рубежом.
Духовный авторитет известного пастыря был настолько велик, что к нему за советом и благословением обращались не только киевляне, но и верующие с других городов. Сюда приезжали паломнические группы и стран Ближнего зарубежья. Среди духовных чад о. Федора - профессора и академики, народные депутаты, писатели, журналисты, ветераны войны и труда, молодежь. А также и бывшие заключенные.
Два разбойника
Еще в период служения прот. Федора в женском Покровском монастыре в советское время его пригласили в Лукьяновскую тюрьму исповедовать двух осужденных за тяжкие преступления и приговоренных к высшей мере наказания - расстрелу (смертная казнь тогда еще отменена не была). Так вот, рассказывал о. Федор, один из преступников горячо раскаялся и просил молитв о себе, другой же, напротив, наотрез отказался исповедоваться и хулил Бога и Церковь. И что удивительно: раскаявшийся «разбойник» был помилован, смертная казнь была заменена тюремным заключением. Другой же был казнен.
Церковь и психиатрия. Тревожная статистика
Автору этих строк довелось помогать о. Федору в выпуске приходской газеты «Кириллица», завоевавшей, кстати говоря, немалый авторитет у читательской аудитории Киева и других епархий, и освещать в православных изданиях и на интернет-порталах важную и малоизученную тему взаимодействия Церкви и психиатрии. К сожалению, прогнозы мировой психиатрии остаются неутешительными. Современное человечество, позабыв заповеди Бога, отступив от Христа во многих странах мира, несмотря на стремительные достижения цивилизации, все более страдает различными недугами. В том числе и душевными.
Недаром больше всего суицидов наблюдается нынче как раз в странах с достаточно высоким материальным уровнем жизни: Австрия, скандинавские государства, Финляндия, Швейцария, Германия, а также страны Восточной Европы и Япония. В этот печальный список попадает и не блещущая экономическими достижениями Украина. Ежегодно в мире от самоубийств погибает город с полумиллионным населением. Каждую минуту в мире предпринимается хотя бы одна суицидальная попытка. Эта цифра превышает количество жертв убийств в вооруженных конфликтах и в будущем, по прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), будет увеличиваться так, что к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, лидирующих по количеству людских трудопотерь, и обгонят сердечнососудистые заболевания, занимающие сейчас первое место в мире.
Православная Церковь уделяет проблеме душевных заболеваний особое внимание. Об этом говорится и в Социальной концепции УПЦ: «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений греховной поврежденности людской природы. Однако Церковь, всегда разделяя в структуре личности душеный и телесный уровни, различала болезни, которые возникли "от естества", и недуги, содеянные бесовским влиянием или пристрастиями, которым подчинился человек». При этом дается существенное уточнение: «Психическая болезнь не унижает достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольные люди являются носителями образа Божиего, оставаясь нашими ближними, которые требуют сострадания и помощи».
Пасхальная служба на Кирилловских холмах
В этом году в Кирилловском монастыре в воскресенье Антипасхи ее возглавил митрополит Луганский и Алчевский Митрофан. Владыка отметил огромную честь и ответственность нести послушание в этой святой обители, основанной еще в период Киевской Руси, где подвизались многие поколения подвижников, среди которых были святитель Дмитрий Ростовский и его боголюбивые родители и сестры.
Митрополит Митрофан с братией после службы
Для Кирилловского монастыря, как и для многих других православных обителей, было характерно попечение о страждущих душевными недугами. Не случайно, отметил митрополит, в советское время психиатрические лечебницы создавались на территориях бывших монастырей: «Видимо, так Богу было угодно, чтобы люди, страдающие душевными недугами, поселялись в местах, где обитает благодать Божия».
Православный иерарх рассказал также, что в епархию, которую он возглавляет и которая наиболее пострадала от боевых действий, постепенно возвращается мир. И мир этот удерживает наша общая молитва, наша благочестивая жизнь во Христе. Грех приносит страдание, напомнил владыка. Это выражается в войнах, ненависти, расколах, а также в болезнях, в том числе и душевных. «И то, что молитвенная лампада зажглась в этом древнем монастыре, - великая милость Божья: значит, в мире будет меньше страданий. И многое зависит от нас, православных христиан».
Сергей Герукhttp://pravlife.org/content/psihbolnica-na-territorii-monastyrya-sluchaynost